Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Концепция разрабатывалась Л.С. Выготским (1896-1934) и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Следуя идее общественно-истор. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естеств. созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, явл. системы знаков-символов (напр., язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психол. функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение чел. от поведения животного. Опосредованность развития человеч. психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внеш. деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. чел. (взрослый) с помощью определ. средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутр. способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь,
"натуральные" психические функции
трансформируются и "сворачиваются",
приобретают
Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в К.-и. т. расширяет понимание ведущей роли субъекта в разл. видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутр. индивид, свойств личн. ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с др. людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение явл. хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность явл. осн. характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутр. психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения В воззрениях Выготского личн. есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личн. ребенка и его культур, развитием. Личн. "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личн. будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса явл. образование личн., ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личн. в целом и обусловлено им".
В своем развитии личн. проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критич. периодами в жизни личн., во время которых идет бурное формирование психол. новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенч. неблагополучие ребенка в критич. возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личн. ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психол. функционирование личн. Напр., появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование явл. третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личн. (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личн. психол. отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культур. средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личн., обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеч. сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Согласно замыслу Выготского, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику (Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.) человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например, бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека.
Основой культурно-исторической теории Л.С.Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Например, память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой являются различные мнемотехнические приемы и средства, т.е. особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, культурации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей (например, речь, мимика, жесты и т.д.) и даже человека к самому себе. Когда человек пытается овладеть своим поведением, а значит, овладеть своей психикой, то он в это время «изготавливает» особый знак, который затем выступает в качестве средства организации действия по овладению человеком своей психикой.
Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»