Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
1. До 19
в. Классическая
парадигма направлена на естествознание,
в основе механика. Цель – создать нейтральный
язык. Наука становится профессиональной
и из теории превращается в практико-ориентированную.
Для классики характерно:
объективирование знаний,
четкое разделение областей,
оппозиция субъекта
и объекта, детерминизм,
причинно-следственные
связи, естественно-научный
метод.
2. Рубеж 19-20 вв. Неклассическая парадигма – включается человек. Многое зависит от его точки зрения. Наблюдатель определяет результат. «Мир зависит от нашего взгляда на него». Мир- это динамически развивающееся целое, в которое включен наблюдатель. Мамардашвили ввел понятие неклассической психологии (гл. идея возрождение и идея уникальности каждого человека). Отказался разделять мир на субъективное и объективное. Отрицал существование естественного порядка вещей независимого от человека. Существование человека – это всегда веeр возможностей или проект. Человек реализует свою жизнь через выборы. Понимал человека как активного, осознающего, принимающего решение.
3. 20 в. Постнеклассическая парадигма – человек меняет существующую систему. Мир – система открытая, варьирующаяся, в которой выборы, которые делает человек, влияют на будущее всего мира. В постнеклассике рассматриваются взаимоотношения, взаимосвязь субъекта и объекта. Характерно признание многопредметности, сосуществования множества теорий. Одна и та же реальность рассматривается с разных позиций - теряется подразделение наук о природе и наук о духе. Междисциплинарные исследования становятся ведущими. Переход от познавательной парадигмы к экзистенциальной.
Недостатки и ограничения классической психологии:
Неклассическая парадигма:
Преодоление
естественно-научной установки
Пузырей и Василюк: психологическая практика отделена от теории. Для нее разрабатываются свои методы.
Братусь: нужен переход от гуманитарной парадигмы к эсхатологической – которая бы исходила из представлений о предельных смыслах бытия.
Методологический прорыв возможен в осмыслении способов освоения области практической психологии.
Постнеклассическая наука:
Принцип неопределенности – невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.
Принцип дополнительности – возможность нескольких способов описания вещества в разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»