Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Историко-системный подход нацелен на вскрытие того, как проявляется внутренняя тенденция развития науки в закономерно усложняющихся системных представлениях о ее предмете ( КлочкоВ.Е.,). Однако, прежде чем приступить к более детальному его анализу, предварительно необходимо развести между собой понятия «историко-системный подход» и подход «системно-исторический» .
Прежде всего, историко-системный подход мы используем для выявления влияния системных представлений все более высокого уровня на принципы детерминизма, с ними связанные, а значит и на всю организацию науки. Системно-исторический подход, который, по мнению его разработчиков, уже включает в себя принцип детерминизма, отражает многоуровневую детерминацию сменяющих друг друга психологических теорий. (Анциферова Л.И., 1976, 1980; Будилова Е.А., 1972,1973).
Сближает два принципа (историко-системный и системно-исторический) положение о том, что психологические теории прошлого можно правильно понять только с позиций более высокого уровня развития науки, в рамках которого развиваются тенденции, содержащиеся в ранее созданных теориях. Только историко-системный подход изначально основывается на предположении о том, что наука представляет собой самоорганизующуюся систему, и следовательно развитие ее идет по линии усложнения системной организации. Это означает, что внутренняя по линии реализации все более высоких по уровню типологических форм системного подхода. Предполагается, что возникновение категорий и принципов психологии является результатом этого движения науки по линии закономерно сменяющих друг друга уровней системного изучения психологической реальности. Отсюда следует, что внутренняя тенденция развития науки направлена на все более целостное, многомерное и многокачественное изучение психологической реальности, которое и можно проследить через анализ этапов развития науки, фиксацию закономерного движение психологической мысли с одного "этажа" познания на другие, все более высокие, с которых по-новому открывается предмет науки и по-другому оформляются принципы его изучения и категории, в которых фиксируется; изучаемый предмет (КлочкоВ.Е., 1987. 1990) Самый первый (нижний) - досистемный уровень. Это уровень непосредственного, простого знания, рассмотрение предмета исходя из него самого, "предметоцентризм". Психология начала свою историю с этого уровня. Предметом науки является то, что непосредственно дано сознанию, а сама она пытается понять его назначение, структуру и принципы работы, не выходя за пределы самого сознания (интроспекция).
Что же касается историко-системного подхода, то он изначально разрабатывался как метод исторического анализа, нацеленный на вскрытие того, как проявляются внутренние тенденции развития психологии в закономерно усложняющемся системном определении предмета науки (В.Е. Клочко, 1988).
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»