Шпаргалка по «Методологические основы психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание работы

1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.

Работа содержит 38 файлов

1.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

11.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

26.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 28.00 Кб (Скачать)

     «Принцип  детерминизма» - один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий  истолковывать  изучаемые   феномены исходя  из     закономерного     взаимодействия доступного эмпирически  контролю факторов.

    1. В 20-е гг. 20в. проблема детерминизма в психологии выступала как соотношение внешних воздействий и рефлексов человека  (связь сознания и поведения).

     2) Преодоление методологии рефлексологии  культурно-историческая концепция  ВПФ (Выготский). Природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры в ходе его общения с другими людьми.

3) Рубинштейн. Принцип «единства сознания и деятельности» - их взаимосвязь и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения. Всякое действие есть взаимодействие, внешнее посредством внутреннего.

     4) Психическое развитие, обучение и воспитание - движущие силы развития.

     5) Принцип отражения одна из  форм принципа детерминизма.

     6) А.Н.Леонтьева. В книге "Деятельность. Сознание. Личность" предложена, по существу, формула активности: "Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет". Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых ее единиц, чтобы подготовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происходящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания.

     Также Леонтьев критиковал принцип детерминизма: психика детерминируется  и мозгом и внешним  миром,

По-мнению Рубинштейна способности – психологические свойства формируемые прижизненно в деятельности, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки (почва для произрастания определенных способностей). А Леонтьев считал, что вся психическая деятельность формируется прижизненно (существует два вида способностей;

     ¾ общие для человека и животных с анатомо-физиологическими предпосылками.

     ¾ человеческие способности, в основе которых лежат функциональные органы).

     принцип социальной обусловленности  психики (Л.С. 8 Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

     7) Таким  образом,  человек-это   меньше  всего  продукт  наследственности  и

     окружения; человек в конечном счете сам  решает за  себя!  Попытаемся  теперь

     обрисовать  наиболее  важные  из  вообще  возможных  измерений  человеческого

     бытия. Одним из  этих  измерений является  то,  что можно обозначить  как

     витальная основа; ее изучают как  биология,  так  и  психология.  Во-вторых,

     необходимо   назвать   социальное   положение    человека;    это    предмет

     социологического  анализа. Витальная основа вместе  с  социальным  положением

     образуют  естественную  заданность  человека.  Эту  заданность  можно  всегда

     установить  и зафиксировать средствами  трех  наук:  биологии,  психологии  и

     социологии. Но нельзя при этом упускать из виду, что собственно человеческое

     бытие  начинается  лишь  там,  где   кончается   любая   установленность   и

     фиксируемость,  любая  однозначная   и   окончательная   определенность.   А

     начинается  там, прибавляясь к естественной заданности человека, где есть его

     личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к  любой

     витальной основе и к любой ситуации. Эта  установка, конечно,  уже  не  может

     быть  предметом какой-либо из названных  наук; скорее она существует в  особом

     измерении. Кроме того, эта  установка  принципиально  свободна;  в  конечном

     счете она представляет собой  решение.  И  если  мы  расширим  нашу  систему

     координат за счет этого последнего возможного  измерения,  то  в  нем  будет

     реализовываться всегда существующая  благодаря  свободе  личностной  позиции

     возможность экзистенциальной перестройки.

6.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»