Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
«Принцип детерминизма» - один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступного эмпирически контролю факторов.
2)
Преодоление методологии
3) Рубинштейн. Принцип «единства сознания и деятельности» - их взаимосвязь и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения. Всякое действие есть взаимодействие, внешнее посредством внутреннего.
4) Психическое развитие, обучение и воспитание - движущие силы развития.
5) Принцип отражения одна из форм принципа детерминизма.
6) А.Н.Леонтьева. В книге "Деятельность. Сознание. Личность" предложена, по существу, формула активности: "Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет". Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых ее единиц, чтобы подготовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происходящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания.
Также Леонтьев критиковал принцип детерминизма: психика детерминируется и мозгом и внешним миром,
По-мнению Рубинштейна способности – психологические свойства формируемые прижизненно в деятельности, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки (почва для произрастания определенных способностей). А Леонтьев считал, что вся психическая деятельность формируется прижизненно (существует два вида способностей;
¾ общие для человека и животных с анатомо-физиологическими предпосылками.
¾ человеческие способности, в основе которых лежат функциональные органы).
принцип социальной обусловленности психики (Л.С. 8 Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
7)
Таким образом, человек-это
меньше всего продукт
окружения; человек в конечном счете сам решает за себя! Попытаемся теперь
обрисовать наиболее важные из вообще возможных измерений человеческого
бытия. Одним из этих измерений является то, что можно обозначить как
витальная основа; ее изучают как биология, так и психология. Во-вторых,
необходимо назвать социальное положение человека; это предмет
социологического анализа. Витальная основа вместе с социальным положением
образуют естественную заданность человека. Эту заданность можно всегда
установить и зафиксировать средствами трех наук: биологии, психологии и
социологии. Но нельзя при этом упускать из виду, что собственно человеческое
бытие начинается лишь там, где кончается любая установленность и
фиксируемость, любая однозначная и окончательная определенность. А
начинается там, прибавляясь к естественной заданности человека, где есть его
личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к любой
витальной основе и к любой ситуации. Эта установка, конечно, уже не может
быть предметом какой-либо из названных наук; скорее она существует в особом
измерении. Кроме того, эта установка принципиально свободна; в конечном
счете она представляет собой решение. И если мы расширим нашу систему
координат за счет этого последнего возможного измерения, то в нем будет
реализовываться всегда существующая благодаря свободе личностной позиции
возможность экзистенциальной перестройки.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»