Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Интеграция научного
знания является необходимым условием
к постижению сложных закономерностей
и глубоких связей мироздания, которые
открывают путь к пониманию его
как единой системы. Естественно, что
этот путь предполагает и перманентный
переход к новым, все более высоким
уровням анализа данных, которые накапливает
каждая конкретная наука. Во всем многообразии
наук психологическая наука имеет очень
важную в рассматриваемом плане особенность,
а именно: в психологии человек предстает
и как субъект, и как предмет познания.
Исходя из изложенного
выше есть основания предположить,
что интеграционные процессы в психологии
имеют свою специфику. Можно выделить
три самых общих направления
психологической интеграции.
Первое
направление связано с самой психологией,
с факторами развития психологического
знания. В становлении психологии, если
брать за начальную точку отсчета концепцию
Вундта, это сопровождалось изменением
представлений о самом предмете психологии.
В качестве иллюстрации может быть приведен,
например, следующий ряд: чистые элементы
сознания (структурализм); сознание как
адаптационный механизм, внутренние и
внешние условия (функционализм); личность
и психоэнергетическое равновесие (психоанализ);
поведение (бихевиоризм); психическое
отражение и психика как свойство физиологического
субстрата – мозга (одна из концепций,
наиболее распространенных вплоть до
настоящего времени) и др. Получило признание
и научное направление современной психологи,
в самом названии которого ясно отражена
его суть – когнитивная психология.
Таким образом,
можно сделать вывод, что первое
направление интеграционных процессов
в психологии, связанное с имманентными
особенностями психологического знания,
имело и имеет очень важное
значение как для познания вообще,
так и для познания в конкретной
области.
Второе
направление интеграции в психологии
связано с тем, что психологические знания
все шире используются в других науках.
Успешность развития многих наук и их
практических приложений оказывается
в настоящее время непосредственно связанной
с данными теоретической и прикладной
психологии. Все это имеет результатом
изменение социальной роли и значимости
психологии. Среди российских ученых,
давших убедительное обоснование этому
явлению, следует прежде всего назвать
имя Б. Г. Ананьева.
Б. Г. Ананьев
показал, что из всех наук, так или
иначе связанных с изучением
человека, только психология может
рассматриваться в качестве общего
научно-методического центра. Тем самым
психология приобретает свойства системного
фактора, образующего обширную научно-практическую
область (систему) человекознания. При
этом психология активно ассимилирует
данные других наук прежде всего с целью
их психологического осмысления и дальнейшей
психологизации сфер практического применения.
Третья
линия психологической интеграции
может рассматриваться как единство, но
лишь в определенном смысле того, что было
рассмотрено выше. В этой линии интеграции
можно, по нашему мнению, выделить два
уровня. Первый – компилятивный. В общих
чертах его суть состоит в следующем.
Некий психологический
феномен используется какой-то наукой
для построения своих новых теоретических
концепций. Возвращаясь в психологию,
эти концепции расширяют знания о сути
человеческой природы и бытия. Речь идет
прежде всего о концепциях ноосферы (В.
И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден), этногенеза
(Н. И. Гумилев), единства Вселенной (А. Л.
Чижевский) и др.
Следующий уровень
третьей линии психологической
интеграции может быть назван, по нашему
мнению, конструктивным, или созидающим.
Результатом его является, во-первых,
построение принципиально новой единой
теории на основе трудно, казалось бы,
согласующихся теоретических концепций
разных наук. Во-вторых, адекватный метод
и инструмент, которые могут обеспечить
успешную практическую деятельность.
Все это, безусловно, предполагает в той
или иной мере учет исторического и настоящего
опыта всех школ мировой психологии. Стало
быть, речь идет об уровне интеграции,
который соответствует новому направлению
в психологии, новой психологической школе.
В настоящее время этим требованиям более
всего отвечает психологическая школа
онтопсихологии, основанная и развиваемая
итальянским ученым А. Менегетти[1].
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»