Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
А.Н.Леонтьев: д. – специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности. На психологическом уровне - это единица жизни, опосредованной психическим отражением (т.е. возможность активного отражения действительности, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Т. о., д. - система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Д. индивида включена в систему отношений общества. Общество не просто внешние условия, а это источник мотивов целей деятельности индивида.
Всякая д. имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентируемого образа. Таким образом, психическое отражение порождается не непосредственными внешними воздействиями, а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые (контакты) поэтому необходимо подчиняются его (предметного мира) независимым свойствам, связям, отношениям. Т.е. предмет первично управляет процессом деятельности, вторично этим управляющим становится образ этого предмета (предмет – процесс деятельности – ее субъективный продукт). Но есть и переход деятельности, регулируемой психическим образом в покоящееся свойство ее объективного продукта. Эмоции и чувства порождаются соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами.
Д. предметна по определению. «При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий д. субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».
Изначальная д. любого сyщества, напpавленная на ассимилятивные пpоцессы, выживание есть деятельность внешняя. Hо с pазвитием - на сознательном ypовне - опpеделенные опеpанты, действия, а потом и деятельности yходят "внyтpь" или же интеpиоpизиpyются.
Структура и уровни анализа деятельности:
Выделяются 2 основных плана анализа деятельности:
Внешняя
характеристика Д. предполагает
оперирование понятиями
«субъект» и «объект»,
«условия» и «средства».
Внутренняя характеристика
описывает побуждающие
ее мотивы, цели, способы
планирования и формы
регуляции.
Тpи
принципа анализа
Д.:
а)
Генетический. Исходная
фоpма человеческой
Д. - социальная, совместная
Д, а механизм pазвития
психики - интеpиоpизация,
обеспечивающая yсвоение
общественно-истоpического
опыта пyтем пpеобpазования
социальной совместной
Д. в индивидyальнyю Д.
Пеpеход внешней Д. во
внyтpеннюю.
б)
Cтpyктypно-фyнкциональный.
Анализируется строение
Д. и выделяются ее
структурные единицы,
содержащие в себе основные
свойства, пpисyщие целому.
в)
Динамический. выявляются
механизмы поэтапного
развития и усложнения
Д., возникновение ее
новых фоpм, обеспечение
yстойчивости и надситуативного
характера Д.
Уровни анализа деятельности:
А) Общепсихический – анализ макроструткуры деятельности, ее общие характеристики.
Б) Социально-психологический – анализ совместной деятельности групп людей
В) Психофизиологический – анализ физиологических механизмов, которые реализуют анализ психической деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»