Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Ярош. идеи детерминизма. Петровск.и Ярош. – признание истории. Историко – категор. анализ это анализ категориального аппарата. Истор. – кат. подход д.б. дополнен др. подходами.
В 1971 году
М.Г.Ярошевским было введено, понятие
о "категориальном строе психологической
науки". Занимаясь историей психологии,
М.Г.Ярошевский обратился к анализу причин
распада некоторых психологических школ
и течений. При этом выяснилось, что их
создатели оказались ориентированными
на один относительно изолированный, заведомо
приоритетный для исследователей психологический
феномен (к примеру, бихевиоризм положил
в основу своих взглядов поведение, действие;
гештальтпсихология – образ и т.д.). Тем
самым в ткани психологической реальности
ими имплицитно была выделена якобы одна
инвариантная "универсалия", ставшая
основанием для конструирования соответствующей
теории во всех ее ответвлениях. Это позволяло,
с одной стороны, легче выстроить логику
развития системы исследований, перехода
от одних экспериментально проверенных
утверждений к другим, уверенно прогнозируемым.
С другой стороны, это сужало сферу применения
исходных принципов, поскольку не опиралось
на основания, явившиеся исходными для
других школ и направлений. Введение категориального
строя как базиса, на котором развиваются
основные психологические понятия, имело
принципиальное значение. Как и во всех
науках, в психологии категории выступили
наиболее общими и фундаментальными определениями,
охватывающими наиболее существенные
свойства и отношения изучаемых явлений.
Применительно к бесчисленному множеству
психологических понятий выделенные и
описанные базисные категории были системообразующими,
позволяющими строить категории более
высокого порядка метапсихологические
категории (по А.В.Петровскому). В то время
как базисными категориями являются:
"образ", "мотив", "действие",
"отношение", рожденные, соответственно,
в гештальтпсихологии, психоанализе, бихевиоризме,
интеракционизме, к "метапсихологическим
категориям" могут быть отнесены,
соответственно, "сознание", "ценность",
"деятельность", "общение" и
др. Если базисные категории – своего
рода "молекулы психологического знания,
то метапсихологические категории можно
сравнить с "организмами". Выделение
наряду с "базисными" метапсихологических
категорий и соответствующих им онтологических
моделей позволяет переходить к наиболее
полному постижению и объяснению психологической
реальности. На этом пути открывается
возможность рассмотреть теоретическую
психологию как научную дисциплину, имеющую
метафизический характер. При этом метафизика
понимается здесь не в традиционном для
марксизма смысле, трактовавшем ее в качестве
противоположного диалектике философского
метода (рассматривающего явления в их
неизменности и независимости друг от
друга, отрицающего внутренние противоречия
как источник развития.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»