Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
В. Дильтей сформулировал идею о том, что существует не одна психология, а две, причем каждая из них имеет свой предмет и идеологию.
1. Объяснительная психология:
а) интроспективная психология ( в варианте физиологической психологии Вундта)
б) аналитическая
психология – нацелена на анализ явления
сознания с выделением «атомов» последующего
синтеза, высших процессов сознания. Эта
психология сближается по методологии
с естественными науками, и , потому, столь
же номотетична ( стремится к выведению
общих законов душевной жизни, которые
сводятся к закону физиологической жизни
и представляет сознание всех людей в
виде лабораторного человека.
2. Описательная психология (идеографическая) – должна заниматься описанием и пониманием душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры, которые по Дильтею объективируются в психике человека. Методы постижения этих фактов – сопереживание и эмпатия.
Идеи Дильтея
отразили имеющиеся противоречия двух
теоретико-методологических ориентаций,
которые сохранились до настоящего
времени (гум псих – вариант описательной
псих; когнит псих – вариант объяснит
псих)
Описат псих исходит из гуманитарной парадигмы:
Номотетическое направление – измерение индивидуальных психологических особенностей, требующих соотнесения с нормой. В данном подходе личность понимается как набор свойств. Выявляются измерения общие для всех людей свойств личности. Данный подход характеризуется стремлением к выведению общих законов душевной жизни, кот. сводятся к законам физиологической жизни и представляет сознание всех людей в виде абстрактного, лабораторного человека.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»