Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Понятие бcз ввел в псих. З.Фрейд. Фрейд создал теорию бсз. В психике чка сущ. 3 сферы:
Сз – состоит из ощ-й и переживаний, которые мы осз в данный момент t. сз включает в себя малый % всей инф-и.
Предсз – область «доступной памяти», включает в себя опыт не востреб. в данный момент, но кт может вернуться в сз спонтанно или с мин. усилий. Предсз яв-ся мостом м/у осоз. и неосоз. Обл. психического.
Бсз – самая глубокая и значимая область. = хранилище самых примитив. Инстинкт. побуждений, +эмоции и воспоминания, кт в рез-те ряда причин были вытеснены из сз. Бсз рег-ся 2 принципами: удовольствия и реальности (бсз любой чк стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с треб-ями окр-я (соблюдать п. реальности). Те желания, кт чк не м. удовлетворить, вытесняются и реализ-ся в фантазиях. Но такое подавленное или вытесненное жел-е ч-ка ждёт только первой возм-ти, чтобы -> активным.
Фрейд выделил три осн. формы проявления бсз: сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, имён, оговорки и т. д.) и неврот.симптомы=следы
вытеснен. травмирующих переж-й, кт образуют в сфере бсз разрушительный очаг. Он д. б.вскрыт и тогда невроз лишится своей причины.
В психанзе был разработан целый ряд м-дов выяв-я бсз комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций, и метод анза сновидений
К. Юнг. Нововвед-е = понятие о «коллективном бсз» и «личном бсз». Коллективное б – хранилище следов памяти чел-ва. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех чел. Сущ-в и яв-ся рез-том общего эмоционального прошлого. Г-за Юнга: коллективное б сост. из мощных первичных психич. образов – архетипы (врожденные идеи или воспоминания).
Личное б – вмещает в себя конфликты и воспом-я, кт когда-то осоз, но теперь подавлены и забыты.
Адлер.1) чув-во неполноцен-ти и компен-ции. Фактич. Все, что делают люди имеет целью преод. ощ-ия своей неполноц –ти и упрочнения чув-ва превосход-ва.
2) стрем. к первосход-ву. потреб-ть возвыс-ся, явл-ся врожд-ым
3) стиль жизни. уник.соед-ие черт, способов повед-я и привычек, кт, взяты в совокуп-ти, опред-ют неповтор. картину сущ-ния индивида. ст.ж. основан на наших усилиях, направ-мых на преодол. чув-ва неполноц. и благодаря этому упрочивающих чув-ва превосход-ва.
4) соц.интерес. побуждение к действиям-врожден.соц. инстинкт,кт застав. Их отказ-ся от эгоист. Целей ради целей сообщ-ва. люди подчин
5) творч. «Я» актив. Принцип чел.жизни. то, что предает ей значим-ть. Люди сами себя творят. Люди- созидат-ые сущ-ва. творч. сила- рез-тат долгой эволюции.
6) порядок рожд-я. Основ. детерминанта установок, сопутств. стилю жизни. первенец – завидное полож-е пока 1 в семье.
7) фикционный финализм - повед-е идивидуума подчинено им самим намеченным целям в отнош. буд-го.
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»