Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)
 

     Как видим из таблицы №4, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития образной памяти, всего у двоих младших школьников (13,3%) отметился высокий уровень образной памяти, у пятерых (33,3%) – низкий, а у остальных восьмерых (53,3%) - средний уровень развития образной памяти.

Представим  полученные данные в диаграмме №4 (Приложение №4).

     По  результатам проведенных трех методик, самые высокие показатели у двоих младших школьников – Татьяны и Константина. Эти ученики успевают по всем предметам, учатся на отлично. Родители постоянно дополнительно с ними занимаются, уделяют много внимания на их общее психическое развитие. Костя и Таня по двум методикам И.Матюгина и Р.С.Немова набрали высокий уровень развития зрительной образной и кратковременной слуховой памяти. Средний показатель получился во второй методике на процесс зрительного воспроизведения.

     У учащихся Катя, Анны, Максима, Елены, Ромы и Димы по результатам двух методик И.Матюгина И Р.С.Немова получился средний уровень развития зрительной образной и кратковременной памяти, другая методика при выполнении вызвала затруднения, поэтому получился низкий показатель развития процесса зрительного воспроизведения. Поэтому общий уровень развития образной памяти у них находится на среднем уровне. 

    По  результатам двух методик И.Матюгина и на процесс зрительного воспроизведения  Алексей набрал средний уровень, а по третьей методике Р.С.Немова получил высокий уровень развития объема кратковременной слуховой памяти.

     У Ульяны и Наташи объем кратковременной слуховой памяти находятся на среднем уровне развития, а процесс зрительного воспроизведения и зрительная образная память недостаточно развиты. Результаты двух методик показывают низкий уровень. На это необходимо обратить внимание. Это будет одной из задач формирующего эксперимента.

     Вова лишь по первой методике И.Матюгина получил средний уровень развития зрительной образной памяти, остальные две – на процесс зрительного воспроизведения, и методика Р.С.Немова находятся на низком уровне.

    Самые низкие показатели после проведения трех методик это у: Маши и Ольги. Зрительная память, процесс зрительного воспроизведения и слуховая память находятся на самом низком уровне. Этим учащимся необходима помощь. При выполнении методик были не внимательны, постоянно отвлекались. В учебе не успевают по многим предметам, учатся на 3 и 2. Маша оставалась на второй год. Воспитываются одним родителем, или из многодетной семьи. Мало уделяется внимания на их общее психическое развитие.

    Таким образом, по полученным данным трех методик можно выделить три уровня развития образной памяти по качественному критерию:

  1. С высоким уровнем развития образной памяти – Таня, Костя.
  2. Со средним уровнем развития образной памяти – Евгений, Алексей, Роман, Анна, Дима, Катя, Елена, Максим.
  3. С низким уровнем развития образной памяти – Ольга, Наташа, Ульяна, Маша, Вова.

        Исследование с каждым ребенком проводилось индивидуально. Между экспериментами делались небольшие (5-6 минут) перерывы.

      После проведения экспериментов сопоставлялись средние показатели по результатам, полученным в каждом эксперименте. Устанавливались соотношения показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Далее по результатам диагностики, из 15 человек, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью.

    Вывод: Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

    По  полученным данным трех методик можно  выделить три уровня развития образной памяти по качественному  критерию:

  1. С высоким уровнем развития образной памяти – Татьяна, Костя.
  2. Со средним уровнем развития образной памяти – Евгений, Алексей, Роман, Анна, Дмитрий, Екатерина, Елена, Максим.
  3. С низким уровнем развития образной памяти – Ольга, Наталья, Ульяна, Мария, Вова.

        Исследование с  каждым ребенком  проводилось индивидуально.  Между экспериментами  делались небольшие  (5-6 минут) перерывы.

      После проведения  экспериментов сопоставлялись  средние показатели  по результатам,  полученным в каждом  эксперименте. Устанавливались  соотношения показателей,  полученных у одних  и тех же детей  при разных видах  запоминания. Далее  по результатам диагностики, из 15 человек, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью: Маша, Вова, Наташа, Ольга, Ульяна. ПО-МОЕМУ, ВЫДЕЛЕННОЕ - ПОВТОР.

ПЛОХО, ЧТО ДИАГРАММЫ  В ПРИЛОЖЕНИИ.  М.Б. СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ОБОБЩЕННУЮ ТАБЛИЦУ? ПО УРОВНЯМ.

2.3. Программа развития образной памяти

в учебной деятельности младших школьников

    Анализ  констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки  по русскому (ИЛИ ПО ЛИТ-РЕ ?? В ТЕОР.ЧАСТИ) языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.

        Задачи:

    1. Развитие основных процессов образной памяти: запоминания и воспроизведения. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младших школьников.

    2. Развитие основных видов образной памяти: зрительной и слуховой.

    3. Развитие  других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также процессов классификации и группировки.

    4. Учет индивидуальных особенностей образной памяти каждого ребенка.

    5. Создание положительного эмоционального фона.

     Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 человек).

    Упражнения  программы составлены на основе упражнений, разработанных в центре «Эйдос» [40, с.72], а так же частично взята основа упражнений из учебника Р.С. Немова [27, с.316]. Упражнения подбирались согласно условиям проведения формирующего эксперимента.

    На  уроках русского языка сочетаются и  чередуются разные виды деятельности, развивающие память младших школьников. Показателем образной памяти служат приемы запоминания. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и другое.

    Одну  и ту же информацию можно запоминать по-разному. Выделим три способа  запоминания: рациональный (логический, смысловой) мнемотехнический и механический.

    Рациональный  способ основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого  материала, а также между ним  и уже накопленными знаниями.

    Мнемотехнический  способ запоминания - самый интересный и наиболее тренируемый. Это способ опосредованного запоминания в основном несмысловой информации. С его помощью можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала.

    Механический  способ —  тот, который мы называем «зубрежкой». Самый неэффективный  и наименее тренируемый.

     Мы  разработали конспекты уроков по русскому языку, на которых развивается  образная память.

     При разработке конспектов мы использовали учебник 3 класса Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2), также использовали игры и упражнения для развития образной памяти у младших школьников.

№1. Конспект урока по русскому языку на тему: Род имен существительных в единственном и во множественном числе

Цель: познакомить учащихся с определением рода имен существительных в единственном и во множественном числе.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать умение определять род имен существительных в единственном и во множественном числе, углубить знания учащихся по теме «Род имен существительных».
  • Развивающие: развивать основных процессов образной памяти: запоминания и воспроизведения, развитие основных видов образной памяти: зрительной и слуховой, способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, речь, внимание, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, любознательность, интерес к предмету, к играм – упражнениям на развитие образной памяти.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2) 3 класс, 2 карточки с буквами для минутки чистописания, ребус, карточки со словарными словами и соответствующие им карточки для запоминания, рисунок ракеты.

Ход урока.

Ι. Организационный  момент:

Начинается  урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь  все понять,

Хорошо  запоминать.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите дату.

ΙΙ. Минутка чистописания.

- Начнем  с минутки чистописания. Определите  букву, которую будем писать. Она  «лишняя» в этом ряду: Б Т  В Р К С Ф ( Лишняя буква  «Р», так как этой буквой  обозначаются непарные согласные звуки [р], [рˊ], а остальными -  парные.)

Учитель закрывает на доске запись с буквами.

- Прочитайте  по памяти правильную последовательность  написанных на доске букв.

- А вам  сейчас буду показывать карточки  с нарисованными предметами, вы  должны мне сказать присутствует ли  заглавная буква на доске на моих рисунках (Барабан, трактор, ведро, радуга, кот, сапог, фонарь, дерево, окно, апельсин).

- Молодцы! Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

ΙΙΙ. Сообщение  цели.

- Какой грамматический признак имени существительного начинается с этой буквы? (Род.)

- Сегодня  на уроке продолжим работу  над определением рода имен  существительных.

ΙV. Словарная работа.

- Сначала  повторим словарные слова. (Отгадывают  коллективно, записывают самостоятельно.)

1. В дом чужой не пущу,

Без хозяина  грущу. (Собака)

2. Запишите  одним словом:

Дорожка в парке, по обеим сторонам обсаженная деревьями. (Аллея)

3. название  этой ягоды связано с понятием  «земля». У поляков она именуется  поземка, у немцев – «земляная ягода». (Земляника)

4. Отгадайте  ребус  

(месяц)

5. Вставьте  в предложение подходящее по  смыслу слово из словаря.

В воскресенье  к дяде Косте на __________ поедем в  гости. (Метро)

6. Какое  еще словарное слово встретилось  в этом предложении? (Воскресенье)

7. Отгадайте  загадку:

Это что  за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит  среди травы-

Уши больше головы. (Заяц)

8. С  каким словом могут сочетаться  данные имена прилагательные: свежие, ранние, сырые, вареные, мороженые,  дорогие… (овощи)

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности