Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 06:45, реферат
Целью нашей работы исследование значения памяти в учебной деятельности.
Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:
Проследить исторические корни понятия «память»;
Выявить основные виды памяти;
Проанализировать особенности индивидуальной памяти;
Выяснить и проанализировать надежность памяти учащихся;
Определить ведущие виды памяти у учащихся;
Дать рекомендации учащимся улучшения работы памяти.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные представления о памяти……………………………………………4
1.1.Виды памяти………………………………………………………………………….5
Глава 2. Память в учебной деятельности……………………………………………….8
Глава 3.Основные принципы хорошей работы памяти…………………………...……9
Заключение…………………………………………………………………………..……10
Список литературы……………………………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………...………..12
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио»
Научно
- исследовательский раздел: БИОЛОГИЯ
Память
в учебной деятельности
Автор:
Буранова Ольга
МУО СШ №
43, 9 класс, г. Мурманск
Научный руководитель:
Явдошенко Юлия Ивановна учитель биологии,
высшей
категории
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Основные представления о памяти……………………
1.1.Виды
памяти………………………………………………………………
Глава
2. Память в учебной деятельности……………………
Глава
3.Основные принципы хорошей работы
памяти…………………………...……9
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой ум.
Ларошфуко.
Каждый человек обладает
Память еще не раскрыла ученым всех своих секретов, однако для того, чтобы улучшить ее работу, нет необходимости ждать, когда появится совершенная теория. Уже сейчас можно с уверенностью кое-что сказать об этой способности ума и научиться, ею пользоваться. Но, к сожалению, школьная программа не раскрывает процессы функционирования памяти и способах ее улучшения.
Иногда сам, о том не задумываясь, человек прибегает к особым приемам запоминания, но пользуется ими не систематично и неумело.
Целью нашей работы
Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:
В ходе работы использовались следующие методы:
В работе были использованы исследования следующих авторов: Аткинсона, Йейтс,
П. Н.Блонского.
Данная работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе был проведен анализ литературы и выявлены исторические корни понятия «память», ее виды и критерии выделения. Возник интерес к процессу формирования памяти и ее значимости в учебной деятельности, этому и был посвящен второй этап. Третий этап работы заключался в проведении опроса и тестов среди учащихся школы № 43, анализе полученных результатов и поиску рекомендаций для улучшения работы памяти.
Учитывая объем информации, которую накапливает мозг, трудно не восхищаться этим чудесным запоминающим устройством. У большинства людей на протяжении всей жизни воспоминания правильно раскладываются по полочкам, и их картотеки организованны в обширную сеть с внутренними взаимосвязями. Мозг классифицирует воспоминания весьма практично, с учетом частоты, с которой они используются в жизни.
Глава
1. Основные представления
о памяти.
Память – это процесс воспроизведения прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы. Она осуществляет связь между прошлым, настоящим и будущим. Формируя устойчивый жизненный опыт. Иногда память очень капризна – так человек не может повторить любимые стихи, отыскать нужное имя, а, иногда видя незнакомое лицо, чужой пейзаж – и вдруг понимает, что он видел этого человека, был здесь когда-то.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал догадываться о том, что он способен запомнить и хранить информацию.
В своей тории памяти Платон сравнивал память с восковой дощечкой, от качества которой зависит, насколько хорошо можно делать на ней записи. Согласно Платону, хорошая или плохая память дается человеку от рождения. Как полагали в древнем мире, судьба человека определяется волей богов и природой и в ней мало, что можно изменить. При таких представлениях память воспринималась как врожденный дар.
С другой стороны никто не может сказать, совершенна природа или нет. Философия, религия и наука учат человека, что несовершенства природы (землетрясения, эпидемии) тоже играют определенную роль в устройстве Вселенной. Это относится и к системе памяти. Ее кажущейся недостаток – склонность к забыванию – имеет свой смысл и в конечном счете делает человека более счастливым, ибо память в первую очередь обслуживает потребности текущего момента.
Первое развернутое представление о памяти дал Аристотель в трактате « О памяти и воспоминании». Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животным, но воспоминания только человеку. Память есть, как бы своеобразное « отыскивание образов» и « бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное».
В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. Но бесспорен тот факт, что роль памяти в жизни человека велика. Человек, лишенный памяти, не может мыслить, учиться. Без памяти невозможно осознать себя как личность. Памяти человечество обязано тем, что оно знает о своем прошлом. Она стоит на страже нашего опыта вне зависимости от того, какими путями эта память приобреталась.
Виды
накопления в памяти материала разнообразны.
Человек может сохранять
Таким
образом, память можно определить как
психологический процесс, выполняющий
функции запоминания, сохранения и
воспроизведения информации.
1.1. Виды памяти.
Существуют
различные классификации
Под генетической памятью подразумевается та память, которую получает каждый организм с рождением и которая передается генами, носителями наследственности. С генами передается и закрепленная программа поведения организма, которая находит свое отражение в определенном сочетании безусловных рефлексов. Природа отобрала наиболее оптимальные программы поведения для различных видов животных, обеспечивая их приспособленность к условиям существования. Благодаря этому у них закрепились инстинкты. К ним относятся сезонные миграции птиц и рыб. В какой-то мере инстинкты сохранились и у человека. Например, люди инстинктивно пугаются темноты и огня, обходят ямы и воду. Все это досталось им в наследство от предков и составило определенную часть генетической памяти человека.
Однако по мере взросления инстинкты все больше уступают место рассудочной деятельности, и на смену им приходит индивидуальная память.
Индивидуальная память – это память, приобретенная организмом в течение всей жизни. Ее развитие начинается с момента рождения.
Индивидуальная память подразделяется на группы в зависимости от критериев
По
продолжительности сохранения материала
выделяют кратковременную и
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Ее характеризует такой показатель как объем. Первый количественный тест для оценки человеческой способности к одновременному воспроизведению нескольких предметов предложил еще в 19 веке Ульям Гамильтон. Он писал: « Если вы бросите горсть шариков, то обнаружите, что трудно охватить взглядом больше шести, максимум семь шариков без ошибки». И только в 1964 году американским психологом Дж. Миллер доказал, что объем кратковременной памяти человека, колеблется 7 «плюс» «минус» 2. Пожалуй, нет ни одного другого числа, которое бы так властно вошло в пословицы и поговорки: « Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ». Оказывается, семерка – это некая мировая константа, центральная величина, связанная с психикой человека. Древние чувствовали значимость этого числа интуитивно. Отсюда вытекает важный принцип – определенное количество информации, которое может запомнить человек.
Кратковременная память играет большую роль. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужный материал и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти ненужными сведениями.
Долговременная память характеризуется длительностью и прочностью сохранения и воспроизведения информации. В ней происходит накопление знаний, которые хранятся в переработанном виде, в более обобщенном и систематизированном виде. Это знания, которые нужны вообще, а не в данный момент.
По
характеру психологической
Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Эта память лежит в основе многих двигательных навыков, таких, как ходьба, танцы, пользование ручкой. Несмотря на то, что все эти навыки формируются постепенно и с трудом, в конечном счете, они достигают совершенства, что становятся автоматическими, то есть осуществляются без привлечения внимания и сознания. Не случайно Г.Д. Ушинский отмечал, что « безошибочная орфография приобретается также и упражнением руки». Поэтому один из путей выработки грамотности – переписывание текста.
Эмоциональная память это память на пережитые чувства, способность человека повторить переживания. Она быстро формируется. Эта память возникает с первого раза, не требуя для запоминания многократного повторения. Не случайно поэт Батюшков писал: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…».
Образная память - это сохранение и воспроизведение образов ранее воспринятых предметов и явлений. Так эта память может воспроизвести запах моря и дыма, вкус мороженого, мягкость ваты и холод железа.
Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Зрительная и слуховая память отчетливо проявляется у всех нормально развитых людей, а развитие осязательной и обонятельной, вкусовой связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустатора) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мысли. Мысли не могут существовать вне речи, вне тех или иных слов и выражений. С первых лет жизни человек накапливает запас сведений, получает образование. Образование обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому так важно полностью использовать ее возможности. Этот вид памяти является специфическим для человека. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним, от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.