Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     Все результаты, проведенных трех методик зафиксируем в одну таблицу, и вычислим общий уровень развития образной памяти у младших школьников на контрольном этапе исследования.

 Уровни развития образной памяти на контрольном этапе эксперимента ВСЕ Д.Б. В СРАВНЕНИИ. ИЗНАЧАЛЬНО!

Таблица №8.

Имя, возраст уровни  развития образной памяти
уровень развития  зрительной образной памяти. Индивидуальные особенности зрительного воспроизведения  объем кратковременной  слуховой памяти Общий уровень развития образной

памяти

1 Алексей, 9,3 8,0/выс. 15,75/средн. 10/о.выс. высокий
2 Анна, 9,2 5,8/средн. 15,5/средн. 7/средн. средний
3 Вова, 9,6 5,5/средн. 14,75/низ. 5/средн. средний
4 Дмитрий, 9,5 5,8/средн. 15,25/средн. 6/средн. средний
5 Евгений, 9,5 10,0/выс. 16/выс. 9/выс. высокий
6 Екатерина, 10,2 8,0/выс. 15,75/средн. 8/выс. высокий
7 Елена,9,9 5,5/средн. 15,5/средн. 9/выс. средний
8 Константин, 9,3 10,0/выс. 16/выс. 10/о.выс. высокий
9 Максим, 10,1 5,5/средн. 15,0/средн. 8/выс. средний
10 Мария, 9,1 3,3/низ. 13,75/низ. 3/низ. низкий
11 Наталья, 10,0 3,8/низ. 13,5/низ. 7/средн. низкий
12 Ольга, 9,5 4,5/средн. 14,25/низ. 4/средн. средний
13 Роман, 9,1 5,8/средн. 15,5/средн. 9/выс. средний
14 Татьяна, 9,7 10,0/выс. 16/выс. 10/о.выс. высокий
15 Ульяна, 9,4 4,5/средн. 15,25/средн 6/средн. средний
 

     Как видим из таблицы №8, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития образной памяти, всего у пятерых младших школьников (33,3%) отметился высокий уровень образной памяти, у двоих (13,3%) – низкий, а у остальных восьмерых (53,3%) - средний уровень развития образной памяти.

Представим полученные данные в диаграмме №8 (Приложение №8).

Сопоставление результатов уровня развития образной памяти в констатирующем и контрольном экспериментах ДАЙТЕ СНАЧАЛА ВСЕХ ДЕТЕЙ С В.У., ПОТОМ СО СРЕДНИМ… УПОРЯДОЧЬТЕ ВСЕ ТАБЛИЦЫ. А ТАК ОНИ МАЛО ЧТО ГОВОРЯТ ЧЕЛОВЕКУ, ВПЕРВЫЕ ИХ ВИДЯЩЕМУ.

Таблица№9.

Имя, возраст Уровень развития образной памяти в констатирующем эксперименте Уровень развития образной памяти в контрольном эксперименте
1 Алексей, 9 средний высокий
2 Анна, 9,2 средний средний
3 Вова, 9,6 низкий средний
4 Дима, 9,5 средний средний
5 Евгений, 9,5 средний высокий
6 Катя, 10,2 средний высокий
7 Елена,9,9 средний средний
8 Костя, 9,3 высокий высокий
9 Максим, 10,1 средний средний
10 Маша, 9,1 низкий низкий
11 Наташа, 10 низкий низкий
12 Ольга, 9,5 низкий средний
13 Роман, 9,1 средний средний
14 Таня, 9,7 высокий высокий
15 Ульяна, 9 низкий средний
 

Как видим  из таблицы №9, после пройденного учащимися комплекса упражнений по развитию образной памяти проведенных на уроках русского языка и повторного проведения трех методик на контрольном этапе исследования, уровень развития образной памяти у большинства учащихся увеличился. На констатирующем этапе высокий уровень развития образной памяти получили два учащегося, после повторного проведения трех методик, количество младших школьников с высокими показателями увеличилось на 3 младших школьника. Алексей, Евгений, Екатерина повысили свой уровень со среднего на высокий. Татьяна и Костя остались на прежнем уровне, лишь увеличили свои показатели по отдельным методикам.

      Как на констатирующем, так и на контрольном  этапах исследования количество учащихся со среднем уровнем развития образной памяти осталось прежним. Учащиеся увеличили свои показатели по всем методикам, но при этом остались на прежнем уровне.

     По  результатам констатирующего эксперимента низкий уровень развития образной памяти набрали пять учащихся. Вова, Ольга  и Ульяна на контрольном этапе исследования повесили свой уровень на средний. Лишь два младших школьника: Мария и Наталья получили низкие показатели, но свои баллы по всем методикам значительно увеличили.

     В целом проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития образной памяти. Сравнительный анализ уровня развития образной памяти средствами предмета «Русский язык» представлен в динамике на диаграмме №9 (Приложение №9).

     На  диаграмме №9 отчетливо видно, что после проведения комплекса упражнений, направленных на развитие образной памяти средствами предмета «Русский язык», уровень младших школьников стал значительно выше. Средний уровень остался на прежнем месте, а показатели высокого и низкого поменялись местами. Из 15 учащихся по результатам контрольного эксперимента лишь только двое с низким уровнем развития образной памяти. С этими учащимися следует продолжать работу по развитию образной памяти на уроках русского языка.

     Экспериментальная реализация комплекса занятий показала, что предлагаемая система игр и упражнений, заложенных в комплекс, эффективна и дает положительные результаты.

     В ходе экспериментальной работы были предложены рекомендации  родителям по развитию образной памяти:

     1. Первая группа упражнений относится к непосредственной тренировке образной памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

     2. Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее. Возможен более легкий вариант – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового. Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки. Также можно предложить детям такое задание. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

     3. Образная память развивается  у младших школьников параллельно с другими познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, наглядно-образным и логическим мышлением, поэтому следующее упражнение влияет не только на развитие образной памяти, но и на внимание. Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок. Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.  Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка. Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч»), покажите их ребенку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребенку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребенок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребенка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.

     4. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию – прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры – упражнения, тренирующие слуховую образную память. Например, можно поиграть в игру. Пусть ребенок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребенком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.

     Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один. Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям

     РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ДАТЬВ ПРИЛОЖЕНИИ Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут.

     Главным достижением этих занятий будет  формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

           Выполняя все рекомендации можно повысить образную память младших школьников. И будем надеяться, что развитая образная память при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у младших школьников, а еще и укрепится.

     Проведенная опытно - экспериментальная работа позволила определить эффективность развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык».

           На основании полученных выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только образная память, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности.

     Вывод:

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности