Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

Задачи:

Образовательные: закрепить умение определять род имён существительных в начальной форме; формировать умение определять род имён существительных в косвенных падежах;

Развивающие: развитие основных процессов образной памяти: запоминания и воспроизведения. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младших школьников, развитие  других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также процессов классификации и группировки;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к играм – упражнениям на развитии образной памяти.

Оборудование:

- карточка со словом СЕВЕР

- карточки со словами для повторения пройденного материала;

- сигнальная таблица для учителя(3 цвета);

- сигнальные тетради (по количеству учеников);

- раздаточные карточки с текстом;

- картинка с изображением ежа.

Ход урока

I. Организационный  момент, сообщение темы, целей урока.

-Дети, обратите внимание на доску:  здесь закрытая картинка, которую  мы с вами откроем по частям, выполнив все задания.

II. Словарная  работа.

-Назовите  антоним к слову ЮГ. (СЕВЕР)

Записать  слово СЕВЕР в словарики, подобрать  однокоренные слова (северный, северянин, северяне).

Записать  предложение:

вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и  вот сама идёт волшебница зима.

- Кто  автор этих строк? ( А.С. Пушкин)

Найти в предложении имена существительные, определить род.

- Как  определить род имён существительных?

- Вспомните  все имена существительные в  предложении.

После выполнения задания открывается 1 часть  картинки.

III. Работа над новым материалом.

Ознакомление  с алгоритмом распознавания рода имён существительных в косвенных  падежах: существительное надо поставить в начальную форму.

Выполнение  упражнения 413. (Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2))

Вывод: - Как определяли род имён существительных?

    - Ребята, произошла беда, какой-то  ленивый ученик, чтобы  не писать  длинные предложения, разрезал их пополам. И теперь слова из предложений грустят, ведь они не могут быть дополнены по смыслу друг другом. Итак, ребята, сейчас я вам прочитаю целые предложения, а вы постарайтесь их запомнить.

    (Барабан  висел на стене. Пчела села  на цветок. Грязь - причина болезней. Трусость - низкий поступок. На фабрике произошел пожар. В комнате очень жарко. Лучший отдых - сон. Москва - древний город. Железо и золото - металлы. Мальчик принес книгу. Девочка любит делать уроки.)

    - А сейчас я прочитаю часть  этих предложений, а вы мне скажите вторую часть. Если вы сможете вспомнить правильно вторую часть предложения, то слова перестанут грустить.

    (Барабан…, села на цветок…, грязь…, трусость…, произошел пожар…, сон…, Москва…, металлы…, принес книгу…, девочка любит…).

    - Молодцы, ребята, теперь слова не будут грустить!

    - Сейчас  я прочитаю стихотворение, в  котором заблудились буквы. Вы  должны исправить ошибку и  назвать правильное слово. Какая  же буква заблудилась? 

    Тает  снег. Течет ручей.

    На  ветвях полно врачей.

    Мы  собрали васильки,

    На  головах у нас - щенки.

    Старый  дедушка Пахом 

    На  козе скакал  верхом.

    Жучка будку не доела:

    Неохота.  Надоело.

    На  пожелтевшую траву 

    Роняет  лев  свою  листву.

    Мама  с бочками пошла 

    По  дороге  вдоль села.

    Миша  дров  не  напилил,

    Печку  кепками топил.

    Синеет  море перед нами,

    Летают  майки над  волнами.

    - Вспомните,  в каких словах были ошибки. Назовите правильные слова.

    - А теперь, ребята немного отдохнем. Я предлагаю вам такую игру: сейчас я положу перед вами  предметы в определенном порядке,  вы должны будете запомнить в каком порядке они лежат. Затем я поменяю их местами, а вы мне скажете какой предмет на каком месте лежал.

    (Игра  продолжается 3 минуты. Предметы: ручка,  классный журнал, мел, указка, карандаш, пенал, часы, магнитики).

IV. Закрепление изученного. Работа по карточкам.

- Прочитай текст.

Ёж.

Осенью  Ёж готовит себе тёплое зимовье. Он таскает в нору сухую траву  и мох.

Заберётся ёж в своё жилище и заснёт. Придёт зима. Накроет нору глубокий сугроб. Спит ёж до весны, как медведь в  берлоге.

Спиши текст, определи род имён существительных.

Открывается 3 часть картинки.

Рассказ о ежах подготовленным учеником.

Оказывается ежи удивительные животные. Их можно  встретить в лесу, парке, в саду, в степи, и даже в горах.

У ежей слабое зрение, но зато слух более чуткий, чем у кошек и собак. А обоняние - необыкновенное. Они чувствуют запах жука на глубине нескольких метров.

Ежи очень  доверчивые животные. Они не боятся человека, машин и потому часто  гибнут на дорогах. А ещё некоторые  люди приносят ежей домой, что ни в коем случае делать нельзя.

- Почему?

Ответы  детей, дополнение учителя.

V. Работа над развитием речи детей.

Сочинение-миниатюра  на тему “Птичья столовая”. 4-5 предложений, используя опорные слова: Суровая  зима, трудно найти корм, сделали  кормушку, семена, первые гости.

- Ребята  запомните опорные слова и  напишите по ним 4-5 предложений  на тему «Птичья столовая».

- Посмотрите  внимательно на мои картинки  и ответьте, какая соответствует  вашим сочинениям-миниатюрам.

- Назовите  все опорные слова, которые вы использовали.

Ученики зачитывают свои работы. (2-3 учащихся)

Открывается 4 часть картинки.

VI. Итог урока.

- Чему  учились на уроке?

- Что  понравилось?

- Что  интересного узнали?

    На  этапе – словарная рабата, работа над новой темой, над развитием речи мы включили упражнения на развитие слуховой памяти «Разрезные предложения», на развитие зрительной  памяти «Запомни, где я нахожусь», а также игру на развитие слуховой памяти, внимания «Буквы заблудились».

    Анализ выполненных упражнений: на этапе словарная работа задание вспомнить все имена существительные в предложение не составила труда. Тема эта учащимися давно усвоена, и предложение было не слишком сложным. Мария, Вова, Ольга, Ульяна, Наташа справились с этим заданием без ошибок.

    На этапе работа над новым материалом  использовалось упражнение «Разрезанные предложения». Учащиеся внимательно слушали учителя, и старались запомнить предложения, проговаривая про себя. После того, как учащимся были зачитаны все предложения, их задача состояла в том, чтобы, когда учитель назовет часть предложения, им необходимо ее дополнить. Ульяна смогла дополнить 8 предложений, Ольга – 7, и Вова – 8 предложений. Для Марии и Наталье это упражнение было сложным. Правильно дополнили 1 или 2 предложения, оставшиеся назвали совершенно другими словами. Татьяна, Костя, Максим, Екатерина и многие другие дополнили все предложения верно.

      В игре «Запомни, где я нахожусь» предметы изначально лежат в такой последовательности: мел, карандаш, пенал, ручка, магнитики, указка, классный журнал, часы. Детям дается 30 секунд на то, чтобы они запомнили местоположение каждого предмета. Затем дети закрывают глаза, и учитель меняет предметы местами: мел, карандаш, ручка, пенал, магнитики, классный журнал, указка, часы. Ульяна, Ольга, Максим и Елена заметили перемены и правильно исправили одно изменение (пенал-ручка). Роман дополнил их ответ, и правильно назвал второе изменение (указка, классный журнал). В процессе игры в классе было очень шумно, учащиеся спорили в выборе правильного местоположения предметов.

    Ошибки в стихотворении «Буквы заблудились» вызвали у учащихся множество положительных эмоций. С первого раза учащиеся не смогли назвать все ошибки, допущенные в стихотворении. После того, как учитель прочитал стихотворение второй раз, учащимися были найдены и исправлены оставшиеся ошибки. Победитель считался тот, кто всех больше найдет и исправит ошибок.  При опросе Вова смог назвать и исправить 6 ошибок из стихотворения, Ольга – 8, Наталья – 5, Мария – 6. Всех больше ошибок в стихотворении обнаружила Ульяна.

    Вывод: Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.

       Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 человек).

    Упражнения  программы составлены на основе упражнений, разработанных в центре «Эйдос», а так же частично взята основа упражнений из учебника Немова. Упражнения подбирались согласно условиям проведения формирующего эксперимента.

     Мы  разработали конспекты уроков по русскому языку, на которых развивается образная память.

     При разработке конспектов мы использовали учебник 3 класса Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (часть 2), также использовали игры и упражнения для развития образной памяти у младших школьников. 
 

    2.4. Контрольный эксперимент

          Цель контрольного эксперимента: дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

     Для диагностики развития образной памяти у младших школьников на контрольном эксперименте использовали те же методики, что и в констатирующем.

     Контрольный эксперимент включал в себя 3 методики:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

     Результаты  оценки уровня зрительной памяти младших школьников на контрольном этапе. ДАВАТЬ СРАЗУ В СРАВНЕНИИ!!!!! У ОЛИ СПРОСИТЕ, КАК СДЕЛАТЬ ТАБЛ.

Таблица №5.

Имя, возраст Баллы
Цель: определить уровень развития зрительной памяти. Всего баллов средний балл Уровень развития зрительной памяти
    задание
    1     2     3     4
1. Алексей, 9 8 8 6 10 32 8,0 высокий
2. Анна, 9,2 8 6 2 7 23 5,8 средний
3. Вова, 9,6 4 6 4 8 22 5,5 средний
4. Дима, 9,5 6 4 4 9 23 5,8 средний
5. Женя, 9,5 10 10 10 10 40 10,0 высокий
6. Катя, 10,2 8 6 8 10 32 8,0 высокий
7. Елена, 9,9 4 6 6 6 22 5,5 средний
8. Костя, 9,3 10 10 10 10 40 10,0 высокий
9. Максим, 9 6 4 6 6 55 5,5 средний
10. Маша, 10,1 2 2 4 5 13 3,3 низкий
11. Наташа, 10 2 4 2 7 15 3,8 низкий
12. Ольга, 9,5 4 4 6 8 18 4,5 средний
13. Роман, 9,1 4 6 4 9 23 5,8 средний
14. Таня, 9,7 10 10 10 10 40 10,0 высокий
15. Ульяна, 9,4 4 4 2 8 18 4,5 средний

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности