Развитие произвольности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Недостаточное развитие произвольности сказывается на развитии личности, может проявляться в виде лени, асоциального поведения, приводить к адциктивному поведению (A.B. Гоголева, 2002).
В младшем школьном возрасте успешность процесса обучения напрямую зависит от уровня сформированности внимания ученика.

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записк1.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

          УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова»

 

 

Факультет белорусской филологии  и культуры

 

Заочное отделение

 

Коррекционная программа

по теории и методике профессиональной деятельности психолога

студентки 4-го курса заочного отделения ФБФК

 

 

тема:    Развитие произвольности у младших школьников.

 

 

 

 

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

 

 

  Пояснительная записка.

Развитие произвольности младших  школьников является основообразующим компонентом успешной учебной деятельности и развития личности школьника. Нарушение  произвольности внимания, как динамической характеристики психических процессов  в школе наиболее заметны в  младших классах, когда школьник только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять  своей деятельностью и стремлении к их достижению (Л.С. Выготский, Ю.Б. Дормашев, В. Я. Романов).

      Произвольность, по Л.С. Выготскому, это способность владеть собой, своей внешней к внутренней деятельностью на основе культурных средств организации. Развитие произвольности опосредованно, социально обусловлено и заключается в овладении средствами, позволяющими осознать своё поведение и управлять им.

          Произвольное внимание — внимание планомерное, контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения.

     Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер младшего школьника гетерохронно и взаимообусловлено. В связи с этим, любое нарушение б развитии одной из них, сказывается на развитии двух других, при этом произвольность рассматривается как модулирующая развитие в целом. Внимание является ключевым звеном в усвоении знаний, овладении навыками и сложными умениями, на это указывают в своих: работах отечественные и зарубежные исследователи (C.L. Colby, J.F. Lubar, B.D. Potashkin, N. Beckles, И.Л. Баскакова, СВ. Вахрушев, В.А Гавриленко, Л.В. Черемохшсина).

    Недостаточное развитие произвольности сказывается на развитии личности, может проявляться в виде лени, асоциального поведения, приводить к адциктивному поведению (A.B. Гоголева, 2002).

    В младшем школьном возрасте успешность процесса обучения напрямую зависит от уровня сформированности внимания ученика.

     Произвольность является ключевым элементом в обучении младшего школьника. Несмотря на различные взгляды на процесс формирования, все-авторы едины в высокой оценке значимости произвольного внимания в процессе обучения и успеваемости учеников.

     Уровень произвольности регуляции высших психических функций и эмоциональной регуляции тренируем и может быть улучшен как радом психок0ррекционных техник, так и повышаться в' процессе обучения и взаимодеиствия с окружающим миром. Процесс обучения в школе предъявляет повышенные требования к произвольности психической деятельности младшего школьника. Школьник должен внимательно слушать учителя в течении определенного времени, уметь сдерживать свою двигательную и вербальную активность.

 

 

                         Программа.

Развитие произвольности у младших школьников

Цель – обеспечение развития и закрепления произвольности у младших школьников

Задачи - развитие произвольности внимания и памяти младших школьников ( развитие вооброжения).

 

Гипотезы: у младших школьников, обучающихся в разных образовательных условиях, развитие произвольности носит гетерохронный характер; проведение коррекционно-развивающей работы с использованием инновационных психофизиологически ориентированных средств может оказывать положительное влияние на формирование произвольности младших школьников, обучающихся в разных образовательных условиях.

Используемые  методики: «Методика «Заучивание 10 слов», методика «тест Струпа», методика оценки объема динамического внимания «таблицы Шульте», методика «корректурная проба Бурдона», субтест «Шифровка» методики Векслера».

 

                   Программа включает следующие модули:

Проведение занятий, направленных на развитие внимания памяти и вооброжения;

Информирование:

Информирование учащихся, родителей, учителей по проблеме развития произвольности у младших школьников

Информирование о возможностях применения технологии БОС.

Диагностика:

анализ данных карты индивидуального  сопровождения (данные анамнеза);

анализ данных, предоставленных  сотрудниками мед. службы школы;

проведение диагностики(анкетирование, тестирование, наблюдение и др.) среди учащихся, родителей .

 

 

Занятия с учащимися:

3 применение методик: Методика «Заучивание 10 слов», методика «тест Струпа», методика оценки объема динамического внимания «таблицы Шульте», методика «корректурная проба Бурдона», субтест «Шифровка» методики Векслера.     

 

Информирование.

Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым обеспечивается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли «здесь и сейчас».

Учебная деятельность требует  хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться  на учебном задании, в течение  длительного времени сохранить  на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью  переключаться, гибко переходя с  одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6—8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств  или по собственному побуждению. В  обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую  деятельность.

Возрастная особенность  младших школьников — сравнительная  слабость произвольного внимания. Значительно  лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

       Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.

         Произвольное внимание полностью развивается к 12—16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

        Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью.

      Дошкольный возраст считают периодом, освобождающим детей от амнезии младенчества и раннего возраста. Память дошкольника уже сохраняет представления, которые интерпретируют как «обобщенные воспоминания». По мнению Л. С. Выготского, такие «обобщенные воспоминания» способны вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которой в опыте ребенка еще не было.

         Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик.

Образная память тоже имеет  свои ограничения. Дети, действительно, лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения.

Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование словесно-логического  запоминания. Словесно-логическую (символическую) память подразделяют на словесную и логическую.

Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. 

Особенностью воображения  младших школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале  тоже является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ). Например, учитель  предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По  Волге плыла баржа и везла в трюмах 1500 кг арбузов. Была качка, и 450 кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кодендарно тематический план ( данная программа росчитана на 10 недель по одному часу в неделю).

 

             №

Тема занятия

Цели

Количество часов

Форма занятий

Примечание

1

Знакомство с родителями

 Информирование родителей с какой  целью будут проводится данные занятия.

1

Беседа, лекция

 

2

«Бал на лесной поляне»

Помочь детям войти в контакт  друг с другом

1

Творческая деятельность

 

3

«Путаница» (развивающее)

продолжить знакомство, разогрева  группы.

1

игра

Игра « Встаньте те кто.. »

 

4

Развитие произвольного внимания и памяти

Развитие наблюдательности ( с Элементами творчества.)

2

Творческая деятельность

Упрожнение « Сколько окон в комнате», « Карлики и великаны.», Даць оценку художнику», «Цветные карандаши»

Релаксацыя « В гору по радуге»

Общие обсуждение

5

«Назови кто, что….»

(развивающее)

Развивать внимание и мыслительные процессы в ходе межличностного взаимодействия

1

 

 Работа в тетрадях

Система упражнений на развитие графических  умений, внимания, оперативной памяти.

6

«Продолжи ряд…»

(развивающее)

Развитие умения соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.

1

Работа в тетрадях, игровая деятельность

система упражнений на развитие внимания, оперативной памяти.

7

«Запомни и нарисуй»

(развивающее-диагностическое)

Развитие объёма памяти, зрительно-опосредованного  запоминания

1

Творческая деятельность

Тест « объём кратковременной  памяти»  Основы психологии – стр.49. психологическая поддержка мл.шк.-стр.64-65. Анна Герасимова. Тесты стр.46-48

8

«Веселые ассоциации»

(развивающее-диагностическое)

Тренировка объёма, произвольного  внимания, развитие процесса ассоциативного запоминания, развитие переключаемости  внимания

1

Работа в тетрадях

«Корректурная проба»

Психологическая подд.стр.72-73

9

«Интересно, а что это…»

Развитие умения определять связи  между буквами, объединяя их в  слова.

1

Работа в тетрадях

А. Герасимова Тесты стр.105-110, 32-34. Псих.под.стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие-3

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Оборудование: плотный лист бумаги, белые гладкие обои, картинки с ошибками, цветные карандаши.

Время: 45 мин.

 Игра «Встаньте  те, кто ...»

Цель: продолжить знакомство, разогрева группы.

 

Инструкция. Дети сидят в  кругу. В центре - психолог, количество стульев меньше на один от количества участников. Психолог говорит: «Встаньте  те, кто ...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета  им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом.

 

Занятие-4

1. Упражнение «Сколько окон в комнате».

Цель: развивать наблюдательность.

Время: 15 мин.

Инструкция. Нарисовать план-схему с элементами творчества нашего села(города). Для проведения требуется большой плотный лист бумаги, а также белые гладкие обои. Учащиеся вырезают картонные квадраты или прямоугольники, которые будут обозначать разные дома.

Улица, на которой размещена  наша школа будет отправной точкой в ​​составлении плана. Но вскоре к ней добавят другие улицы нашего села и дома, расположенные вдоль этих улиц. (Ученики рисуют дороги, мастерят дома, которые встречаются на пути).

Обсуждение:

- Понравилось выполнять задание?

- Что было выполнять легче,  а что - труднее?

- Легко было вспомнить все  дома, которые встречаются на  пути в школу? Кто не смог  сделать этого?

- Как вы думаете, почему случались  ошибки во время рисования  схемы нашего села?

 

2. Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развивать внимание.

Время: 5 мин.

Инструкция. По команде «карлики»  дети приседают, по команде «великаны»-встают. Психолог выполняет движения вместе с учениками. Команды даются по-разному и в разном темпе.

3. Упражнение «Дать оценку художнику»

Цель: развивать внимательность.

Время: 10 мин.

Инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки. Необходимо самостоятельно обнаружить в изображениях какие-то необычные элементы (пробелы, ошибки, другие неточности). Инструкция имеет  несколько замаскированный характер: она ориентирует ученика на поиск  ошибок (они есть в каждом рисунке), а предлагает поставить художнику  оценку за его работу.

Оценка результатов

Названы 18-20 ошибок - высокий  уровень наблюдательности;

14-17 - выше среднего;

9-13 - средний;

6-8 - ниже среднего;

до 6 - низкий.

 

4. Упражнение «Цветные карандаши»

 

Цель: развитие произвольного  внимания и памяти.

Время: 5 мин.

Инструкция. Ученикам показывают 5 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали  карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаши.

Информация о работе Развитие произвольности у младших школьников