Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

Шкала оценок результативности процесса воспроизведения зрительной памяти:

Оценка Очень низкий уровень Низкий уровень

воспроизведения

Средний уровень Высокий уровень
Сумма баллов за воспроизведение 4 фигуры 10 - 13,25 13,5-14,75 15-15,75   16

                                                             

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов) [27, с.239]. Цель: определить объем кратковременной слуховой памяти ребенка.

    В задании к ней ребенок получает  инструкцию следующего содержания:  «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово, повтори».

    Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 1, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до  тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

    1.                                                                 2.

9         А         3         Б    
4 4                 7 9            
3 8 6               1 5 4          
1 5 8 5             6 8 5 2        
4 6 2 3 9           3 5 9 6 1      
4 8 9 1 7 3         7 9 6 4 8 3    
5 1 7 4 2 8 8       9 8 5 2 1 6 3  
1 4 2 5 9 7 6 3     4 2 7 0 1 8 9 5

    Если  ошибка допущена, то экспериментатор  повторяет соседний ряд цифр, находящийся  справа (Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в  котором была допущена ошибка, и  просит ребенка его произвести. Если ребенок дважды ошибся в воспроизведении  ряда цифр одной длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

4 9 1 6 3 2 5 8     4 5 7 1 9 2 8 3
8 5 9 2 3 4 6       1 7 9 5 8 4 6  
1 6 5 2 9 8         3 1 7 6 9 2    
4 1 3 7 2           2 8 5 9 1      
9 2 6 5             4 9 3 7        
4 1 7               1 5 2          
2 5       А         8 3       Б    
3                   6              

    В заключение определяется объем кратковременной  слуховой информации памяти ребенка, который  численно равен полусумме максимального  количества цифр в ряду, правильно  воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.

    Оценка результатов.

10 баллов  – ребенок правильно воспроизвел  в среднем 9 цифр.

8-9 баллов  – ребенок точно воспроизвел  7-8 цифр.

6-7 баллов  – ребенок безошибочно  смог  воспроизвести 5-6 цифр.

4-5 баллов  – ребенок в среднем воспроизвел  4 цифры.

2-3 балла  – ребенок воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл  – ребенок воспроизвел от 0 до 2 цифр.

    Выводы  об уровне развития.

10 баллов  – очень высокий.

8-9 баллов  – высокий.

4-7 баллов  – средний.

2-3 балла  – низкий.

0-1 балл  – очень низкий.

     Вывод: Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста  и ее развития в учебной деятельности.

     В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

        Отобрали методы и методики, с целью определения уровня развития образной памяти у 15 детей младшего школьного возраста в 3 классе в Соболевской средней школе г. Юрьевца. 

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    Наша исследовательская работа непосредственно связана с образной памятью. Для установления уровня развития этого вида памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

    Констатирующий  эксперимент включал в себя 3 методики. Исследование проводилось индивидуально,  результаты исследования таковы:

1. Оценка уровня зрительной образной памяти.

     На  первом этапе констатирующего исследования использовалась методика И.Матюгина, направленная на определения уровня развития зрительной образной памяти. Младшим школьникам предлагалось 4 задания, в которых даны картинки. Так, например, в первом задании предлагалось найти различия по памяти и записать их на листке, во втором задании надо рассмотреть картинки в течение определенного времени, затем обсудить то, что он понял, потом предлагалось младшим школьникам нарисовать кто, что запомнил. Третье и четвертое задание «Запомни и нарисуй» и «Сосчитай палочки» - последних два задания на наш взгляд были самые сложные.

     Результаты  оценки уровня зрительной памяти младших школьников

     Таблица 1.

Имя, возраст Баллы
Цель: определить уровень развития зрительной образной памяти. 
Всего баллов средний балл Уровень развития зрительной памяти
    задание
1     2     3     4
1. Алексей, 9 6 4 6 7 23 5,8 средний
2. Анна, 9,2 6 4 6 6 22 5,5 средний
3. Вова, 9,6 6 2 4 6 18 4,5 средний
4. Дима, 9,5 4 6 4 8 22 5,5 средний
5. Женя, 9,5 8 8 6 10 32 8,0 высокий
6. Катя, 10,2 8 6 2 7 23 5,8 средний
7. Елена, 9,9 4 3 6 5 18 4,5 средний
8. Костя, 9,3 8 6 8 8 30 7,5 высокий
9. Максим, 9 4 2 6 6 18 4,5 средний
10. Маша, 10,1 2 2 2 5 11 2,8 низкий
11. Наташа, 10 2 2 4 5 13 3,3 низкий
12. Ольга, 9,5 2 4 2 7 15 3,8 низкий
13. Роман, 9,1 4 6 2 6 18 4,5 средний
14. Таня, 9,7 8 6 8 10 32 8,0 высокий
15. Ульяна, 9,4 2 2 4 7 15 3,8 низкий
 

     Как видим из таблицы №1, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень зрительной памяти, всего у троих младших школьников (20%) отметился высокий уровень зрительной памяти, у четверых (26,6%) – низкий, а у остальных (53,3%) - средний уровень зрительной памяти.

     Высокий уровень развития зрительной образной памяти получили три ребенка. Среди всех учащихся самый высокий показатель набрала Татьяна. При выполнении методики не возникло никаких затруднений. В первом задании не нарисовала лишь одно отличие – это треугольник с двумя кругами внутри, поэтому получает 8 баллов. В ходе исследования серьезно подошла к выполнению задания, очень внимательно рассматривала рисунки, аккуратно рисовала отличия. Вела себя сдержанно, спокойно. Во втором задании ответила на все вопросы по рисунку, правильно назвала количество человечков, из каких геометрических фигур они состоят, какие части тела нарисованы. В итоге Татьяна нарисовала все 6 человечков, но только три соответствовали образцу - это под номерами 4, 5, 6. Всего набирает 6 баллов. В третьем задании по памяти нарисовали все рисунки, но только 4 соответствовали образцу. Также отмечается аккуратность выполнения, старательность, внимательность, и серьезный подход к заданию. В результате набирает 8 баллов. С четвертым заданием справилась лучше всех. Татьяна моментально запомнило количество всех 10 палочек. Задание не было для нее сложным. Следовательно, набирает самый высокий балл 10. После всех выполненных заданий Татьяна набирает средний балл 8,0. Это говорит о высоком уровне развития зрительной памяти.

     Средний уровень развития зрительной образной памяти получили восемь учащихся. По результатам, полученных по этой методике, среди детей хочется отметить Екатерину, которая набрала 5,8 баллов. В первом задании не нарисовала одно отличие – это квадрат, поэтому получает 8 баллов. При выполнении очень внимательно разглядывала рисунок, тщательно запоминала каждый предмет, введя пальцем по ним, и проговаривая про себя. Очень старалась аккуратно нарисовать рисунок. Во втором задании после просмотра рисунка ответила на все вопросы. Затруднений никаких не вызвало, отвечала не задумываясь. Все ответы были правильными. Екатерина нарисовала 6 человечков, но только три соответствовали оригиналу - это под номерами 1, 3, 4. В итоге набирает 6 баллов. В третьем задании по памяти нарисовала все 5 рисунков, но только один соответствовал образцу, это под номером 2. В основном были нарисованы просто геометрические фигуры, рисунки 3 и 5 без штриховки. По этому заданию набирает два балла. Екатерине не достаточно было времени разглядеть картинку и запомнить, что было на ней. В четвертом задании наугад назвала 7 палочек, следовательно, получает 7 баллов. В итоге по методике И.Матюгина набирает средний балл 5,8, по интерпретации результатов это средний уровень развития зрительной образной памяти.

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности