Особенности учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Учебная деятельность понимается как специфический вид деятельности человека по овладению обобщенными способами действий, направленный на его саморазвитие на основе решения специально поставленных преподавателем учебных задач и посредством учебных действий.

Работа содержит 1 файл

Специфика учебной деятельности младших школьников.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Особенности учебной  деятельности младших школьников

 Ведущей деятельностью, определяющей  характер развития ребенка, в  младшем школьном возрасте становится  учебная деятельность. Учебная деятельность  как самостоятельная складывается  именно в это время и определяет интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Учебная деятельность понимается как специфический вид деятельности человека по овладению обобщенными способами действий, направленный на его саморазвитие на основе решения специально поставленных преподавателем учебных задач и посредством учебных действий. Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами: мотивами приобретения обобщенных способов действий, мотивами собственного роста, собственного совершенствования. Развитие деятельности, во-первых, внутренне связано с развитием человеческого сознания; во-вторых, имеет в себе богатый спектр свойств, по которым в их единстве можно достаточно глубоко охарактеризовать каждый возраст и их взаимную связь. Ведущая деятельность – это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка данного периода его развития. Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

1. От нее ближайшим образом  зависят основные психологические  изменения ребенка в данный    возрастной период.

2. В ее форме возникает и  внутри ее дифференцируются другие, новые виды деятельности.

3. В ней возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы.

Хотя каждому периоду развития деятельности свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют  или «ущемлены» другие виды деятельности. Учение в период младшего школьного возраста только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек все это время будет продолжать учиться. Однако если этот процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладеет основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль, саморегуляция. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии ребенка. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. Учебная деятельность формируется у детей от семи до десяти лет. В этом возрасте формируются потребность и мотивы учения. Большое влияние на формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника оказывает игра. Содержание игр с возрастом меняется. В 5 лет дети обращают внимание на внешние моменты, связанные с учебой. В 6-7 лет игра наполняется учебным содержанием. Центральное место ней занимает урок, на котором дошкольники выполняют учебные задания – пишут буквы, решают примеры и т.д. В процессе этой деятельности у детей формируется положительное отношение к школе. В процессе учебной деятельности у младших школьников формируется теоретическое сознание и мышление, развиваются способности. Поступление ребенка в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка. В процессе учебной деятельности ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания, имеющих теоретический характер. Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в разных видах деятельности (в игре, труде, спорте и так далее). В младшем школьном возрасте дети выполняют многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная, что определяет возникновение центральных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. При характеристике учебной деятельности необходимым представляется рассмотрение этапов процесса учения. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволил нам выделить три этапа.

Первый этап: восприятие учебного материала. В содержание обучения входит изучение таких явлений и предметов, с которыми учащиеся уже сталкивались в жизни. Учащимся сообщается большое  количество исторических фактов, свидетелями  которых они не были. Отметим, что главное в процессе обучения уровень осмысления этих фактов. Все это передается учащимся через слово и различные средства наглядности. В учебном процессе учащиеся усваивают понятия, правила, закономерности.

Второй этап: понимание, осмысление и первичное запоминание. Процесс обучения не ограничивается восприятием учащимися изучаемых явлений и предметов. Первоначальные понятия складываются на основе восприятия конкретных и единичных фактов или явлений. Впоследствии эти понятия обогащаются новыми фактами, становятся более содержательными и на их основе формируются новые понятия. Усвоение и осмысление знаний является центральным моментом в общем процессе усвоения знаний.

Третий этап: закрепление, повторение и применение знаний на практике. Закрепление и повторение знаний, умений и навыков неотделимы от усвоения. Чем глубже восприятие и осмысление понимания, тем прочнее запоминание, и наоборот, чем прочнее запоминание, тем успешнее учащиеся овладевают новым материалом. Большое значение в учебном процессе имеет закрепление навыков, прочное овладение которыми освобождает учащихся от излишних усилий и затраты времени в дальнейшей работе.

Навык должен складываться преднамеренно  и осознанно, опираться на правила, а вследствие доводиться до такого состояния, когда учащиеся будут выполнять соответствующие действия уже без особого напряжения и обдумывания. Применение знаний на практике является одним из важнейших звеньев и завершающим этапом овладения учащимися системой знаний, умений и навыков. Деятельность становится учебной, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач. Таким образом, учащиеся овладевают не только знаниями, но и способами их приобретения. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета. При этом каждый учебный предмет, в соответствии со спецификой своего содержания, вносит вклад в этот процесс. Таким предметом является и русский язык, который является источником лингвистических знаний и осознанием системы языка как средством вербализации действительности. Как и любой вид деятельности учебная деятельность предполагает наличие мотивов. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Таким образом, ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок овладевает языком и изучает его. Единственно возможный путь изучения родного языка в начальных классах – осознание собственной речевой деятельности, при которой основной упор делается на сформированные к данному возрасту способности и возрастные возможности учащихся.


Информация о работе Особенности учебной деятельности младших школьников