Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)
 

Замеряется  скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение  для работы с изучаемым звуком  близкого детям словаря: слышится  ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где  они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование  игр “Умный телефон”, “Азбука”  и другие.

8. Диктанты  букв или слогов.

      Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя  деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, оказать существенную помощь в учебе, но и развить у ребенка память [22, с.23, 27-38].

  Вывод: 

     На  уроках литературного чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения научиться быстро и выразительно читать. Для этого ученики сначала знакомятся с буквами алфавита (букварный период), запоминают их, и, затем, непосредственно переходят к чтению. На уроках чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.

     В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.

Вывод по первой главе

      Таким образом, из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Первым, кто раскрыл принцип работы образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ.

    Было  выяснено, что в формировании высших форм памяти человека большое значение имеют социокультурные факторы, и что образная память, наряду с логической, лежит в сфере сознания.

        Так как память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая, то на младший школьный возраст падает развитие образной памяти.  Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита уже у дошкольников.  В силу социокультурных причин младший школьник  попадает в промежуток: развитие образной памяти приостанавливается, логическая память еще не развита. Поэтому младший школьник в большинстве случаев заучивает школьный материал механически.

           В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают  материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее  прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития. 
 
 

     НЕЛЬЗЯ  ОСТАВЛЯТЬ ТАК  МАЛО НА ЛИСТЕ! УМЕНЬШИТЕ  ТЕКСТ ТЕОР.ЧАСТИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава ΙΙ. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      2.1. Методики исследования

         Цель: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.

       Задачи:

  1. Отобрать методы и методики, с целью определения уровня развития образной памяти у 15 детей младшего школьного возраста.
  2. Раскрыть индивидуальные особенности образной памяти у обследованных детей.
  3. Развить образную память в учебной деятельности младших школьников.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.
  5. Дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

     Опытно-экспериментальная  работа состоит из трех последующих  этапов:

  1. констатирующий этап, включающий первый или входной срез диагностических методик;
  2. формирующий этап, предполагающий разработку и реализацию программы по развитию образной памяти у младших школьников в учебной деятельности;
  3. контрольный этап - определяется эффективность предлагаемого комплекса занятий по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка.

      База исследования: МОУ Соболевская СОШ г. Юрьевца. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 3-го класса, 15 человек.

     Характеристика группы испытуемых: В 3 классе МОУ «Соболевская  СОШ» 15 учащихся. Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Физическое состояние  учащихся соответствует возрастным  требованиям. По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы. Большинство учащихся из полных семей. У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с  индивидуальными заданиями повышенной  трудности.  Читают   много  дополнительной литературы. Очень любят уроки математики, физкультуры, труда и рисования. Большинство учащихся успевают по всем предметам - четверо из них учатся на 4 и 5, шестеро – в основном на 4, четверо учатся на 4 и 3. Из всего класса лишь одна ученица учится на 3 и 2, пришла из другой школы, в которой оставалась по неуспеваемости  за прошлый учебный год.

     В соответствии с поставленными задачами проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

        1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин) [25, с.37].    Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

    Задание 1. «Найди 5 отличий»: Потребуется два одинаковых рисунка с некоторыми отличиями. Вначале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке. На рисунках 5 отличий, за каждый правильный ответ начисляется 2 балла. 

       

     Задание 2. «Что делает человечек». Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. Младший школьник рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.

     Вопросы для обсуждения:

     — Что нарисовано на этой картинке?

     — Сколько человечков?

     — С помощью, каких геометрических фигур нарисованы человечки?

     — Какие части тела нарисовал художник?

     — Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?

       Можно ли одним словом обозначить  то, что делает каждый человечек:

     

  1. схватился за голову;
  2. наклонился;
  3. идет или стоит;
  4. радуется;
  5. просит о чем-то;
  6. радуется

     Затем надо нарисовать кто, что запомнил и  сравнить с образцом. За каждое соответствие начисляется 2 балла.

     Задание 3. «Запомни и нарисуй»: Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить. Все рисунки рассматриваются, не более 10 сек. После десяти секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а младший школьник рисует по памяти. Затем сравниваем с образцом. За каждое соответствие начисляется 2 балла. 

       

     Задание 4. «Сосчитай палочки»: Для этой игры понадобятся палочки (не более 10 штук, детям не говорится количество палочек).

     Я брошу палочки на стол сосчитать, Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы «сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе. Сколько палочек скажет ребенок, столько баллов и получает.

     Оценки  результатов заносятся в таблицу:

Имя, возраст Баллы
1 2 3 4 всего уровень
               
               

    Интерпретация результатов:

8-10 баллов  – высокий уровень зрительной  памяти 

5-7 баллов – средний уровень зрительной памяти

4 и менее  баллов – низкий уровень зрительной  памяти

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение)[26, с.41]. Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.

    Материал: карточка с четырьмя простыми геометрическими рисунками; секундомер.

    Описание  методики: Испытуемому предлагается за 10 секунд запомнить четыре простых  геометрических фигуры как можно  точнее, затем зарисовать их. Инструкция: «Сейчас я покажу Вам рисунок, на котором изображены четыре простые геометрические фигуры, на очень короткое время. Вы должны внимательно рассмотреть все фигуры и постараться их запомнить. Затем Вы должны будете нарисовать их как можно точнее. Если не сможете вспомнить всю фигуру, нарисуйте хотя бы ее часть или общие контуры».

Обработка результатов: За правильность изображения каждой фигуры присваивается определенное количество баллов.

Фигура  №1:

- пересекающиеся  линии с флажками на концах - 1 балл;

- правильно  расположенные относительно осей флажки (под углом 90) - по 0,25 балла за каждый флажок: если все флажки правильно расположены - 1 балл;

- правильно  расположенные относительно друг  друга флажки (верхние - внутри  фигуры, нижние - снаружи) - по 0,25 балла  за каждый правильный флажок: за все флажки - 1 балл;

- оси  равновеликие и расположены под  углом 90 - 1 балл (при несоблюдении  одного из условий оценка снижается  на 0,5 балла).

Максимальная  оценка за фигуру №2 - 4 балла.

Фигура  №2:

- квадрат,  разделенный по вертикали и  горизонтали на четыре маленьких квадрата - 1 балл (если нарисован прямоугольник или трапеция, либо квадрат разделен диагоналями, либо деление вообще отсутствует - 0,5 балла);

- четыре  маленьких квадрата нарисованы  раздельно - 1 балл (если они нарисованы  слитно - 0,5 балла);

- каждый  маленький квадратик, в свою  очередь, разделен по вертикали  и горизонтали - 1 балл (если деление  по диагонали - 0,5 балла);

- в маленьких  квадратиках 16 точек - 1 балл (если  точек больше или меньше - 0,5 балла).

Максимальная  оценка за фигуру №2 - 4 балла.

Фигура  №3:

- два  прямоугольника расположены один  в другом - 1 балл (если нарисована  трапеция - 0,5 балла);

- все  вершины внутреннего и наружного  прямоугольника соединены прямыми  - 1 балл;

- внутренний  прямоугольник сдвинут влево  - 1 балл (если сдвинут вправо - 0,5 балла).

Максимальная  оценка за фигуру №3 - 3 балла.

Фигура  №4:

- правильно  нарисовано основание - 1 балл (если  основание есть, но нарисовано  неверно - 0,5 балла);

- наличие  двух флажков - 1 балл (если нарисованы  не флажки, а спирали, круги и т.п. - 0,5 балла);

- флажки  расположены на ножках - 1 балл;

- флажки  внутри фигуры - 1 балл (если флажки  снаружи - 0,5 балла);

- наличие  черточек у флажков - 1 балл.

Максимальная  оценка за фигуру №4 - 5 баллов.

Подсчитывается  сумма баллов, полученная испытуемым за все четыре рисунка, затем эта сумма баллов сравнивается с оценочной шкалой.

Оценка  результатов:

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности