Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа
Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.
6. Привлечение
для работы с изучаемым звуком
близкого детям словаря:
7. Использование игр “Умный телефон”, “Азбука” и другие.
8. Диктанты букв или слогов.
Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, оказать существенную помощь в учебе, но и развить у ребенка память [22, с.23, 27-38].
Вывод:
На уроках литературного чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения научиться быстро и выразительно читать. Для этого ученики сначала знакомятся с буквами алфавита (букварный период), запоминают их, и, затем, непосредственно переходят к чтению. На уроках чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.
В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.
Таким образом, из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Первым, кто раскрыл принцип работы образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ.
Было выяснено, что в формировании высших форм памяти человека большое значение имеют социокультурные факторы, и что образная память, наряду с логической, лежит в сфере сознания.
Так как память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая, то на младший школьный возраст падает развитие образной памяти. Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита уже у дошкольников. В силу социокультурных причин младший школьник попадает в промежуток: развитие образной памяти приостанавливается, логическая память еще не развита. Поэтому младший школьник в большинстве случаев заучивает школьный материал механически.
В ходе учебной деятельности
на уроках чтения дети осмысливают
материал, анализируют его, синтезируют,
сопоставляют, сравнивают с ранее
прочитанным, пройденным материалом, и,
тем самым, тренируют свою образную
память и логическое мышление, что очень
важно для их умственного развития.
НЕЛЬЗЯ
ОСТАВЛЯТЬ ТАК
МАЛО НА ЛИСТЕ! УМЕНЬШИТЕ
ТЕКСТ ТЕОР.ЧАСТИ.
Глава ΙΙ. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методики исследования
Цель: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.
Задачи:
Опытно-экспериментальная работа состоит из трех последующих этапов:
База исследования: МОУ Соболевская СОШ г. Юрьевца. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 3-го класса, 15 человек.
Характеристика группы испытуемых: В 3 классе МОУ «Соболевская СОШ» 15 учащихся. Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Физическое состояние учащихся соответствует возрастным требованиям. По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы. Большинство учащихся из полных семей. У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы. Очень любят уроки математики, физкультуры, труда и рисования. Большинство учащихся успевают по всем предметам - четверо из них учатся на 4 и 5, шестеро – в основном на 4, четверо учатся на 4 и 3. Из всего класса лишь одна ученица учится на 3 и 2, пришла из другой школы, в которой оставалась по неуспеваемости за прошлый учебный год.
В соответствии с поставленными задачами проводились три следующие методики исследования:
1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).
3. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов).
Задание
1. «Найди 5 отличий»: Потребуется два одинаковых
рисунка с некоторыми отличиями. Вначале
показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем
второй; после чего предлагаем найти различия
по памяти и записать их на листке. На рисунках
5 отличий, за каждый правильный ответ
начисляется 2 балла.
Задание 2. «Что делает человечек». Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. Младший школьник рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.
Вопросы для обсуждения:
— Что нарисовано на этой картинке?
— Сколько человечков?
— С помощью, каких геометрических фигур нарисованы человечки?
— Какие части тела нарисовал художник?
— Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
Можно ли одним словом
Затем надо нарисовать кто, что запомнил и сравнить с образцом. За каждое соответствие начисляется 2 балла.
Задание
3. «Запомни и нарисуй»: Посмотри на
эти сложные рисунки и постарайся запомнить.
Все рисунки рассматриваются, не более
10 сек. После десяти секунд экспозиции
картинка убирается или закрывается, а
младший школьник рисует по памяти. Затем
сравниваем с образцом. За каждое соответствие
начисляется 2 балла.
Задание 4. «Сосчитай палочки»: Для этой игры понадобятся палочки (не более 10 штук, детям не говорится количество палочек).
Я брошу палочки на стол сосчитать, Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы «сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе. Сколько палочек скажет ребенок, столько баллов и получает.
Оценки
результатов заносятся в
№ | Имя, возраст | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | всего | уровень | ||
Интерпретация результатов:
8-10 баллов – высокий уровень зрительной памяти
5-7 баллов – средний уровень зрительной памяти
4 и менее
баллов – низкий уровень
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение)[26, с.41]. Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.
Материал: карточка с четырьмя простыми геометрическими рисунками; секундомер.
Описание методики: Испытуемому предлагается за 10 секунд запомнить четыре простых геометрических фигуры как можно точнее, затем зарисовать их. Инструкция: «Сейчас я покажу Вам рисунок, на котором изображены четыре простые геометрические фигуры, на очень короткое время. Вы должны внимательно рассмотреть все фигуры и постараться их запомнить. Затем Вы должны будете нарисовать их как можно точнее. Если не сможете вспомнить всю фигуру, нарисуйте хотя бы ее часть или общие контуры».
Обработка результатов: За правильность изображения каждой фигуры присваивается определенное количество баллов.
Фигура №1:
- пересекающиеся линии с флажками на концах - 1 балл;
- правильно расположенные относительно осей флажки (под углом 90) - по 0,25 балла за каждый флажок: если все флажки правильно расположены - 1 балл;
- правильно
расположенные относительно
- оси
равновеликие и расположены
Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.
Фигура №2:
- квадрат, разделенный по вертикали и горизонтали на четыре маленьких квадрата - 1 балл (если нарисован прямоугольник или трапеция, либо квадрат разделен диагоналями, либо деление вообще отсутствует - 0,5 балла);
- четыре маленьких квадрата нарисованы раздельно - 1 балл (если они нарисованы слитно - 0,5 балла);
- каждый
маленький квадратик, в свою
очередь, разделен по
- в маленьких квадратиках 16 точек - 1 балл (если точек больше или меньше - 0,5 балла).
Максимальная оценка за фигуру №2 - 4 балла.
Фигура №3:
- два
прямоугольника расположены
- все
вершины внутреннего и
- внутренний прямоугольник сдвинут влево - 1 балл (если сдвинут вправо - 0,5 балла).
Максимальная оценка за фигуру №3 - 3 балла.
Фигура №4:
- правильно нарисовано основание - 1 балл (если основание есть, но нарисовано неверно - 0,5 балла);
- наличие двух флажков - 1 балл (если нарисованы не флажки, а спирали, круги и т.п. - 0,5 балла);
- флажки расположены на ножках - 1 балл;
- флажки внутри фигуры - 1 балл (если флажки снаружи - 0,5 балла);
- наличие черточек у флажков - 1 балл.
Максимальная оценка за фигуру №4 - 5 баллов.
Подсчитывается сумма баллов, полученная испытуемым за все четыре рисунка, затем эта сумма баллов сравнивается с оценочной шкалой.
Оценка результатов:
Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности