Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Задачами работы является:
• Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Описать мотивационную сферу у младших школьников.
Введение……………………………………………………...………2
1. Изучение мотивационной сферы у младших школьников.…6
1.1 Понятия «мотив», «мотивация» в психологии……………..10
1.2 Описание мотивационной сферы у младших школьников………………………………………………..….10
1.3 Мотивы,связанные с процессом учения……………….……14
1.4 Формирование мотивов учебной деятельности школьников…………………………………………………...16
2. Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников…………………………….…………..21
2.1 Результаты исследования и выводы…………….…………..22
Заключение……………………………………….…………..26
Список использованной литературы……………….……….27
Приложения………………………………………..…………29
Государственное образовательное учреждение
Московский Городской
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа на тему:
Мотивация учебной деятельности у младших школьников
Выполнила: студентка 3 курса
вечернего отделения
Петрова Надежда
Научный руководитель:
Пошина Светлана Александровна
МОСКВА 2007
Содержание
Введение……………………………………………………..
1. Изучение мотивационной сферы у младших школьников.…6
1.1 Понятия «мотив», «мотивация» в психологии……………..10
1.2 Описание мотивационной сферы у младших
школьников………………………………………………..
1.3 Мотивы,связанные с процессом учения……………….……14
1.4 Формирование мотивов учебной деятельности
школьников………………………………………………….
2. Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников…………………………….…………..21
2.1 Результаты исследования и выводы…………….…………..22
Заключение……………………………………….…………
Список использованной литературы……………….……….27
Приложения………………………………………..………
Введение
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 - 7 лет до 9 - 11.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик на всё его поведение. Ребенок не просто овладевает в школе определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения.
Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е учением,- влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других. Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных, политических представлений и понятий – младший школьник в полном смысле слова – маленький гражданин своей великой Родины. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.
Представления об окружающей действительности приходят к детям самыми разнообразными путями. Познавательные интересы возникают у детей довольно рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругом сведений.
Таким образом, обучение в школе, формирование учебной деятельности происходят в связи с другими видами деятельности, на фоне более широких познавательных интересов детей.
Нередко, к сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника гаснет радостное ожидание учебного дня. То он прибегал в школу задолго до уроков, с удовольствием брался за любые упражнения, предлагаемые учителем. А теперь все это куда-то исчезло, первоначальная тяга к учению погасла; у многих ребят дело доходит до безразличного отношения к учению.
Что же произошло?
Мы говорили о желании ребенка занять новое положение в обществе как о важном мотиве, который определяет его готовность начать учится (именно в школе). Но как долго такой мотив должен сохранять силу? -Очень недолго: привык ребенок к внешним атрибутам школы, утвердился в новой роли, достиг этого нового своего положения в обществе – и быстро обнаруживает, что для поддержания этого своего нового положения делать, в общем, ничего не нужно. Упрощая, скажем: он понимает, что хороший ученик и плохой ученик – в равной степени ученики. Иначе говоря, надо позаботиться о побуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне учения, а в нем самом. Надо поставить цель, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Поэтому встает вопрос: Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность?
Итак, целью исследования является изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Объектом являются дети младшего школьного возраста, а предметом исследования является мотивационная сфера младшего школьника.
Задачами работы является:
Гипотеза.
Формирование положительной учебной мотивации будет проходить, если педагог обеспечит следующие условия:
Методы исследования:
- анализ литературы
- тестирование
Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.
1.Изучение мотивационной сферы у младших школьников
Понятия «мотив», «мотивация» в психологии
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния.
Такое понимание «мотива» предложено польским психологом и психотерапевтом К.Обуховским (1972): «Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия». 1
«Мотив» - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.2
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Вопрос о мотивации
деятельности возникает каждый
раз, когда необходимо
В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых.
Мотивация может
быть положительной и
Существует внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации. Они взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.
Внешняя мотивация непродуктивна и, как правило, кратковременна. Осуществляя учебу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными потребностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекращению учебной деятельности.
Внутренняя мотивация – это внутриличностная заинтересованность в деятельности – самомотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то моральных или материальных льгот.
Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения.
В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.
Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной стороны, она обладает внутренней привлекательностью, т.к обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результата знания. С другой – она всегда несет в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика будет формироваться установка на активное, творческое, самостоятельное поведение, или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя.
Другой важный психологический механизм, обеспечивающий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу. В данной концепции раскрыт феномен самоактуализации, обусловленный активностью у человека мотива личностного роста. Чем более интересную и творческую деятельность осуществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста (т.е. стремление человека повысить свои знания, продуктивность), но в отличие от других потребностей в данном случае удовлетворение ведет не к насыщению потребности, а к увеличению мотивации. Таким образом, «включение» мотива роста создает устойчивую мотивацию на обучение.
В результате психологических исследований Л.И. Божович была выделена группа учебно-познавательных мотивов, т.е. специфических мотивов, направленных на усвоение научной информации и учебных навыков. Учебно-познавательные мотивы имеют определенную динамику формирования. Выделяются, по крайней мере, три уровня их развития:
Важным моментом в развитии мотивации является переход с одного уровня на другой. В начальной школе, по словам А.К. Марковой формируется широкий познавательный мотив.
В теоретических работах Л.И.Божович были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы, связанные непосредственно
с учебной деятельностью, или
«познавательные интересы
Г. Розенфельд, например, выделил следующие факторы мотивации учения:
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у младших школьников