Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа
Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
Низкие показатели по этой методике получили четверо учащихся. Среди них самый низкий средний балл 2,8 набрала Мария. В первом задании правильно нарисовала лишь одно отличие – солнце. Рисунки не аккуратные, размазанные, маленькие, плохо разбираемые. При выполнении задания была не внимательна, вела себя эмоционально, постоянно отвлекалась. Поэтому набирает 2 балла. Во втором задании практически ответила на все вопросы. Затруднялась в ответе на вопрос, из каких геометрических фигур нарисованы человечки. После беседы Мария нарисовала все 6 человечков, но только один соответствовал образцу под номером 4. В результате она получает 2 балла. В третьем задании по памяти нарисовала лишь три рисунка под номерами 1, 2, и 3. Только один соответствовал образцу, это рисунок под номером 1. Из всех остальных он легко запоминаемый, и стоит самый первый. Мария не серьезно подходит к выполнению задания, рисует не аккуратно, постоянно торопится, отвлекается на посторонние вещи, просит еще раз показать образец. В итоге набирает 2 балла. В четвертом задании назвала 5 палочек, поэтому получает соответствующее количество баллов. По итогам всех заданий Мария набирает средний балл 2,8. Это низкий уровень развития зрительной образной памяти. По наблюдению за Марией был сделан вывод о том, что у нее слабо развито внимание, это будет одной из задач формирующего эксперимента.
Представим полученные данные в диаграмме №1 (Приложение №1).
Исходя
из результатов данного
На втором этапе констатирующего исследования применялась методика, направленная на изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти. Испытуемому предлагалось за 10 секунд запомнить четыре простых геометрических фигуры как можно точнее, затем зарисовать их. Большинство учащихся справились с выполнением этой методики.
Результаты оценки уровня процесса зрительного воспроизведения.
Таблица №2.
№ | Имя, возраст | Баллы | |||||
Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти. | баллы | Уровни развития зрительного воспроизведения | |||||
Фигура №1 | Фигура №2 | Фигура №3 | Фигура №4 | ||||
1. | Алексей, 9 | 3,5 | 4 | 3 | 5 | 15,5 | средний |
2. | Анна, 9,2 | 3,75 | 3 | 3 | 5 | 14,75 | низкий |
3. | Вова, 9,6 | 3 | 3 | 2,5 | 4,5 | 13,0 | очень низкий |
4. | Дима, 9,5 | 2,5 | 4 | 3 | 5 | 14,5 | низкий |
5. | Женя, 9,5 | 4 | 3,5 | 3 | 5 | 15,5 | средний |
6. | Катя, 10,2 | 3,5 | 3 | 3 | 5 | 14,5 | низкий |
7. | Елена, 9,9 | 3,75 | 3 | 3 | 5 | 14,75 | низкий |
8. | Костя, 9,3 | 3,75 | 4 | 3 | 5 | 15,75 | средний |
9. | Максим, 9 | 3,5 | 3 | 3 | 5 | 14,5 | низкий |
10. | Маша, 10,1 | 2 | 2,5 | 2,5 | 3,5 | 10,5 | очень низкий |
11. | Наташа, 10 | 3 | 3 | 1,5 | 4,5 | 12,0 | очень низкий |
12. | Ольга, 9,5 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2,5 | 11,5 | очень низкий |
13. | Роман, 9,1 | 3,5 | 3 | 3 | 5 | 14,5 | низкий |
14. | Таня, 9,7 | 3,75 | 4 | 3 | 5 | 15,75 | средний |
15. | Ульяна, 9,4 | 4 | 3 | 3 | 4,5 | 14,5 | низкий |
Из таблицы №2 видно, что в основном у обследуемых младших школьников, низкий уровень развития процесса зрительного воспроизведения (46,6%). Лишь у четверых средний уровень (26,6%), также у четверых очень низкие результаты (26,6%). Методика на изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение) для учащихся была очень сложной. Среди 15 человек нет не одного ребенка с высоким уровнем развития процесса зрительного воспроизведения. Большинство учащихся набрали низкие результаты.
Средний уровень развития процесса зрительного воспроизведения получили три младших школьника из 15. Костя набрал по этой методике 15,75 балла. В течении 10 секунд очень внимательно рассматривал геометрические фигуры. Костя рисовал быстро, при этом старался аккуратно прорисовывать каждый элемент. По фигуре А набрал 3,75 балла. Правильно нарисовал пересекающие линии с флажками на конце, лишь только три флажка были верно расположены относительно осей, правильно нарисовал расположенные относительно друг другу флажки (верхние - внутри фигуры, нижние - снаружи) и оси равновеликие и расположены под углом 90. По фигурам Б, В, и Г набрал максимальное количество баллов – 4, 3, и 5. Костя, верно, нарисовал геометрические фигуры, соответствующие образцу.
Низкие результаты по этой методике получили семь учащихся. Анна набрала в общем 14,75 баллов. По фигуре А нарисовала правильно лишь три флажка, расположенные относительно осей, поэтому получила за это 0,75 балла, а так все оставшиеся элементы геометрической фигуры соответствовали оригиналу. Количество набранных баллов составляет 3,75. В фигуре Б в маленьких квадратиках нарисовала не 16, а 10 точек, а четыре маленьких квадрата нарисовала слитно. По этой геометрической фигуре набрала 3 балла. По оставшимся двум фигурам получила максимальное количество баллов – 3 и 5. Анна много времени уделяла на рисование элементов, долго задерживалась на каждом рисунке, вспоминая его. Аккуратно и старательно рисовала каждую геометрическую фигуру. После просмотра карточки, начала рисовать фигуры с конца. Только поэтому по ним она набрала максимальное количество баллов.
Очень низкий уровень по результатам методики получили пять младших школьников из 15. По этой методике Мария набрала 10,5 баллов. В фигуре А лишь правильно нарисовала пересекающиеся линии с флажками на концах, а так все оставшиеся элементы не дорисованы. Количество набранных баллов составляет 2. В фигуре Б вместо квадрата нарисовала прямоугольник. В маленьких квадратах точек у Марии получилось меньше 16. Лишь правильно раздельно нарисовала четыре маленьких квадрата. В итоге получает 2,5 балла. В фигуре В неправильно лишь нарисован внутренний прямоугольник. У Марии он сдвинут вправо. Оставшиеся элементы соответствуют образцу. По этой геометрической фигуре набирает 2,5 балла. В последней фигуре Г правильно нарисовала два флажка, и что они расположены на ножках. Основание геометрической фигуры неверное, флажки нарисованы снаружи, а не внутри, и нет черточек на них. Следовательно, по фигуре Г набирает 3,5 балла. Рисунки у Марии не аккуратные, размазанные, плохо разбираемые. Девочка совсем не старалась, рисовала быстро, не задумываясь. Некоторые геометрические фигуры не дорисованы до конца.
Представим полученные данные в диаграмме №2 (Приложение №2).
Исходя
из результатов данного
На третьем этапе констатирующего исследования применялась методика Р.С.Немова, направленная на определение объема кратковременной слуховой памяти. Экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибку.
Уровни развития объема кратковременной слуховой памяти на констатирующем этапе
Таблица №3.
№ | Имя, возраст |
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти. | Уровень развития объема кратковременной слуховой памяти | |
Количество воспроизведенных цифр | баллы | |||
1 | Алексей, 9 | 8 | 8 | высокий |
2 | Анна, 9,2 | 4 | 5 | средний |
3 | Вова, 9,6 | 3 | 3 | низкий |
4 | Дима, 9,5 | 4 | 4 | средний |
5 | Евгений, 9,5 | 5 | 6 | средний |
6 | Катя, 10,2 | 4 | 5 | средний |
7 | Елена, 9,9 | 6 | 6 | средний |
8 | Костя, 9,3 | 7 | 8 | высокий |
9 | Максим, 9 | 6 | 6 | средний |
10 | Мария, 10,1 | 3 | 2 | низкий |
11 | Наташа, 10,0 | 4 | 5 | средний |
12 | Ольга, 9,5 | 3 | 2 | низкий |
13 | Роман, 9,1 | 6 | 6 | средний |
14 | Таня, 9,7 | 8 | 8 | высокий |
15 | Ульяна, 9,4 | 4 | 5 | средний |
Как видим из таблицы №3, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, всего у троих младших школьников (20%) отметился высокий уровень, у троих (20%) – низкий, а у остальных (60%) - средний уровень развития кратковременной слуховой памяти. Это очень хорошие показатели, по сравнению с остальными проведенными методиками.
Высокие показатели по методике Р.С.Немова получили четыре ученика. Наибольшее количество баллов набрал Алексей. Он точно и верно воспроизвел 8 цифр. В самом начале при воспроизведении первого ряда цифр, мальчиком была допущена ошибка. Впоследствии Алексей собрался и правильно называл друг за другом цифры. Во второй попытке по воспроизведению цифр по убывающей, он также допустил ошибку, но уже не в начале, а 3 ряду.
Средний уровень развития кратковременной слуховой памяти получили 8 учащихся. Все дети набрали одинаковые баллы, но они отличаются друг от друга количеством воспроизведенных цифр. Больше всех воспроизвел Максим в количестве 6 цифр. Вначале допустил две ошибки в воспроизведение цифр одной длины в третьем ряду. Во второй попытке по убывающей, также были допущены ошибки, но уже в первом ряду.
Низкие показатели по методике Р.С.Немова набрали три ребенка. У них одинаковое количество воспроизведенных цифр, и полученные баллы. Ольга набрала 2 балла, это очень низкий показатель развития кратковременной слуховой памяти. Она никак не могла запомнить и воспроизвести цифры. В первой и во второй попытках на первых рядах допускала ошибки. В итоге смогла воспроизвести всего лишь в среднем 3 цифры. Ольга была не внимательна, не сосредоточена на выполнение задания.
Представим полученные данные в диаграмме №3 (Приложение №3).
Показатели по методике «Запомни цифры» Р.С.Немова самые высокие по сравнению с остальными двумя исследованиями. У половины класса преобладает средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, лишь только у троих низкие показатели.
Все результаты, проведенных трех методик зафиксируем в одну таблицу, и вычислим общий уровень развития образной памяти у младших школьников.
Уровни развития образной памяти на констатирующем этапе эксперимента
Таблица №4.
№ | Имя, возраст | Уровни развития образной памяти | |||
уровень развития зрительной образной памяти | Индивидуальные особенности зрительного воспроизведения | объем кратковременной слуховой памяти | Общий уровень
развития образной
памяти | ||
1 | Алексей, 9 | 5,8/средн. | 15,5/сред | 8/выс. | средний |
2 | Анна, 9,2 | 5,5/средн. | 14,75/низ. | 5/срдн. | средний |
3 | Вова, 9,6 | 4,5/средн. | 10.5/о.низ | 3/низ. | низкий |
4 | Дима, 9,5 | 5,5/средн. | 14,5/низ. | 4/средн. | средний |
5 | Женя, 9,5 | 8,0/выс. | 15,5/средн. | 6/средн. | средний |
6 | Катя, 10,2 | 5,8/средн. | 14,5/низ. | 5/средн. | средний |
7 | Елена,9,9 | 4,5/средн. | 14,75/низ | 6/средн. | средний |
8 | Костя, 9,3 | 7,5/выс. | 15,75/сред | 8/выс. | высокий |
9 | Максим, 10,1 | 4,5/средн. | 14,5/низ. | 6/средн. | средний |
10 | Маша, 9,1 | 2,8/низ. | 10/о.низ. | 2/низ. | низкий |
11 | Наташа, 10,0 | 3,3/низ. | 10,5/о.низ | 5/средн. | низкий |
12 | Ольга, 9,5 | 3,8/низ. | 10/о.низ. | 2/низ. | низкий |
13 | Роман, 9,1 | 4,5/средн. | 14,5/низ. | 6/средн. | средний |
14 | Таня, 9,7 | 8,0/выс. | 15,75/сре | 8/выс. | высокий |
15 | Ульяна, 9,4 | 3,8/низ. | 14,5/низ. | 5/средн. | низкий |
Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности