Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)
 

     Как видим из таблицы №5, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень зрительной памяти, всего у пятерых младших школьников (26,6%) отметился высокий уровень зрительной памяти, у двоих (13,3%) – низкий, а у остальных (53,3%) - средний уровень зрительной памяти.

     После повторного проведения методики И.Матюгина, у каждого младшего школьника увеличился показатель уровня развития зрительной образной памяти.

     Высокий уровень развития зрительной образной памяти получили пять детей. Татьяна, Костя  и Евгений по всем заданиям методики И.Матюгина набрали наивысший средний  балл – 10,0. Свои показатели повысили Алексей  и Екатерина. В констатирующем эксперименте по этой методике они набрали средний уровень развития зрительной образной памяти. Средний балл их составлял 5,8. После пройденного комплекса упражнений на уроках русского языка и при повторном проведении методики И.Матюгина их показатели увеличились. Средний балл их стал 8,0.Это высокий уровень развития зрительной образной памяти.

     Средний уровень развития зрительной образной памяти получили восемь учащихся. Свои показатели увеличили: Анна и Дмитрий с 5,5 на 5,8 средний балл; Вова, Елена, Максим и Роман с 4,5 на 5,5 средний балл развития зрительной образной памяти. По результатам констатирующего эксперимента Ульяна и Ольга набрали низкие показатели по методике И.Матюгина. После повторного проведения на контрольном эксперименте их средний балл увеличился с 3,8 на 4,5.

     Низкие  показатели по этой методике набрали  два учащегося. Несмотря на то, что  Мария и Наталья остались в  этой группе, все же после пройденного  комплекса упражнений на уроках русского языка, их показатели развития зрительной образной памяти увеличились. Поэтому, необходимо продолжать на уроках русского языка давать этим учащимся упражнения на развитие зрительной образной памяти.

Представим полученные данные в диаграмме №5 (Приложение №5).

     На  констатирующем этапе исследования высокие показатели по методике И.Матюгина составляли 20% учащихся, после проведения комплекса упражнений на уроках русского языка по развитию образной памяти и повторного проведения этой методики высокий уровень развития зрительной памяти увеличился на 7%, и стал составлять 27%. По результатам констатирующего и контрольного этапах исследования средние показатели остались на прежнем уровне, и из 15 учащихся 8 (53,3%) набрали средний уровень развития зрительной памяти. На констатирующем этапе исследования низкий уровень по методике И.Матюгина получили 4 младших школьника (26,6%), после повторного проведения на контрольном этапе исследования показатели уменьшились на половину и стали составлять 13,3%. Следовательно, по результатам проведенной повторно методики И.Матюгина предложенный комплекс упражнений на развитие образной памяти на уроках русского языка дал положительные результаты.

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

    Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти.

Результаты  оценки уровня процесса зрительного  воспроизведения на контрольном этапе. ТОЖЕ САМОЕ

    Таблица №6.

Имя, возраст Баллы
    Цель: изучение индивидуальных особенностей зрительной образной памяти. баллы Уровни  зрительного воспроизведения
Фигура  №1 Фигура №2 Фигура №3 Фигура №4
1. Алексей,9 3,75 4 3 5 15,75 средний
2. Анна, 9,2 3,5 4 3 5 15,5 средний
3. Вова, 9,6 3,75 3,5 2,5 5 14,75 низкий
4. Дима, 9,5 3,75 3,5 3 5 15,25 средний
5. Женя, 9,5 4 4 3 5 16 высокий
6. Катя, 10,2 3,75 4 3 5 15,75 средний
7. Елена, 9,9 4 3,5 3 5 15,5 средний
8. Костя, 9,3 4 4 3 5 16 высокий
9. Максим, 9 4 3,5 2,5 5 15,0 средний
10. Маша, 10 3,75 3,5 1,5 5 13,75 низкий
11. Наташа,10 3,5 3 2,5 4,5 13,5 низкий
12. Ольга, 9,5 3,75 3 2,5 5 14,25 низкий
13. Роман, 9,1 3,5 4 3 5 15,5 средний
14. Таня, 9,7 4 4 3 5 16 высокий
15. Ульяна,9 3,75 3,5 3 5 15,25 средний
 

Из таблицы  №6 видно, что в основном у обследуемых младших школьников, средний уровень развития процесса зрительного воспроизведения (53,3%). Лишь у троих высокий уровень (20%), а у четверых низкие показатели (26,6%).

  По сравнению с результатами на констатирующем этапе на контрольном значительно увеличились показатели уровня развития процесса зрительного воспроизведения учащихся.

     Высокий уровень развития процесса зрительного воспроизведения набрали три учащегося – Татьяна, Костя, Евгений. По результатам этой методики они получили наивысший балл – 16, то есть по всем фигурам набрали максимальное количество баллов. В их памяти сохранились эти геометрические фигуры при прохождении на констатирующем этапе. При повторном выполнении для них эта методика не вызвала трудностей.

      Средние результаты по этой методике получили восемь учащихся. Это больше половины класса. По результатам констатирующего эксперимента 7 учащихся (Анна, Дмитрий, Екатерина, Елена, Максим, Роман, Ульяна) находились на низком уровне развития процесса зрительного воспроизведения. При повторном проведение этой методики, на контрольном этапе их показатели улучшились. Все они набрали средний уровень. Алексей, после пройденного комплекса упражнений по развитию образной памяти на уроках русского языка, не намного увеличил свой балл с 15,5 на 15,75.

  Низкие показатели по методике получили четыре младших школьника. На констатирующем этапе эти учащиеся (Мария, Наталья, Ольга, Вова) набрали самые низкие баллы по всем фигурам, и их уровень развития процесса зрительного воспроизведения находился на очень низком. По результатам контрольного этапа они увеличили свои показатели по этой методике. Комплекс упражнений по развитию образной памяти, проведенных на уроках русского языка пошел им на пользу. Следует на этом не останавливаться.

Представим полученные данные в диаграмме №6 (Приложение №6).

     По  результатам контрольного эксперимента по сравнению с результатами констатирующего, все уровни развития процесса зрительного воспроизведения увеличились. На констатирующем этапе исследования среди учащихся не один не набрал высокие показатели по этой методике. Половина класса получили низкий уровень развития процесса зрительного воспроизведения 46,6%. На контрольном этапе исследования высокие показатели получили 20% учащихся. Результаты низкого уровня по этой методике уменьшились и стали составлять 26,6%. Очень низкие показатели по сравнению с результатами констатирующего эксперимента в контрольном этапе исследования отсутствуют. Средний уровень развития процесса зрительного воспроизведения увеличился на 24%, и стал составлять 53,3%, из 15 учащихся 8 набрали средние показатели по этой методике.

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

    Цель: определить объем кратковременной слуховой памяти ребенка.

Уровни  развития объема кратковременной слуховой памяти на контрольном этапе исследования 

Таблица №7.

 
Имя, возраст
    Цель: определить объем кратковременной слуховой

    памяти  ребенка.

 
Уровень развития объема кратковременной слуховой памяти
    Количество  воспроизведенных цифр  
    баллы
1 Алексей, 9 9 10 Очень высокий
2 Анна, 9,2 6 7 средний
3 Вова, 9,6 4 5 средний
4 Дима, 9,5 6 6 средний
5 Женя, 9,5 8 9 высокий
6 Катя, 10,2 7 8 высокий
7 Елена, 9,9 8 9 высокий
8 Костя, 9,3 9 10 Очень высокий
9 Максим, 9 7 8 высокий
10 Маша, 10 3 3 низкий
11 Наташа, 10,0 6 7 средний
12 Ольга, 9,5 4 4 средний
13 Роман, 9,1 8 9 высокий
14 Таня, 9,7 9 10 Очень высокий
15 Ульяна, 9,4 5 6 средний
 

     Как видим из таблицы №7, у обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, всего у троих младших школьников (20%) отметился очень высокий уровень, у пятерых (33,3%) – высокий, у одного ребенка (6,6%) – низкий показатель, а у остальных (40%) - средний уровень развития кратковременной слуховой памяти.

     Очень высокие показатели по методике Р.С.Немова получили три младших школьника. Татьяна, Костя и Алексей набрали максимальное количество баллов - 10, и правильно воспроизвели в среднем 9 цифр. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента свой уровень развития кратковременной слуховой памяти повысили.

     Высокие уровень развития кратковременной  слуховой памяти получили пять учащихся (Евгений, Екатерина, Елена, Максим, Роман). По результатам констатирующего эксперимента они набрали средний уровень, после повторного проведения методики Р.С.Немова свои показатели улучшили. В среднем набрали 8 – 9 баллов, а это высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти.

     Средний уровень по методике Р.С.Немова получили шесть учащихся. Анна, Дмитрий, Наталья, Ульяна по результатам контрольного эксперимента не намного повысили свои баллы, поэтому по-прежнему уровень  развития кратковременной слуховой памяти находится на среднем. В констатирующем эксперименте Вова и Ольга по методике Р.С.Немова набрали низкие показатели. После пройденного комплекса упражнений по развитию образной памяти на уроках русского языка,  их результаты по этой методике улучшились. В итоге Вова и Ульяна находятся на среднем уровне развития кратковременной слуховой памяти.

      Как в констатирующем, так и в контрольном  экспериментах Мария набрала  низкие показатели развития кратковременной  слуховой памяти. Лишь количество правильно  воспроизведенных цифр и баллы не намного увеличились. На Марию следует уделять больше внимания на всех уроках.  

Представим полученные данные в диаграмме №7 (Приложение №7).

      По  результатам констатирующего эксперимента больше половины класса 60% набрали средний  уровень развития кратковременной слуховой памяти. Высокие и средние показатели находятся на одном и том же уровне 20%. После проведенного комплекса упражнений на развитие образной памяти на уроках русского языка по результатам контрольного эксперимента 20% учащихся набрали очень высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти. Средние показатели по методике Р.С.Немова уменьшились на 20%, и по результатам контрольного этапа исследования стали составлять 40%. Низкий уровень развития кратковременной слуховой памяти набрал лишь один ребенок (6%). В констатирующем этапе исследования низкие показатели получили 9 учащихся (20%), следовательно, предложенный комплекс упражнений по развитию образной памяти на уроках русского языка дал положительные  результаты.

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности