Развитие образной памяти у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в
дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же
определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.

Содержание

I. Теоретическая часть

1. Общая характеристика памяти.

2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
памяти у детей дошкольного возраста.

а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и
словесно памяти;

б) сравнение запоминания предметного (образного) и словесного материала
у дошкольников в исследовании Н.А.Корниенко.

в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.

3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.

II. Практическая часть.

Цель.

Гипотеза.

Задачи.

База проведения исследования.

Методика проведения исследования и анализ полученных результатов.

III. Выводы.

IV. Библиография.

V. Приложения.

Работа содержит 1 файл

Развитие образной памяти у дошкольников.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Развитие образной памяти у дошкольников

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им.И.А.БУНИНА

 

 ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  И ПСИХОЛОГИИ

 

 КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  И ПСИХОЛОГИИ

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ 

 

 У ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 Выполнила:

 

 студентка гр.Д-34

 

 Бутова Е.В.

 

 Елец, 2001

 

 ПЛАН

 

I. Теоретическая часть

 

1. Общая характеристика памяти.

 

2. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме развития

 памяти у детей дошкольного  возраста.

 

 а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и

 словесно памяти;

 

 б) сравнение запоминания  предметного (образного) и словесного  материала

 у дошкольников в исследовании  Н.А.Корниенко.

 

 в) воспитание логической  памяти у детей дошкольного  возраста.

 

3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у

 дошкольников.

 

II. Практическая часть.

 

 Цель.

 

 Гипотеза.

 

 Задачи.

 

 База проведения исследования.

 

 Методика проведения исследования  и анализ полученных результатов.

 

III. Выводы.

 

IV. Библиография.

 

V. Приложения.

 

 Запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение индивидом  его

 опыта называется памятью.  В памяти различаю такие основные  процессы:

 запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание.

 

 Запоминание определенного  материала связано с накоплением

 индивидуального опыта в  процессе жизнедеятельности. Использование  в

 дальнейшем того, что запомнилось,  требует воспроизведения. Выпадение  же

 определенного материала из  деятельности ведет к его забыванию.

 Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности

 личности.

 

 Процессы нашей памяти взаимосвязаны  со всеми психическими процессами, и

 особенно - что имеет исключительно  важное значение – с процессами

 мышления. Человеческая память  – сознательный, осмысленный процесс. Это

 ее важнейшая характерная  черта. Поскольку память включена  во все

 многообразие жизни и деятельности  человека, то и формы ее проявления

 чрезвычайно многообразны.

 

 Деление памяти на виды  зависит от особенностей деятельности. При этом

 отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя критериями:

 

 по характеру психической  активности, преобладающей в деятельности,

 память делят на двигательную, эмоциональную, образную и

 словесно-логическую;

 

 по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

 

 по продолжению закрепления  и сохранения материала (в связи  с его ролью и

 местом в деятельности) –  кратковременную, долговременную  и оперативную.

 

 В различных видах деятельности  могут преобладать различные  виды

 психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из

 этих видов активности выражается  в соответствующих действиях  и их

 продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их 

 специфические виды памяти  получили в психологии соответствующие

 названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической

 памяти.

 

 Двигательная память – это  запоминание, сохранение и воспроизведение

 различных движений и их  систем. Огромное значение этого  вида памяти

 состоит в том, что она  служит основой для формирования различных

 практических и трудовых  навыков, равно как и навыков  ходьбы, письма и

 т.д.

 

 Эмоциональная память – это  память на чувства. Эмоции всегда

 сигнализируют о том, как  удовлетворяются наши потребности  и интересы,

 как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

 

 Образная память – это  память на представления, на  картины природы и

 жизни, а также на звуки,  запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой,

 осязательной, обонятельной, вкусовой.

 

 Содержанием словесно-логической  памяти являются наши мысли. Мысли не

 существуют без языка, поэтому  память на них называется не  просто

 логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти  главная

 роль принадлежит второй  сигнальной системе. Словесно-логическая  память

 специфически человеческая в отличии от двигательной, эмоциональной и

 образной, которые в своих  простейших формах свойственны  и животным.

 Опираясь на развитие других  видов памяти, словесно-логическая  память

 становится ведущей по отношению  к ним, и от ее развития  зависит развитие

 других видов памяти.

 

 В зависимости от целей  деятельности память делят на  непроизвольную и

 произвольную.

 

 Запоминание и воспроизведения,  в котором отсутствует специальная  цель

 что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В

 тех случаях, когда мы ставим  такую цель, говорим о произвольной  памяти.

 В последующем случае процессы  запоминания и воспроизведения  выступают

 как специальные, мнемические  действия.

 

 Непроизвольная и произвольная  память вместе с тем представляют собой

 две последовательные ступени  развития памяти. Каждый по своему  опыту

 знает, какое огромное место  в нашей жизни занимает непроизвольная

 память, на основе которой  без специальных мнемических  усилий и намерений

 формируется основная часть  нашего опыта. Однако в деятельности человека

 нередко возникает необходимость  руководить своею памятью. В  этом случае

 важную роль играет произвольная  память, дающая возможность преднамеренно

 заучить или припомнить то, что необходимо.

 

 В заключении можно сказать, что память занимает важное место в нашей

 жизни и представляет собой  сложный, но единый и неразрывный  процесс.

 

 В зависимости от целей  и задач деятельности, в которой  осуществляются

 процессы запоминания и воспроизведения,  выделяют непроизвольную и

 произвольную память.

 

 П. И. Зинченко и А. А.  Смирнов на основании многих  экспериментов пришли

 к выводу, что непроизвольное  запоминание – это запоминание  без

 постановки цели запомнить  и без специально направленных  на это усилий 

 

(5, с.26).

 

 Непроизвольная память обусловлена содержанием той деятельности, в

 которую она включена.

 

 Одним из первых экспериментальных  исследований непроизвольного

 запоминания было исследование  П.И.Зинченко. Результаты опытов  показали,

 что продуктивность непроизвольного  запоминания с возрастом

 увеличивается. Эти данные  свидетельствуют о том, что  уже в дошкольном

 возрасте запоминание является  результатом деятельности и зависит  от

 того, на что направлена эта  деятельность. В этих случаях,  когда

 запоминание подчинено специальной задаче запомнить, оно становится

 запоминанием произвольным  и превращается в своеобразное  внутреннее

(мнемическое действие), т. е.  в процесс, направленный на  определенную

 цель, определенным образом  мотивированный и осуществляемый  с помощью

 определенных способов. В работе П.И.Зинченко и А.А.Смирнова отмечено,

 что основная линия развития  памяти заключена в постепенном,  с возрастом

 все более и более усиливающимся  подчинением запоминания и

 воспроизведения намерению  запомнить и воспроизвести то, что намечено, т.

 е. во все большем усилении  произвольного характера памяти.

 

 Л.Н.Леонтьев произвольное запоминание  рассматривает как целенаправленные

 опосредованный процесс, включающий  определенные приемы или способы

 запоминания (5, с. 26). Им было  установлено, что в условиях эксперимента

 с запоминанием слов (с опорой  на картинки) некоторые старшие  дошкольники

 уже способны пользоваться  этим приемом запоминания, о  чем

 свидетельствует значительное  повышение числа удерживаемых  в памяти слов

 по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок.

 

 В ряде исследований П.  И. Зинченко было отмечено повышение  с возрастом

 продуктивности произвольного  запоминания. Это говорит о  том, что в

 дошкольном возрасте у детей  начинает формироваться мнемическая

 деятельность со с специфическими целями и способами ее выполнения. При

 этом велико значение специального  изучения развития произвольной  памяти

 у детей дошкольного возраста. Именно этой проблеме и было  посвящено

 экспериментальное исследование  П. И. Зинченко.

 

 В результате исследования  были выявлены парадоксально  низкие показатели

 запоминания у детей младшего  дошкольного возраста. Пристальный  анализ

 этого факта показал, что  детей 3-4 лет не только вообще  плохо развита

 память, но и, что они не  умеют намеренно, произвольно запомнить и

 припомнить. У них еще не  сформировались соответствующие  действия –

 действия произвольного запоминания  и припоминания. В данном возрасте

 цель остается для ребенка  понятной, внешне поставленной, но  не принятой

 внутренне. В среднем дошкольном возрасте только у некоторых детей

 наблюдается действия, связанные  с намерением запомнить, припомнить

 что-то. И только в старшем  дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается

 переход от непроизвольной  памяти к начальным этапам  произвольного

 запоминания. Опыты показали, что у детей старшего дошкольного  возраста

 запоминание, как и припоминание, зависит не от случайных ситуативных

 моментов, а от наличия специального  намерения, специальной цели и

 способов запоминания. В дальнейшем  развитие памяти выражается именно в

 развитии способов запоминания  и припоминания, т.е. в развитии  операций

 произвольной памяти.

 

 Вопрос о взаимоотношениях  образной и словесно-логической  памяти в их

 развитии впервые в отечественной  психологии был широко рассмотрен П. П.

 Блонским, решавшим эту проблему  с позиций выдвинутой им общей  концепции

 развития памяти.

 

 Основным в этой концепции  является положение о том, что  4 вида памяти

(моторная, эмоциональная, образная  и словесная) это генетически

 обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной

 последовательности. Образная  память есть более ранний и  низкий уровень

 развития памяти по сравнению  со словесной (вербальной).

 

 Самый ранний вид – моторная  или двигательная память начальное  свое

 выражение находит в первых, двигательных условных рефлексах детей,

 прежде всего в той своеобразной  условной реакции, которая наступает,

 когда ребенка берут на  руки в положение кормления.  Эта реакция

 наблюдается уже на первом  месяце после рождения. Начало  эмоциональной

 или аффективной памяти, выражающейся  в появлении аффективной реакции  до

 непосредственного действия, вызывающего  ее стимула, П.П.Блонский относит

 к первому полугодию жизни  ребенка.

 

 Первые зачатки свободных  воспоминаний, с которыми, по словам  Блонского,

 пожалуй, было бы осторожнее  всего связывать начало образной  памяти,

 относится им ко второму  году жизни.

 

 Также следует признать правильным  утверждения Блонского, что мы  еще не

 знаем, когда появляются у  детей образы. Им сделан вывод,  что образная

 память появляется несколько раньше вербальной, но значительно позже

 моторной и аффективной.

 

 Более раннее появление образной  памяти не означает ее последующею

 исчезновения и замены словесной  памятью. Однако образная память,

 утверждает П.П.Блонский, продолжает оставаться более низким уровнем

 памяти по сравнению с  вербальной. Это относится и к  наиболее развитым –

 зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда,  когда сознание

 человека находится на белее  низком уровне, чем при полном, совершенном

 бодрствовании. На зрительную  память можно смотреть только  как на низкий

 вид памяти. Обычно зрительная  память бедна, поэтому несравненно  полезнее

 другой, более высокий вид  памяти – память-рассказ.

 

 Память-рассказ и представляет  собой, согласно П.П.Блонскому, подлинную

 словесную память, которую необходимо  отличать от запоминания и

 воспроизведения речевых движений, например, при заучивании

 бессмысленного словесного  материала.

 

 Представляя собой высший  уровень памяти, память-рассказ,  в свою

 очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит

 пить, характеризующийся основными  стадиями развития рассказа.

Информация о работе Развитие образной памяти у дошкольников