Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа
Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в
дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же
определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.
I. Теоретическая часть
1. Общая характеристика памяти.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
памяти у детей дошкольного возраста.
а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и
словесно памяти;
б) сравнение запоминания предметного (образного) и словесного материала
у дошкольников в исследовании Н.А.Корниенко.
в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.
3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.
II. Практическая часть.
Цель.
Гипотеза.
Задачи.
База проведения исследования.
Методика проведения исследования и анализ полученных результатов.
III. Выводы.
IV. Библиография.
V. Приложения.
Развитие образной памяти у дошкольников
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.И.А.БУНИНА
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила:
студентка гр.Д-34
Бутова Е.В.
Елец, 2001
ПЛАН
I. Теоретическая часть
1. Общая характеристика памяти.
2. Анализ психолого-
памяти у детей дошкольного возраста.
а) основные положения концепц
словесно памяти;
б) сравнение запоминания
предметного (образного) и
у дошкольников в
в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.
3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.
II. Практическая часть.
Цель.
Гипотеза.
Задачи.
База проведения исследования.
Методика проведения
III. Выводы.
IV. Библиография.
V. Приложения.
Запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение
опыта называется памятью.
В памяти различаю такие
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в
процессе жизнедеятельности.
дальнейшем того, что запомнилось,
требует воспроизведения.
определенного материала из
деятельности ведет к его
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.
Процессы нашей памяти
особенно - что имеет исключительно важное значение – с процессами
мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это
ее важнейшая характерная
черта. Поскольку память
многообразие жизни и
чрезвычайно многообразны.
Деление памяти на виды
зависит от особенностей
отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя критериями:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную, эмоциональную, образную и
словесно-логическую;
по характеру целей
по продолжению закрепления
и сохранения материала (в
местом в деятельности) –
кратковременную,
В различных видах
психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из
этих видов активности
продуктах: в движениях,
специфические виды памяти
получили в психологии
названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической
памяти.
Двигательная память – это
запоминание, сохранение и
различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти
состоит в том, что она служит основой для формирования различных
практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и
т.д.
Эмоциональная память – это
память на чувства. Эмоции
сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши
как осуществляются наши отношения с окружающим миром.
Образная память – это память на представления, на картины природы и
жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой,
осязательной, обонятельной, вкусовой.
Содержанием словесно-
существуют без языка,
логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная
роль принадлежит второй
сигнальной системе. Словесно-
специфически человеческая в отличии от двигательной, эмоциональной и
образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по
других видов памяти.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и
произвольную.
Запоминание и
что-то запомнить или
тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорим о произвольной памяти.
В последующем случае
как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и
две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту
знает, какое огромное место
в нашей жизни занимает
память, на основе которой без специальных мнемических усилий и намерений
формируется основная часть нашего опыта. Однако в деятельности человека
нередко возникает
важную роль играет
заучить или припомнить то, что необходимо.
В заключении можно сказать, что память занимает важное место в нашей
жизни и представляет собой
сложный, но единый и
В зависимости от целей и задач деятельности, в которой осуществляются
процессы запоминания и
произвольную память.
П. И. Зинченко и А. А. Смирнов на основании многих экспериментов пришли
к выводу, что непроизвольное запоминание – это запоминание без
постановки цели запомнить и без специально направленных на это усилий
(5, с.26).
Непроизвольная память обусловлена содержанием той деятельности, в
которую она включена.
Одним из первых
запоминания было
что продуктивность
увеличивается. Эти данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном
возрасте запоминание
того, на что направлена эта деятельность. В этих случаях, когда
запоминание подчинено
запоминанием произвольным и превращается в своеобразное внутреннее
(мнемическое действие), т. е. в процесс, направленный на определенную
цель, определенным образом
мотивированный и
определенных способов. В работе П.И.Зинченко и А.А.Смирнова отмечено,
что основная линия развития
памяти заключена в
все более и более
воспроизведения намерению запомнить и воспроизвести то, что намечено, т.
е. во все большем усилении
произвольного характера
Л.Н.Леонтьев произвольное
опосредованный процесс,
запоминания (5, с. 26). Им было установлено, что в условиях эксперимента
с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники
уже способны пользоваться этим приемом запоминания, о чем
свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов
по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок.
В ряде исследований П.
И. Зинченко было отмечено
продуктивности произвольного запоминания. Это говорит о том, что в
дошкольном возрасте у детей
начинает формироваться
деятельность со с специфическими целями и способами ее выполнения. При
этом велико значение
у детей дошкольного возраста. Именно этой проблеме и было посвящено
экспериментальное
В результате исследования были выявлены парадоксально низкие показатели
запоминания у детей младшего дошкольного возраста. Пристальный анализ
этого факта показал, что детей 3-4 лет не только вообще плохо развита
память, но и, что они не умеют намеренно, произвольно запомнить и
припомнить. У них еще не
сформировались
действия произвольного
цель остается для ребенка понятной, внешне поставленной, но не принятой
внутренне. В среднем дошкольном возрасте только у некоторых детей
наблюдается действия, связанные
с намерением запомнить,
что-то. И только в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается
переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного
запоминания. Опыты показали,
что у детей старшего
запоминание, как и
моментов, а от наличия специального намерения, специальной цели и
способов запоминания. В
развитии способов
произвольной памяти.
Вопрос о взаимоотношениях
образной и словесно-
развитии впервые в
Блонским, решавшим эту проблему с позиций выдвинутой им общей концепции
развития памяти.
Основным в этой концепции является положение о том, что 4 вида памяти
(моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически
обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной
последовательности. Образная память есть более ранний и низкий уровень
развития памяти по сравнению со словесной (вербальной).
Самый ранний вид – моторная
или двигательная память
выражение находит в первых, двигательных условных рефлексах детей,
прежде всего в той
когда ребенка берут на руки в положение кормления. Эта реакция
наблюдается уже на первом месяце после рождения. Начало эмоциональной
или аффективной памяти, выражающейся
в появлении аффективной
непосредственного действия, вызывающего
ее стимула, П.П.Блонский
к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, по словам Блонского,
пожалуй, было бы осторожнее
всего связывать начало
относится им ко второму году жизни.
Также следует признать
знаем, когда появляются у детей образы. Им сделан вывод, что образная
память появляется несколько раньше вербальной, но значительно позже
моторной и аффективной.
Более раннее появление
исчезновения и замены
утверждает П.П.Блонский, продолжает оставаться более низким уровнем
памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым –
зрительным образам памяти,
возникающим легче всего тогда,
человека находится на белее низком уровне, чем при полном, совершенном
бодрствовании. На зрительную память можно смотреть только как на низкий
вид памяти. Обычно зрительная
память бедна, поэтому
другой, более высокий вид памяти – память-рассказ.
Память-рассказ и
словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и
воспроизведения речевых
бессмысленного словесного материала.
Представляя собой высший уровень памяти, память-рассказ, в свою
очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит
пить, характеризующийся основными стадиями развития рассказа.