Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
25.
Мышление и язык
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и передачи информации и средством общения. С помощью языка, который особым образом материализует наши мысли, мы познаем объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений
В силу этого язык может рассматриваться как знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (русский, украинский, армянский и др.) Искусственный язык создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, языки программирования и др.).
В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном — те или иные символы. Один из важнейших аспектов языка — его семантика» а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.
Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый их класс), представителем которого является знак.
Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая вполне позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.
Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.
Мышление можно рассматривать как процесс оперирования понятийными или конкретно-чувственными образами.
Основными функциями любого языка являются следующие:
- коммуникативная (средство, общения, средство выражения, хранения и передачи информации).
-
гносеологическая
(средство мышления, средство получения
нового знания).
26.
Проблема познаваемости
мира в философии.
Сущность данной проблемы состоит в исследовании основного вопроса гносеологии: познаваем ли мир? Среди философов не было однозначной позиции по этому поводу, и все многообразие ответов может быть сведено к основным:
- сторонники
положительного ответа
- сторонники негативного ответа могут быть отнесены к «гносеологическим пессимистам». В зависимости от степени убежденности в непознаваемости мира они могут быть отнесены либо к скептикам, либо к агностикам.
Скептицизм – это более мягкая, умеренная позиция. Она принципиально не отрицает познаваемость мира, скорее, ее представители сомневаются в этом, а также в достоверности наших знаний. Основатель – позднеантичный философ Пиррон.
Агностицизм – более решительная версия «гносеологического пессимизма». Дословно термин переводится как недоступный познанию: «а» - отрицательная частица «не», «гносис» - знание. Согласно агностикам, достоверное знание в принципе недостижимо. Зачатки агностицизма можно обнаружить в философии Протагора, но наиболее последовательно он был развит в учениях Юма, Беркли и Канта. В частности, И.Кант даже вводит термины «ноумен» («вещь-для-нас», внешняя, явленческая сторона предмета) и «феномен» («вещь-в-себе», сущностное основание вещи, ее смысл), подчеркивая, что все человеческое знание ограничено лишь феноменами и никогда не может постигнуть истинную сущность вещей, представленную ноуменом.
Философия и наука ХХ века,
не забывая о традициях
27.
Чувственное и рациональное
в познании, их взаимосвязь.
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание возникает в результате непосредствен-ного взаимодействия между человеком и окруж. миром и сущ-т в трех формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение возникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета. Существует 5 типов ощущений (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущения субъективны, могут варьироваться у различных людей, отражая их индивидуальные физиологические особенности (например, дальтоники не различают красный и зеленый цвет) и даже некоторые культурологические особенности (например, художник может различать гораздо большее количество оттенков цвета). Таким образом, ощущение есть субъективный образ объективного мира.
Восприятие – более сложный уровень чувственного познания. Восприятие возникает только в результате непосредственного контакта с предметом и формирует его целостный образ. В процессе восприятия человек, получая непосредственную информацию из окружающей действительности, соотносит ее с определенными категориями (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.).
Представление
– промежуточное звено между
чувственным и рациональным
Отличительной чертой
Рациональное познание также реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятия выделяют в предмете его сущностные, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорной, так и научной лексики и выражаются посредством слова-существительного.
Суждение – форма рац. познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выход-ной. Одна из важнейших функций суждения – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.
Умозаключение –
форма рац. познания,
отвечающая за «рост»
знания, т.е. посредством
умозаключения происходит
переход от знания менее
полного к знанию более
полному и достоверному. Умозаключение
- связь двух и более суждений. По форме
умозаключения делятся на дедуктивные
(наибольший вклад в их разработку внесли
Аристотель и Декарт), индуктивные
(велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения
по аналогии. Отлич. черта дедуктивных
умозаключений – при соблюдении правил
логики они дают достоверное, т.е. 100% знание,
поэтому именно дедуктивные умозаключения
лежат в фундаменте научного знания.
28.
Проблема истины в философии.
Практика как критерий
истины.
Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово «истина» происходит от старославянского «исть» - настоящий, несомненный, действительный.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность – в том, что она не существует помимо человека и человечества.
Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность включается в объективную истину.
Важное место в теории познания занимают такие формы истины как, абсолютная и относительная.. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом), относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.
Движение от менее полной истины к более полной, т.е. процесс ее развития, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается.
В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют установить истинность. Основным критерием истинности является практика. Практика – это целесообразная, чувственно-предметная деятельность челов. общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд.
Практика играет определяющую роль в процессе
познания, составляет его основу, пронизывает
все его формы. Так чувственное познание
основано на непосредственном взаимодействии
человека с внешним миром и объект такого
взаимодействия всегда определен целями
практической деятельности. Абстрактное
мышление основано на познании объективных
законов, но эти законы закрепляются в
сознании только благодаря повторению
в практике. Познание, таким образом, через
практику связано со своим объектом и
опосредуется ею. Практика служит источником
познания, так как мы знаем мир в той мере,
в какой способны к его практическому
освоению и преобразованию. В то же время
практика ставит перед познанием определенные
цели и поэтому выступает как побудительная,
движущая причина познавательной деятельности.
И наконец, практика является критерием
истинности наших знаний. Только на практике
человек может доказать истинность своих
знаний. Но она не создает эту истинность,
а только позволяет ее установить. Если
выводы, полученные на основании наших
знаний, подтверждаются практикой, а деятельность
успешной, то эти знания истинны.
29.
Научное познание. Уровни,
формы и методы научного
познания.
Научное познание – специфический вид познавательной деятельности, который отличается от всех других видов познания. Выделяются такие основные особенности научного познания: