Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ф.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

25. Мышление и язык 

    Мышление  неразрывно связано с языком. В  языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и передачи информации и средством общения. С помощью языка, который особым образом материализует наши мысли, мы познаем объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений

    В силу этого язык может рассматриваться как знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации

Различают два вида языка: естественный и искусственный

Естественный  язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (русский, украинский, армянский и др.) Искусственный язык создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, языки программирования и др.).

   В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном — те или иные символы. Один из важнейших аспектов языка — его семантика» а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.

  Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый их класс), представителем которого является знак.

   Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая вполне позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

   Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

   Мышление можно рассматривать как процесс оперирования понятийными или конкретно-чувственными образами.

  Основными функциями любого языка являются следующие:

- коммуникативная (средство, общения, средство выражения, хранения и передачи информации).

- гносеологическая (средство мышления, средство получения нового знания). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26. Проблема познаваемости мира в философии.  

Сущность  данной проблемы состоит в исследовании основного вопроса гносеологии: познаваем ли мир? Среди философов не было однозначной позиции по этому поводу, и все многообразие ответов может быть сведено к основным:

- сторонники  положительного ответа сформировали  лагерь т.н. «гносеологических оптимистов», приверженцами которых были практически все античные мыслители, философы эпохи Возрождения, но наиболее последовательное и аргументированное обоснование данная позиция получила в диалектико-материалистической философии. Представители данной философии справедливо полагали, что именно практическая деятельность является основанием и критерием истинности знания. Понятие «практика» понимается диалектическим материализмом предельно широко, практика – это любая форма преобразовательной деятельности человека, включающая в себя соц. деятельность и обыденное познание, эксперимент и развитую научную теорию.  Знание, многократно подтвержденное своим практическим применением, однозначно доказывает, что мир познаваем.

- сторонники  негативного ответа могут быть  отнесены к «гносеологическим пессимистам». В зависимости от степени убежденности в непознаваемости мира они могут быть отнесены либо к скептикам, либо к агностикам.

    Скептицизм – это более мягкая, умеренная позиция. Она принципиально не отрицает познаваемость мира, скорее, ее представители сомневаются в этом, а также в достоверности наших знаний. Основатель – позднеантичный философ Пиррон.

     Агностицизм – более решительная версия «гносеологического пессимизма». Дословно термин переводится как недоступный познанию: «а» - отрицательная частица «не», «гносис» - знание. Согласно агностикам, достоверное знание в принципе недостижимо. Зачатки агностицизма можно обнаружить в философии Протагора, но наиболее последовательно он был развит в учениях Юма, Беркли и Канта. В частности, И.Кант даже вводит термины «ноумен» («вещь-для-нас», внешняя, явленческая сторона предмета) и «феномен» («вещь-в-себе», сущностное основание вещи, ее смысл), подчеркивая, что все человеческое знание ограничено лишь феноменами и никогда не может постигнуть истинную сущность вещей, представленную ноуменом.

     Философия и наука ХХ века, не забывая о традициях гносеологического пессимизма, более активно исповедуют принципы гносеологического оптимизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь. 

В структуре  познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание возникает в результате непосредствен-ного взаимодействия между человеком и окруж. миром и сущ-т в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

   Ощущение возникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета. Существует 5 типов ощущений (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущения субъективны, могут варьироваться у различных людей, отражая их индивидуальные физиологические особенности (например, дальтоники не различают красный и зеленый цвет) и даже некоторые культурологические особенности (например, художник может различать гораздо большее количество оттенков цвета). Таким образом, ощущение есть субъективный образ объективного мира.

   Восприятие  – более сложный уровень чувственного познания. Восприятие возникает только в результате непосредственного контакта с предметом и формирует его целостный образ. В процессе восприятия человек, получая непосредственную информацию из окружающей действительности, соотносит ее с определенными категориями  (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.).

   Представление  – промежуточное звено между  чувственным и рациональным познанием. Представление дает нам целостный образ предмета, но уже без непосредственного контакта с этим предметом. Основным механизмом возникновения предс-тавлений являются механизмы памяти, а также воображения. Представление воспроизводит предмет не во всей совокупности его свойств и признаков, а выделяет лишь наиболее типические признаки.

      Отличительной чертой чувственного  уровня является его эмоциональная  окрашенность; с помощью ощущения, восприятия и представления человек  не только познает, но также  переживает и оценивает мир.

     Рациональное познание также  реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.

   Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятия выделяют в предмете его сущностные, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорной, так и научной лексики и выражаются посредством слова-существительного. 

   Суждение – форма рац. познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выход-ной. Одна из важнейших функций суждения – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.

   Умозаключение – форма рац. познания, отвечающая за «рост» знания, т.е. посредством умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение - связь двух и более суждений. По форме умозаключения делятся на дедуктивные (наибольший вклад в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогии. Отлич. черта дедуктивных умозаключений – при соблюдении правил логики они дают достоверное, т.е. 100% знание, поэтому именно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного знания.  

28. Проблема истины в философии. Практика как критерий истины. 

Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово «истина» происходит от старославянского «исть» - настоящий, несомненный, действительный.

   Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность – в том, что она не существует помимо человека и человечества.

    Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность включается в объективную истину.

    Важное место в теории познания занимают такие формы истины как, абсолютная и относительная.. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом), относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Движение  от менее полной истины к более  полной, т.е. процесс ее развития, имеет  моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается.

     В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют установить истинность. Основным критерием истинности является практика. Практика – это целесообразная, чувственно-предметная деятельность челов. общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд.

    Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Так чувственное познание основано на непосредственном взаимодействии человека с внешним миром и объект такого взаимодействия всегда определен целями практической деятельности. Абстрактное мышление основано на познании объективных законов, но эти законы закрепляются в сознании только благодаря повторению в практике. Познание, таким образом, через практику связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика  служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому  выступает  как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике  человек может доказать истинность своих знаний. Но  она не создает эту истинность, а только позволяет ее установить. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность успешной, то эти знания истинны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Научное познание. Уровни, формы и методы научного познания. 

   Научное познание – специфический вид  познавательной деятельности, который отличается от всех других видов познания. Выделяются такие основные особенности научного познания:

  1. главная цель – получение знаний, часто без конкретных представлений об их применении; важно, что научное познание нацелено на выявление закономерностей и формулировку законов
  2. прогностический характер знаний, т.е. направленность знаний на предсказание, пригодность знания для формирования и проверки гипотез
  3. использование специального инструментария: приборов, реактивов, пробных объектов, моделей, компьютеров и т.п.
  4. жесткая регламентация познавательной деятельности, которая обеспечивает научную форму результатов: они являются объективными, системными, обоснованными
  5. научное познание пользуется специализированным языком, в том числе – формализованным (терминология, математические формулы, таблицы и диаграммы и т.п.)

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"