Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».Объективная и.— это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она существует потому, что объективным является материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содержание наших знаний и является объективной истиной.Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Истина, по выражению Гегеля, не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развития. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является неполным, неточным, в определенной мере односторонним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной. Относительная и. — это такое знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.Абсолютная и. — это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная и. — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Современный материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы применения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные.   Критерии и.в хронологи:1.ясность,понятность;2.общезначимость;3.полезность.

В4,20.Основные законы диалектики. Д.- сложное, многогранное учение. Диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики : принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. Принципы диалектики позволяют схватить только самую общую картину состояния материального мира. Почему происходит развитие, каковы его причины, источник, как оно происходит, каков его внутренний механизм, есть ли определенная тенденция, направленность в развитии и т.д.? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики. В домарксистской философии такая система законов диалектики (идеалистическая) в наиболее полной форме была разработана Гегелем. Коренную переработку его систем законов диалектики произвели К. Маркс и Ф. Энгельс. Определение Энгельса: диалектика - это <наука о наиболее общих законах всякого движения . Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории, и в мышлении. К основным законам диалектики относятся закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Любой закон - связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющая закономерность. Материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории. Термин <категория> получил широкое распространение в науке. Им обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. Отличие философских категорий от категорий других наук состоит в том, что философские категории - это универсальные понятия, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектическое мышление. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. По содержанию, которое она черпает из единственно возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением ее. Диалектика - не только учение о развитии и не только метод познания, она также метод изменения мира. Мы осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их .Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы <вписывает> человека в него. Давая общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности. Метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является софистика. Софистика - это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся. Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика - это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Материалистическая диалектика как наука представляет собой сложную систему, элементами которой выступают все ее категории, принципы и законы, тесно связанные и взаимодействующие между собой. 1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во – внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во – есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент  в определении качества – специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во – целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество – внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера – диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба – активный характер противоречия. Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. 3)Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

В6.Эмпирическое и теоретическое познание.Для научного  познания  характерно  наличие 2  уровней знания :  эмпирического  и теоретического.  Для   эмпирического   познания   характерна   фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание,  осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня : наблюдений и эмпирических фактов. На теоретическом уровне : подуровень частных теоретических моделей и законов, подуровень обобщенных развитых теорий. Общелогические  методы научного познания: анализ (расчленение целостного предмета на составляющие части) и синтез(соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое), абстрагирование(отвлечение от ряда свойств и отношений явления с одновременным выделением интересующих свойств, обобщение(устанавливаются общие свойства и признаки объектов), индукция(общий вывод строится на основе частных предпосылок), дедукция, аналогия(на основе сходства объектов в одних признаках заключается вывод о сходстве в других свойствах),моделирование(изучение объекта путем создания и исследования его копии). Методы эмпирического исследования : наблюдение (целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов), описание (фиксация средствами языка сведений об объектах), сравнение, эксперимент(исследователь вмешивается в протекание процесса). Методы теоретического познания : формализация(построение абстрактно-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов), аксиоматический(задается набор аксиом,по ним строятся предложения), гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от  абстрактного  к конкретному переходом от предельно простых понятий к более сложным). Исторические и логические методы : исорический(изучение истории и мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика и закономерность его развития), логический(выявляет закономерность путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития(биолог. эволюция)). 

В7.Движение как способ существования  материи.Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения  в пространстве,осуществляющееся во времени. Свойства движения :1) объективность(неразрывно связано с материей), 2)абсолютность(всеобщий способ существования материи) и относительность(в природе существует не как движение вообще, а как  относительное во времени и пространстве), 3) противоречивость (изменчивость и устойчивость,покой и движение). Типы движения : 1)количественные изменения(изменение параметров предмета); 2)качественные изменения( развитие – изменение сопровождающееся переходом одного качества в другое,а также с определенной направленностью и необратимостью). Два типа движения : 1)связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств; 2)с изменением качественного состояния предмета. Можно выделить следующие формы движения : 1)физическая и химическая (неживая природа) 2)биологическая (живая),3)социальная (общество).Каждая форма движения характеризуется своим типом носителей, степенью сложности и организации. Высшие формы нельзя свести целиком к низшим.(редукционизм - сведение высших к сумме низших).Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи(Ньютон, Галилей)Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени,они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи.  Две концепции : 1) субстанциональная(независимо от людей, Ньютон), 2)реляционная(пространство и время не самостоятельные сущности, а особые отношения между изменяющимися объектами и процессами, вне их они не существуют)Пространства есть форма бытия материи,характеризуемая такими свойствами, как протяженность,структурность, сосуществование и взаимодействие.Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны : в понятии пространства отражается координация различных внеположных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. Философское понимание пространства и времени требует их рассмотрения в единстве с движением и материей. Теория относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией . Если бы не было масс, не было бы гравитации, а если бы не было гравитации, не было бы времени и пространства. Следовательно, пространство и время вне материи не существуют. Так как материя находится в непрестанном движении, то пространство и время меняют свои свойства в зависимости от этого движения.Единое пространство-время Вселенной есть проявление действующих в ней гравитационных сил. Таким образом, в теории относительности Эйнштейна нашел свое естественнонаучное подтверждение диалектико -материалистический принцип единства пространства и времени с движущейся  материей . Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени - их геометрия усложняется, изменяется и ритм времени. Стало быть, историческое время - это уже иная характеристика времени по сравнению с физическим временем, скажем, движения небесных светил. Социально- историческое время исчисляется поколениями, веками,тысячелетиями. Его особенным свойством является то,что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды. Существует и  психологическое время, связанное с его субъективным переживанием. Так, напряженное ожидание <растягивает>, а переживание удовольствия, радости <сокращает> время, делает его <уплотненным>.

В8.Основные виды противоречий. Противоречие – это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому явл-ся формой проявления активности материи. Виды противоречий:

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. (не решаемое, в последствии возникает война).  Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим (решаемое). Этот вид противоречий характерен только для общества.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). Оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его)

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).

 

В9.Государство.Теории происхождения государства.1. Т.общественного договора - государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного между людьми.2. Т.насилия. именно насилие одних людей над другими привело к возникновению государство.3. Психологическая - государство как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять.4.Классовая-государство возникает с появлением классового общества и разделение общества на классы – это государственная машина для поддержания господства одного класса над другим 5. Социально-демократическая утверждает, что государство есть естественно-исторический инструмент для обеспечения прав и свобод людей, особенно в условиях социального неравенства. Сущность государства заключается в системе организации политической власти в обществе, направленной на регулирование национальных, соц-политических и др. отношений. Государство имеет след признаки: налоги, право,территория,публичная власть( суд, прокуратура.. ), Функции государство подразделяются на: --Внутренние1. Регулирование взаимоотношений между классами, нациями и т.д. 2. Конституционная функция. Осуществляется как основание закона.3. Правоохранительная(обеспечить права и свободы граждан.) 4. Функция регулирования экономики в масштабах своей территории. 5. Социальная защита 6.Планирование. Все эти функции направлены на управление общественными отношениями в рамках этого государство.-- Внешние 1,Оборонная    2. Внешнеэкономическая3. Дипломатическая. Различают след формы правления:Монархия - главой гос-ва является монарх. Различают абсолютную монархию и конституционную. 1:власть монарха не ограничена. 2: власть монарха, ограниченная парламентом.Республика - высшая государственная власть принадлежит выборному органу, а глава государства избирается народом.Государство различаются по политическим режимам. Олигархия- политическая власть принадлежит узкой группе лиц наиболее богатому слою общества. Демократия - право народа участвовать в решении государственных задач. Широкий круг гражданских прав и свобод.Фашизм - власть осуществляется наиболее агрессивными  кругами общества. Черты Ф:(применение крайних форм насилия против трудящихся, шовинизм)Авторитарный режим - антидемократическая система власти с элементами личной диктатуры.

В10.Абстрактное и конкретное познание. Конкретное как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, есть исходный пункт познания. Знание называем абстрактным в том смысле, что оно отражает как бы очищенный, фрагмент действительности. Абстракции - это своего рода осколки целостных объектов. И наше мышление работает с такого рода осколками. От отдельных абстракций мысль постоянно возвращается к восстановлению конкретности. Конкретное предстает теперь перед мыслью человека не как непосредственно данное органом чувств, а как знание существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Это уже конкретность понятий, категорий, теорий, отражающих единство в многообразном, общее в единичном. То мысль движется от абстрактного, бедного содержанием к конкретному, более богатому содержанием понятию. Способность людей к абстракции, имеет важное значение в познавательной деятельности, в общем процессе материальной и духовной культуры человечества. 

В11.Закон  единства и борьбы противоположностей как ядро диалектики. Является центральным в Диалектике т.к. он раскрывает важнейшую характеристику развития – его источник, внутреннюю причину. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).  Противоположности применяются: в науке, диалектике,   мышлении. На определенном  этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимно исключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие. В процессе развития предмета, явления противоречие  может разрешаться, и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

В12. Закон отрицания и его применение. Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"