Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Это состояние постоянного изменения поясняет кит. Пр-п инь-ян. Инь-ян – это противоположности, которые явл. частью одного того же целого. Инь – это жен.е начало, к нему относится земля, вода и зима. Ян – муж., его атрибутами являются небо, огонь и лето. Учитывая взаимодействие этих двух элементов, даосисты стремятся гармонизировать свою жизнь и постоянно происходящий процесс изменений. Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению и состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - недеяние и молчание.
Кит. философия не признает ценности отд.чел-а.
Она учит индивида не выделяться, не обособляться,
подчеркивая мысль о связи всего сущего.
Главное для кит. философа - разумное
обустройство космоса, гос-ва.
5. Философия
Древней Индии.
В Ведах и Упанишадах (первых свящ. книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религ. идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма).
Отмечая характерные особенности индийской философии, надо подчеркнуть, что все отличие между так называемыми каноническими школами индийской философии - ведантой, санкхъей, йогой, вайшешикой, мимансой и так называемыми неканоническими – джайнизмом и буддизмом, заключается в том, что с точки зрения последних интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы, а с точки зрения первых – личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровений, которые изложены в Ведах.
Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий (понимаемое ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни.
Поскольку главная задача индийской философии заключалась в мокше - спасении, т.е. в высвобождении из круга перерождений – сансары, то древнеиндийские философы чрезвычайно мало внимания уделяли всему внешнему, эмпирическому, преходящему, т. е. природе и обществу. Результатом этого является слабое развитие теоретического естествознания и социологии в Древней Индии. Сосредоточенность на «Я», использование разных психотехник для того, чтобы уйти из этого несовершенного мира, для слияния с первоосновой бытия оставляло большинство философов безразличными к изменениям социального мира и естественного окружения человека.
Оппозицию
буддизму составила школа Чарвака. Философы
это школы считали, что единственной реальностью
является материя. Все, что есть в мире,
состоит из четырех элементов (вода, земля,
воздух, огонь). Целью человеческой жизни
является наслаждение, а не отказ от желаний.
6. Основные
этапы развития античной
философии. Учения Платона
об идеях и идеальном
государстве.
Соц.-эконом.изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Основные этапы:
А - натурфилософский период (Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр, Гераклит, Демокрит): основная проблема – проблема субстанции или первоначала мира; в рамках натурфилософии произошло зарождение материализма;
Б – антропологический период подразделяется на два подэтапа:
- период софистической философии (Протагор, Горгий, Гиппий)– осн.проблема – исследование специфики и возможностей человеческого мышления, связь с риторикой и филологией; зарождение субъективного идеализма;
- философский рационализм Сократа – исследование объективности и общезначимости знания; четкая этическая направленность; зарождение объективного идеализма;
В – период философской классики (Платон, Аристотель); становление объективного идеализма как развитой философской теории у Платона и зарождение дуализма у Аристотеля;
Г – период эллинистической философии, в центре – не собственно философские, а этические и философско-религиозные проблемы.
Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизыва-ющий своими тончайшими духов. нитями всю мировую фило-софскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телес-ный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с чел-ким». По Пла-тону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспри-нимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии. Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платонов-ских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает сущ-е Бога чувством нашего сродства с его природой, кот. как бы «вибрирует» в наших ду-шах. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на греш. землю, где, временно находится в чел-ком теле, как узник в темнице.
Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые «смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей», душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что «первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи являются причинами движения и существования вещей.
Государство»
Платона как социальная
утопия. Утопия – место, кот. не
существует. В своих трудах Платон описывал
то идеальное гос-во, кот. быть не может.
Гос-во Платона это большой космос, где
все находится в порядке, оно объединяет
людей в одно целое. Во главе этого гос-ва
философы – носители истин. Философы пишут
законы, в кот. роль чел-а ничтожна мала,
в них преобладает роль гос-ва в целом.
Даже судьба семьи в этом гос-ве решается
философами. Они решают кто на ком женится.
После рождения ребенка, его отделяют
от семьи, и воспитывают отдельно, в результате
чего ребенок считает своей семьей гос-во.
Существует 3 класса людей: философы, войны
и крестьяне (ремесленники). Каждый класс
людей обладает своими качествами: философы
– разумом (их дело состоит в том чтобы
писать законы); войны – благородством
(служить гос-ву и охранять его от внеш.
и внут. врагов); крестьяне или ремеслен-ники
– обладают материальными потребностями.
Только этому классу позволено иметь золото
или серебро, так как деньги развращают
чел-а, а в случае крестьян, они являются
стимулом работы. Остальные же классы
находятся на гос. обеспечении. Все расписано
в этом гос-ве, даже догу жителе. Запрещается
слушать музыку писсимистического хар-ра.
В свободное время люди должны водить
хороводы распевая веселые песни, славящие
гос-во
7.
Теоцентризм средневековой
философии. Патристика
и схоластика.
Для эпохи средневековья характерно религиозное осмысление мира. Культура средневековья теоцентрична. В среднев. «стиле соц.-культурного поведения» приемлемыми стали теологи-ческие ценности, которые приобрели статус общечеловеческих. Западноевропейское средневековье в качестве офиц. доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко карались. Активность чел-кого духа была обращена к проблемам бытия Божьего и направлена на поиск спасения души. В средние века теология рассматривалась в направлении усвоения греческих моделей. Бог рассматривался как идея абсолютного Блага, абсолютной истины, как чистое бытие.
Религ. фанатизм стал отлич. чертой развития религии и философии в средние века.
Важн.
черты средневек. ф-фии:1)
тесная связь со Свящ.
писа.-нием; 2) монотеизм (Бог един
и уникален); 3) креационизм (учение
о сотворении мира и чел-а Богом из ничего;
без посред-ников, через «слово»). Познание
природы рассмат-сь как нечто греховное.
Предпочтение отдавалось вере, а не знанию,
рели-гии, а не науке. Ф-фия в сред. века
выродилась в схоластику, офиц. философию.
Важн. проблемы схоластической
ф-фии: 1)
рациональное доказательство
бытия Бога; 2) креационизм; 3)
соотношение веры и
разума, свободы воли (оправдание бога
перед лицом царящего на земле зла); 4)
провиденциализм (от лат. «провидение»
– система взглядов, в соот. с которой
всеми мировыми событиями, в том числе
историей и поведением отдельных людей,
управляет божественное провидение);
5) борьба с пантеизмом («Бог» = «Природа»);
6) борьба с аверроизмом (Аверроэс создал
учение о двойственной истине. Религия
приписывает чел-ку как поступать, а ф-фия
постигает абсолютную истину). Периодизация:1)
Патристика (2-8 вв.). Этот период связан
с деят-тью отцов церкви, которые раскрывали
философское содержание христианской
церкви. а)
Апологетика (2-3 вв.). Апологеты старались
опровергнуть обвинения против христианства
о том, что это несостоятельная религия.
б) Зрелая Патристика (4-5
вв.). Закреплены основные догмы христианства.
в) Поздняя Патристика (5-8
вв.). Разде-ляется на западную
(Аврелий Августин, Иероним, Григорий I
Великий) и восточную (Григорий
Богослов, Василий Великий, Як Златок);
2) Схоластика (9-15
вв.). а) Ранняя
схоластика (9-11 вв.); б)
Зрелая схоластика (11-12
вв.). в) Поздняя
схолас-тика (12-15 вв.). Представители:
Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский,
Фома Аквинский (1225-1274). Доказатель-ства
существования Бога (Ф. Аквинский): 1) все,
что движется, движимо чем-то другим (перводвигатель
- Бог); 2) каждое явление имеет свою причину
(поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим
к мысли о необходимости существования
Бога как верховной причины всех вещей
и явлений); 3) случайное зависит от необходимого,
первой необходимостью является Бог; 4)
степени качеств, которые есть везде, поэтому
должна существовать наивысшая степень
совершенства и ею является Бог; 5) все
в природе направляется к некой цели, имеет
смысл, полезность (следовательно, существует
разумное существо, которое направляет
все естественные вещи к уели, им и является
Бог)
9.
Взаимосвязь философии
и науки в эпоху Нового
времени. Эмпиризм и
рационализм.
Осн. проблема философии Нового времени (16-17 вв)– поиск победы путей разума над природой. Это время становления и оформления естест. наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоят. науки. Однако остается проблемой выработка общенауч. методов познания, возникает необхо-димость обобщения и систематизации данных естест. наук. В центре внимания новой философии – теория познания. Если конкретные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители, как Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.
Философия становится наукоцентричной, она сосре-доточивается на теории познания (гносеологии). По вопросу понимания метода познания философия Нов. времени разде-лилась на 2 направления – эмпиризм и рационализм. Согласно эмпиризму, источником знаний является чувственный опыт (эмпирия). Разум только комбинирует данные опыта и ничего нового к нему не добавляет. Рационализм признает источником познания и поведения людей разум (рацио). Рациональный стиль мышления становится фундаментальной чертой куль-туры индустриальной эпохи.
Родоначальником
эмпириического направления выступил
анг. ф-ф Фр. Бэкон (1561 – 1626). Считая знание,
науку главным средством власти человека
над природой, Бэкон разработал ряд методов
опытного познания мира, в центре которых
находится индукция. Причиной заблуждения
людей философ считал ложные идеи (идолы
или призраки ума). Для получения истинных
знаний необходим союз опыта и рассудка.
Бэкон впервые теоретически обосновал
идеал исторически нового типа знания
– экспериментально-