Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Формами познания являются научный факт (утверждение о событии, свойстве или состоянии), гипотеза (предположение о закономерности), теория, теоретическая модель, закон (утверждение необходимой и существенной связи между явлениями), научная картина мира (наиболее крупная форма научного знания, представляющая общую схему, или систему, исследуемой реальности). Для производства знания в этих формах и перехода от простых форм к сложным необходимы научные методы. Метод – это система правил и предписаний, которые регламентируют познавательные действия. Философские методы – всеобщие, очень широкое применение имеют также общенаучные методы, самые детальные – конкретно-научные методы.
В научном 
познании можно выделить два 
уровня: эмпирический и теоретический. 
На эмпирическом уровне исследование 
осуществляется в процессе практического 
взаимодействия с реальными объектами 
и процессами. Методы эмпирического познания 
– наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 
На теоретическом уровне знания обобщаются, 
основная задача здесь – объяснение явлений, 
проникновение в сущность. В теоретическом 
познании используются общелогические 
методы – обобщение, абстрагирование, 
анализ, синтез, индукция, дедукция и др., 
а также методы теоретического 
исследования, например, идеализация, 
формализация, математическая гипотеза, 
мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный 
метод, восхождение от абстрактного к 
конкретному и другие. Эмпирический и 
теоретический уровень тесно связаны 
друг с другом и не существуют в изоляции:  
для эффективного наблюдения нужна гипотеза, 
а гипотетико-дедуктивный метод или математическая 
модель надежно проверяется при помощи 
эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30. 
Специфика исторического 
процесса. Закономерное, 
случайное и стихийное 
в общественном развитии. 
От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и действия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей. С этим связаны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:
Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются разумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное количество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не являются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим. Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особенности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие случайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).
Глубокие, важные 
для многих людей проблемы вызывают 
сближение интересов, огромные массы 
людей даже без специального намерения 
оказываются объединенными – это стихийные 
начала, связанные с проявлениями общего 
в человеческих интересах. Осознанные 
интересы порождают цель, и стихийное 
движение может быть систематизировано 
и преобразовано в организованное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
31. 
Общество как развивающаяся 
система. Формационный 
и цивилизационный подходы 
к пониманию развития 
общества. 
Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил. Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Духовная – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но какая-то является в каждом случае главной.
Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.
Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производ-ственных отношений и есть общественное бытие, объективная реальность обще-ства. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), - это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот.
Культурно-историческая 
реальность, для которой характерны определенный 
уровень развития производительных сил 
и установившиеся формы производственных 
отношений, называется общественно-экономической 
формацией. Исторический процесс рассматривается 
как последовательная смена формаций 
(первобытно-общинная, рабовладельческая, 
феодальная, капиталистическая, социалистическая) 
в рамках формационного подхода (Маркс). 
Способ смены формаций – революция. Его 
альтернативой является цивилизационный 
подход (Сорокин, Тойнби): в основе истории 
– технологические, познавательные и 
культурные достижения людей (цивилизации 
отличаются основаниями развития и ориентациями, 
не сменяют друг друга, а могут сосуществовать). 
Способ развития – накопление достижений 
и эволюция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
32. 
Общественное сознание 
и его структура. 
Общест. сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.
Общест. сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общест. сознание обладает относительной самостоят-тью, развиваясь по законам отличным от законов развития общест. бытия. Относительная самостоят-ть общест. сознания проявляется в том, что его разви-тие может опережать развитие общест. бытия или отставать от него. В первом случае общест. сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.
Носителем общест. сознания м. б. отд. человек или какая-либо соц. группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той соц. группе людей, к которой принадлежит этот чел. (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, прин-ципы, установки и т.п.), то, что усваивается чел-ом и в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как соц. существа.
Содержание общест. сознания может существовать как в материальной (компьют. программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.
Общест. сознание различается по уровням и формам.
Первый уровень общест. сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.
Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.
Обыденное и теоретическое сознание м.б. истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.
С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (соц. характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общест. психология форми-руется в основном стихийно, но не исключается целенаправ-ленное планомерное формирование.
Формы общест. сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по соц. роли, по специфике генезиса. В каждую истор. эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общест. сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).
  Общественное 
сознание имеет различные функции, 
важнейшими из которых являются: познавательная, 
социально-преобразовательная, прогностическая, 
регулятивная и воспитательная. Все они 
взаимосвязаны друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
33. 
Человек и общество. 
Концепция правового 
государства. 
Человек и общество неразделимо связаны с момента их возникновения, поскольку общество – это совокупность людей, а становление и развитие человека (и историческое, и в индивидуальной жизни) – это приобретение индивидом социальных (общественных) качеств и формирование его участия в общественных отношениях.
Взаимосвязь человека и общества может рассматриваться с различных сторон: как взаимодействие биологических и социальных начал в человеке, как два уровня существования сознания, как основания и формы исторического процесса. Но одновременно это проявление противоречия между индивидуальным и общим началом: личность, ее особенности и характеристики, индивидуальная деятельность являются основой существования и развития общества, а общество, в свою очередь, обладает целостностью, устойчивостью и бОльшими – по сравнению с личностью – возможностями.
Соотношение индивидуального (единичного) и социального (общего) в контексте философии истории выражается в основном в решении проблемы роли личности в истории и проблемы возможности индивидуальной свободы. Действия личности тем более успешны и тем более влиятельны, чем больше они соответствуют задачам решения реальных проблем общества и чем сильнее опираются на реально существующие тенденции развития. Индивидуальная свобода человека основывается на его разуме, а также способности самостоятельно определять цели своей деятельности и действовать в соответствии с собственными целями.
В социальном контексте на современном этапе признается абсолютная ценность личности. Уделяется внимание проблемам социализации личности (формирования связей с другими людьми и обществом в целом, а также освоения механизмов и форм поведения), взаимодействию различных видов и уровней отношений между людьми, возможностям и формам самореализации человека в общественной деятельности.
В политическом 
контексте ключевая проблема: что обладает 
верховенством - общее начало, выраженного 
государством, (тоталитаризм) или индивидуальное 
(индивидуализм)? Современное гуманистическое 
понимание этого взаимоотношения воплощено 
в концепции правового 
государства. Основное предназначение 
и смысл государства – обеспечение благополучия 
граждан, в фундаменте которого лежат 
идеи: признания и 
защиты прав человека (естественных, 
политических, социальных), демократического 
правопорядка (верховенство закона, 
равенство перед законом) и устойчивого 
развития общества в интересах всех 
людей (сохранение мира, природных ресурсов, 
мирное разрешение социальных конфликтов, 
экономический и социальный прогресс).