Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Формами познания являются научный факт (утверждение о событии, свойстве или состоянии), гипотеза (предположение о закономерности), теория, теоретическая модель, закон (утверждение необходимой и существенной связи между явлениями), научная картина мира (наиболее крупная форма научного знания, представляющая общую схему, или систему, исследуемой реальности). Для производства знания в этих формах и перехода от простых форм к сложным необходимы научные методы. Метод – это система правил и предписаний, которые регламентируют познавательные действия. Философские методы – всеобщие, очень широкое применение имеют также общенаучные методы, самые детальные – конкретно-научные методы.
В научном
познании можно выделить два
уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне исследование
осуществляется в процессе практического
взаимодействия с реальными объектами
и процессами. Методы эмпирического познания
– наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
На теоретическом уровне знания обобщаются,
основная задача здесь – объяснение явлений,
проникновение в сущность. В теоретическом
познании используются общелогические
методы – обобщение, абстрагирование,
анализ, синтез, индукция, дедукция и др.,
а также методы теоретического
исследования, например, идеализация,
формализация, математическая гипотеза,
мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный
метод, восхождение от абстрактного к
конкретному и другие. Эмпирический и
теоретический уровень тесно связаны
друг с другом и не существуют в изоляции:
для эффективного наблюдения нужна гипотеза,
а гипотетико-дедуктивный метод или математическая
модель надежно проверяется при помощи
эксперимента.
30.
Специфика исторического
процесса. Закономерное,
случайное и стихийное
в общественном развитии.
От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и действия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей. С этим связаны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:
Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются разумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное количество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не являются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим. Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особенности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие случайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).
Глубокие, важные
для многих людей проблемы вызывают
сближение интересов, огромные массы
людей даже без специального намерения
оказываются объединенными – это стихийные
начала, связанные с проявлениями общего
в человеческих интересах. Осознанные
интересы порождают цель, и стихийное
движение может быть систематизировано
и преобразовано в организованное.
31.
Общество как развивающаяся
система. Формационный
и цивилизационный подходы
к пониманию развития
общества.
Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил. Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Духовная – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но какая-то является в каждом случае главной.
Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.
Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производ-ственных отношений и есть общественное бытие, объективная реальность обще-ства. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), - это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот.
Культурно-историческая
реальность, для которой характерны определенный
уровень развития производительных сил
и установившиеся формы производственных
отношений, называется общественно-экономической
формацией. Исторический процесс рассматривается
как последовательная смена формаций
(первобытно-общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая, социалистическая)
в рамках формационного подхода (Маркс).
Способ смены формаций – революция. Его
альтернативой является цивилизационный
подход (Сорокин, Тойнби): в основе истории
– технологические, познавательные и
культурные достижения людей (цивилизации
отличаются основаниями развития и ориентациями,
не сменяют друг друга, а могут сосуществовать).
Способ развития – накопление достижений
и эволюция.
32.
Общественное сознание
и его структура.
Общест. сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.
Общест. сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общест. сознание обладает относительной самостоят-тью, развиваясь по законам отличным от законов развития общест. бытия. Относительная самостоят-ть общест. сознания проявляется в том, что его разви-тие может опережать развитие общест. бытия или отставать от него. В первом случае общест. сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.
Носителем общест. сознания м. б. отд. человек или какая-либо соц. группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той соц. группе людей, к которой принадлежит этот чел. (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, прин-ципы, установки и т.п.), то, что усваивается чел-ом и в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как соц. существа.
Содержание общест. сознания может существовать как в материальной (компьют. программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.
Общест. сознание различается по уровням и формам.
Первый уровень общест. сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.
Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.
Обыденное и теоретическое сознание м.б. истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.
С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (соц. характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общест. психология форми-руется в основном стихийно, но не исключается целенаправ-ленное планомерное формирование.
Формы общест. сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по соц. роли, по специфике генезиса. В каждую истор. эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общест. сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).
Общественное
сознание имеет различные функции,
важнейшими из которых являются: познавательная,
социально-преобразовательная, прогностическая,
регулятивная и воспитательная. Все они
взаимосвязаны друг с другом.
33.
Человек и общество.
Концепция правового
государства.
Человек и общество неразделимо связаны с момента их возникновения, поскольку общество – это совокупность людей, а становление и развитие человека (и историческое, и в индивидуальной жизни) – это приобретение индивидом социальных (общественных) качеств и формирование его участия в общественных отношениях.
Взаимосвязь человека и общества может рассматриваться с различных сторон: как взаимодействие биологических и социальных начал в человеке, как два уровня существования сознания, как основания и формы исторического процесса. Но одновременно это проявление противоречия между индивидуальным и общим началом: личность, ее особенности и характеристики, индивидуальная деятельность являются основой существования и развития общества, а общество, в свою очередь, обладает целостностью, устойчивостью и бОльшими – по сравнению с личностью – возможностями.
Соотношение индивидуального (единичного) и социального (общего) в контексте философии истории выражается в основном в решении проблемы роли личности в истории и проблемы возможности индивидуальной свободы. Действия личности тем более успешны и тем более влиятельны, чем больше они соответствуют задачам решения реальных проблем общества и чем сильнее опираются на реально существующие тенденции развития. Индивидуальная свобода человека основывается на его разуме, а также способности самостоятельно определять цели своей деятельности и действовать в соответствии с собственными целями.
В социальном контексте на современном этапе признается абсолютная ценность личности. Уделяется внимание проблемам социализации личности (формирования связей с другими людьми и обществом в целом, а также освоения механизмов и форм поведения), взаимодействию различных видов и уровней отношений между людьми, возможностям и формам самореализации человека в общественной деятельности.
В политическом
контексте ключевая проблема: что обладает
верховенством - общее начало, выраженного
государством, (тоталитаризм) или индивидуальное
(индивидуализм)? Современное гуманистическое
понимание этого взаимоотношения воплощено
в концепции правового
государства. Основное предназначение
и смысл государства – обеспечение благополучия
граждан, в фундаменте которого лежат
идеи: признания и
защиты прав человека (естественных,
политических, социальных), демократического
правопорядка (верховенство закона,
равенство перед законом) и устойчивого
развития общества в интересах всех
людей (сохранение мира, природных ресурсов,
мирное разрешение социальных конфликтов,
экономический и социальный прогресс).