Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:39, шпаргалка
1.Философия:предмет,метод,функции.
2. Структура философии
3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
4. Религиозный тип мышления
1.Философия:предмет,метод,
Функции: 1) мировоззренческая
- с помощью философии у человека формируется
мировоззрение. 2)Теоретико-
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, гереневтика, рефлексия. Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей. Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности. Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека. Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление собственных форм.*
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального. Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего. Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания. Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности.
2. Структура философии: 1)Онтология-
сердцевина (онто - бытие, логос-учение)
фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология
(гносео – знать, познавать) о познании,
методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах
мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика-
учение о красоте, прекрасном, о законах
и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.
6)Соц.философия- изучает общество, его
структуру, закономерности развития. 7)Философ.
Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке• В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия). •Одного языка, понятного всем философам, нет.
Основной вопрос
философии — метафилософская и
Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм — примат материи над сознанием,идеализм — примат идеи над материей.
3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
4. Религиозный тип мышления .Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Р. - специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий).
5. Научный тип мышления. Понятие научной истины. Научная составляющая мировоззрения – совокупность моделей, отображающих объекты, существование и характеристики которых установлены и доказаны научным методом.
Особенности: доказуемость; объективность, независимость от человека; проверяемость; не может объяснить все; логическая понятность. В разделах науки категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
6. Возникновение философии. Школы античного материализма.
Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трех регионах- в Индии, Китае и Греции. Одновременность ее появления говорит нам не о случайности этого процесса. Этот период в истории человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.
Автором термина «философия» стал известный греческий математик и философ Пифагор.
Милетская
школа известна как первая философская
школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах
всего сущего. И хотя философия
в этот период представляет, собственно,
совокупность всех видов и форм познания
(как теоретического, так и практического),
главный интерес всех представителей
милетской школы охватывает определенный
круг проблем. На первом месте здесь
стоит вопрос о сущности мира. И
хотя отдельные представители
12. Средневековая герменевтика. Реализм и номинализм.Герменевтика – искусство толкования текстов. Герменевтическому анализу подвергались религиозные тексты с целью интерпретации и устранения противоречий.
Универсалии – общие понятия. В споре об универсалиях выделились 2 направления: реализм, представителями которого являются Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и номинализм (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин). Промежуточным между этими двумя направлениями является концептуализм.Реализм – направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее. Номинализм-направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь именами вещей. Согласно концептуализму, общие понятия существуют и вне, и внутри конкретных вещей, которые проявляются в единичных вещах.
7. Учение Платона об идеях и его теория познания. Социально-политические взгляды Платона. Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма, поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона.
Высшая идея — это идея
8. Аристотель как систематизатор античной философии. Аристотель — автор самой обширной философской и научной системы античности. Опираясь на огромный эмпирический, собранный им и его учениками, Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, определил предмет и методы наук. Аристотель собрал и систематизировал практически все научные знания и рассмотрел все главные философские проблемы своего времени. Он впервые составил каталоги сведений по биологии, физике, астрономии, метеорологии, психологии, теории литературы, был пионером в зоологии и изобрел/разработал формальную логику. Известный в Средневековье как просто «Философ», Аристотель является возможно самым большим мыслителем в Западной истории, оказав чуть ли не наибольшее влияние на Западное интеллектуальное развитие.
9. Основные направления философии древнего Рима. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира, образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические, этому является то, что римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ.Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, — стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу. Представители: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Представителем был Тит Лукреций. Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины. Представитель Энесидем .
10. Философия Средних веков. Социальные и духовные предпосылки. Геоцентрическое понимание сущности мира и человека.Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности и спор о приоритете единичного или общего. Еще в 5 в было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству. При этом одни христиане Идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов Идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика. Уильям Оккам. Отделил знание от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел. В самих вещах нет ни общего ни единичного.