Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

1.Основания  возникновения философии

Философия возникла как  особая форма духовного  освоения  мира,  в  период расцвета восточных  цивилизаций и Древней Греции (6-7 вв. до н.э.)В отличие от восточных  цивилизаций Древняя Греция развивалась  гармонично, сочетая в себе науку, культуру управления и осмысление пройденного пути.Первое внимание обращено на разделение умственного и физического труда.

Города-государства  –  центры  творческих  профессий,  и  это   требовало возникновения  новой философии.

Во-вторых, правительство ставило перед философами  задачу  осмысления  их власти, признания ее непоколебимости и естественного происхождения

Ясперс назвал этот период осевым временем, потому что шла  ориентация  на знание, которое определяет мир, космос, природу, человека.

Именно в этот период были заложены философские категории,  о  которых  мы размышляем сегодня, так называемые, универсалии  (бытие,  сознание,  истина, знание как понятие).  В  этот  период  был  поставлен  под  сомнение  вопрос бессознательного и в связи с  этим  были  пересмотрены  многие  воззрения  и верования. С этого  периода  сознание  осознает  сознание.  Мышление  делает своим объектом мышление.

Таким образом, родилась философия, которая стала центром  духовной  борьбы рациональности и  рационального проверенного опыта, опыта против мифа.

В художественной литературе, поэзии появилось новое  осмысление  природы, где человек становится величайшим созданием естественного.  Поэмы  Гомера  и Гесиода, трагедии  Эсхила  свидетельствовали  о  том,  что  на  формирование философии оказывали влияние морально-нравственные принципы  общественного и индивидуального бытия.

Расположение  Древней  Греции  способствовало  тому,  что   ее   культура впитывала  все культуры, которые имели к  ней отношение

Особенности Древней Индии и Древнего Китая.

Философские   воззрения,   формировавшиеся    на    этом    пространстве, характеризовались  тем,  что  они  находились   под   сильным   воздействием реакционных и деспотических  правлений.  Философия,  находясь  под  давлением власти, вынуждена была участвовать в социально-политической  борьбе.  Каждый регион  Китая  имел  свою  философию,  крупный  социальный  слой  имел  свою философию, философские воззрения  переплетались.  Естественнонаучные  знания не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в  индийской  философии (мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны).

2. Специфика  философского мировоззрения. 

Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрений.

Мировоззрение, миропонимание  – взгляд на мир и положение  человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому  в ходе развития МЗ нужно выделить различные этапы, т.е., характеризуя МЗ как историческое. Исторические типы МЗ: (Мифологический, Религиозный, Философский).

МЗ  исторически конкретно, оно вырастает на почве культуры и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя: знания (имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности.  МЗ выработано не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – интеллектуального и эмоционального. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоциями), интеллектуальная - миропониманием (знаниями). В МЗ выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики.

Две главные черты  характеризуют философское МЗ: 1. Его системность 2. Теоретический, логически  обоснованный характер системы философских  взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философии как особому  типу МЗ  предшествуют также мифологический и религиозный типы МЗ. Миф как  особая форма сознания и МЗ представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма МЗ, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

Общее что роднит философию  и религию это решение мировоззренческих  проблем, но пути и подходы решения  этих проблем у них сильно отличаются.

3. Основные типы философских направлений. 

Исторические этапы в развитии философии. Основные философские направления  и их представители.

История Ф. подразделяется на следующие этапы. (Античная, средневековая, немецкая классическая, диалектический материализм Маркса, философия 20 века.)

Античная  Ф. 1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. Наиболее высокого развития философии мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно-материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией.

Ф. средневековья. В период средневековья философия была служанкой религии и богословия. Основные философские учения этого периода являются религиозными. В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Использовалась лишь идеалистическая сторона философской мысли. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика - тип религиозной философии, характер принципиальным подчинением к примату идеологии и особым интересом формально-логической проблематики. Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы. Схоластика усматривала назначение философии в обосновании религиозных догматов. Существовало 2 мнения и 2 противоборствующие стороны: реалисты и номиналисты.

Номиналисты (Оккан, Иоанн  Дунс Скотт) утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. Реалисты (Фома Аквинский, Ансельм К.) утверждали, что общие понятия существуют объективно и до вещей.

Ф. эпохи  возрождения и нового времени. Первую существенную критику религиозной картины мира дали в своих учениях представители эпохи Возрождения, такие как Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла,  Монтень. Сами считали, что просто возрождают интерес к античной философии и к античной науке. Однако они создавали по сути новое МЗ. Мыслители возрождение ставили в центр мироздания самого человека вместо Бога, причем, постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, они создают антропоцентристское МЗ и приветствовали при этом принципы гуманизма и индивидуализма. Впоследствии (15-16 века)  в период НВ возникает новое естествознание и новый его образ. Философы делились на два направления: Рационализм выдвигает на первый план логические основания наук, при этом главными источниками познания признаются мысли, понятия, идеи. Яркие представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк. Направление возникло в Англии в 16 - 17 века

Немецкая  классическая Ф. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода. Родоначальник  И. Кант. Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, к-рая разв. и разв. согласно присущей закономерности. В этом смысле можно сказать, что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс м/у материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму априоризма (знания без ссылки на опыт)

Гегель: Считал, что некая духовная сила яв-ся творцом действ-ти. Эту дух силу Гегель называет абсолютной идеей или абсолютным духом. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока абсолютная идея в своем развитии не подошла к необх-ти перевоплотиться в предметы.

Важнейшим достижением  гегелевской Ф. яв-ся то, что он открыл законы диалектики, разработал диалектический метод, вырабатывал диалектическую логику. В дальнейшем его достижения широко использовались Марксом

Фейербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, Ф. должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объективные как сама природа. Сознание и мышление яв-ся продуктами  человеческого МОЗГА – высшего продукта материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления – образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический (отбросил диалектику), непоследовательный.

Философия  20-го столетия. С этого времени начинается интенсивный процесс переосмысления классики Ф.

Марксистская Ф. являет собой одну из первых форм новаторской  Ф., критически переосмыслившей классические философ. положения. Однако Марксистская Ф., являясь внеклассической, не была буквально антиклассической. А вот немарксистская Ф. ориентировалась антиклассически. Во II половине XIX века и в ХХ веке наблюдается противостояние идейных движений, радикально-нигилистического, и консервативно - традиционалистического типа. Первые резко отвергают прежние ценности, другие берут их под защиту

Антропологическое направление. Философское учение АН ставит в центр внимания самого человека, но при этом в них (учениях) осуществлен поворот от рациональных установок (от культа разума) к иррационализму (отриц. рацио), к изучению нерациональных элементов чел. психики - инстинкты, воля, интуиция, эмоции, подсознание... Этот поворот наметился в философских воззрениях Шопенгауэра, Ницше, к-рые выступили с позиции крайнего волюнтаризма, и выдвинули идеи «философии жизни».

«Философия  жизни» получили широкое распростр. на рубеже 19 - 20 веков.  В концепциях «философии жизни» основой яв-ся понятие «Жизни», к-рое понимается как особая целостная реальность. Она не тождественна ни материи, ни реальности. Познать ее невозможно рационально, она доступна лишь интуиции. Под жизнью понимается не только развертывание конкрет. жизни, но и некие «космические силы». Эта сила непрерывно самопроизводит себя и творит новые формы. Отсюда эволюция мира – творческая эволюция. Иррационализм присущ и воззрениям Зигмунда Фрейда. В его учении психоанализа специально изучается бессознательное. Фрейд отрекается от культа сознания. По его мнению, бессознательное есть начало психики. Психоанализ  - это психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательно - психические процессы и мотивации.

 

 

 

 

 

4.Философские  учения Др.Греции (философии милетской  школы, Пифагор, Сократ)

Характерная особенность  др-грч. Ф. состоит прежде всего протипоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития  оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока-Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Ф-ы получили образование именно там.

Основные  школы: Милетская школа: Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля.  и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.миленская:главный которой был Фалес.,он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть.Впервые вводит понятие беспредельного.Следующая проблема: изменение мира, почему движется мир, его становление. Теоретическую проблему движения рассматривает Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –транформация огня.Свою философию он выразил: « все течет ,все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, многознание уму не учит».Движение есть первоначала. Источником движения мира, в  том что все в мире состоит из провоположностей любое тело состоият из противожностей.Гераклид сформулировал принцип абсолютной изменчивости и противоположности и стал на пути разработки диалектики( означает учение о противоположенности). Софистика- это течение формир в 5 в. Они выступали учителями, хорошо оргумент. Свои мысли, учили красноречию. Обращаются на исследоание сущности человека, его бытия. Софисты обратились  к разуму, способ получения знаний. Исследов. многообразия человеческой психики, они пришли  к выводу . что знание человека относительны.Эту позицию выразилд ПРОТОГОР, который сформулировал « человек есть мера всех вещей».Софисты заняли позицию скептицизма  в познании, они сомневались  в возможности получения знание о мире. Софисты разделили законы : на законы природы и общества.Эту проблему решил СОКРАТ-афинский философ, развивал тему человека, с его точки зренияприрода трудна для познания человека. Он считал что доступным познание является его внутренняя духовная природа.Сократ6» Добродетель есть знание».Главная задача получить знание от добродетелейСократ решает проблему « что такое знание». Знание единичного  возможно в форме общего, прямой путь в науку.Главная задача разума получение понятие. Пифогорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай представитель пифогор-в.он соеденил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом.чисел описать весь мир. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. мировоззрения-материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"