Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ф.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

   Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).

   Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Философия ХХ века и ее основные направления. 

Вт. пол. XIX-XX вв. – новый этап в развитии мир. философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверж-дение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

   Соврем. философия развивается в форме множества направ-лений и школ. Философия жизни как направление сложилось в последней трети XIX века главным образом в Германии и Франции. Основатели – известные мыслители Ф. Ницше, А. Бергсен, О. Шпенглер и др. Представители «философии жизни» сконцентрировали внимание на проблеме человеческого существования, заново решая вопросы о времени, свободе, смысле жизни, ответственности, выборе, о способах жизненной ориентации. Подлинные основания бытия, его полнота и неповторимость открываются чел-у через «переживания жизни». Неопозитивизм (логический позитивизм) -  соврем. форма позитивизма, корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы основные положения классичес-кого позитивизма: признания достоверным только физически-опытного знания и отказ научного исследователя от «ненауч-ного», «метафизического» объяснения (т. е. мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможного. Логические позитивисты добились опред. результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания и пр.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XXв. На базе критики и самокритики неопозитивизма. Ограничение науч. знания от ненауч. представители постпозитивизма видят в том, что науч. знание принципиально м. б. опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду (1856-1939). В основе направления лежит фундаме-нтальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, т.к. у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного, соврем. вид кот. придал философ Гуссерль (1859-1938). Феноменология, по его мнению, - дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выпол-нить их феноменология может только будучи строгой наукой. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир).  Экзистенциализм – направление, наиб. ярко воплотившее особенности философии XX века. Ведущие представители: немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.. П.  Сартр, А. Камю, русские – Н. Бердяев, Л. Шестов. Здесь основной проблемой философии является индивидуальное человеческое существование, которое уникаль-но, единственно. Понимание всеобщего бытия определяется тем, как человек переживает мир через свое индивидуальное бытие. Для всех явлений действит-ти характерно то, что здесь сущность первична по отношению к существованию. Рус. религ. философия – сравнительно позднее образование, занимающее особое место в неклас. философии. Наиболее видные предста-вители: П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков. Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, кот. должна показать, как чел. совместно с Богом может гуманистически преобразовать мир, прийти к Богочеловечеству. Данное состояние мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, при этом целое не подавляет части, дает простор для развития каждой индивидуальности. 
 

15. Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси. 

  В истории  соц.-философской мысли Беларуси явно просле-живаются такие гуманистические тенденции, как признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и общества, поиск соц. гармонии, утверждение ценностей духов-ности и культуры.

Для средневек. периода (11-12 вв.) наиболее характерны идеи духовного предназначения человека, нравственного идеала (Евфросиния Полоцкая), нравственности и красоты как основы гармонии в чел-е и обществе (Кирилл Туровский), преоблада-ния божественного содержания над светским в жизни общества и гос-ва (Климент Смолятич). В эпоху Возрожд. и Реформации (16-17 вв.) основная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и гос-ва, устройству власти. Франциск Скорина утверждает в качестве основопо-лагающей ценности общества и жизни каждого отдельного чел-а идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности. Христианство, божественное начало, религиозная истина в это время выступают в качестве основных источников истинности самых разнообразных явлений: гос. власть оправдывается божественной волей, сво-бода человека – его богоподобием, познание опирается на веру, а соц. отношения на христианское чувство. Большинство авторов считают лучшей формой правления монархию, однако правитель любого уровня, от мелкого феодала до монарха, обязан заботиться о свободе и благополучии подданных. Н. Гусовский, С. Будный подробно рассматривают нравственный смысл гос. упр-я, формулируют верховные цели и необходимые качества монарха, а также обосновывают ограничение власти монарха идеями морали и соц. справедливости. Отношения сословий, соц. структура общества, по мнению бел. мыслителей, должны основываться на гармонии, выполнении каждым своей роли в обществе. Формируется представление о системе прав чел-а, признание естест. и полит. прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция прав. гос-ва (Лев Сапега).  Эпоха Просвещения (18 – пер. четверть 19 в.) – это время утраты гос. суверенитета, поэтому проблематика соц. философии связана с полит. проблемами жизни Беларуси в составе Российской империи. На первый план выходят проблемы нац. культуры, сохранения и развития нац. языка, народного просвещения и образования (Г. Конисский, А. Довгирд). Много внимания уделяется необхо-димости создания системы обучения детей на родном языке, для этого пишутся оригинальные уч. пособия (М. Смотрицкий, С. Полоцкий). Создается значит. количество трудов по решению проблемы диссидентов: люди, принадлежащие не к господ-ствующей в гос-ве церкви, а к другим конфессиям, существенно ограничены в полит. правах, не могут занимать гос. должности, имеют меньшие возможности в получении образования и культурной деят-ти; проекты решения проблемы диссидентов основываются на идеях .наследованные из эпохи Возрождения идеи веротерпимости, равенства конфессий, свободы вероисповедания. Появляется первое последовательное атеистическое учение, утверждающее свободу чел-ка в поль-зовании своим разумом, в том числе для построения демократического общества. Основная проблематика эпохи революционного демократизма (19 – нач. 20 в.) – ценности свободы и народовластия, проблема равенства и демократии. В общественно-полит-ой и ф-кой мысли центральное место занимает борьба с русским царизмом против крепостного права и за обретение нац. суверенитета (филоматы и филареты, К. Калиновский). В трудах Ф. Богушевича знач. внимание уделяется нац. культуре, задачам развития и популяризации бел. языка. Я. Колас, Я. Купала обосновывают ключевые идеи нац. самосознания и трудовой этики бел. народа. В советский период (с 20-х гг. 20 в.) социально-философская мысль Беларуси развивается в рамках марксистской ф-фии, обосновывает цели и механизмы социалистического строительства.  

16. Философское понимание бытия. Метафизика и онтология. 

Возникн. философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Для этого необходимо было различить понятия существования и сущего.

   Существование - обозначение присутствия вещи в опыте («Это есть…»). Сущее обозначает некий абсолют, единство сущест-вования и сущности. Это  - способ, каким вещь бытийствует в разнообразных связях и отношениях с другими вещами мира.

    Первые философ. системы миропонимания основывались на метафизике. Метафизика – это учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Она анализирует существующее как таковое, выявляет логику реального мира. Метафизику называют «первофилософией» (Аристотель) и зачастую исполь-зуют этот термин как синоним философии. В структуру мета-физики включается онтология как учение о сущем; космология как учение о сущности мира; философия антропологии как учение о сущности и существовании человека; теология как учение о бытии Бога.

   Онтология  это учение о бытии, безотносительно от сущест-вования тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единая во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность всеуниверсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – все это влияет на смысложизненные ориентации человека в мире.

    Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда нужно было ответить на вопрос: способна ли философия как форма теоретической мысли достичь истины независимо от опоры на опыт. Основатель учения о бытии  Парменид (V в. до н.э. Элейская школа). Сделал объектом философ. анализа сущее (не сущие вещи, а сущее вообще). Это значит, что категория «бытие», по Парме-ниду, обозначает неконкрет. сущее и ни их сумму, а их всеобще св-во быть в наличии (не быть кем-то или чем-то, а просто быть).

    Бытие есть сущее, осмысливаемое в контексте культуры эпохи со стороны объективно заданных условий и предпосылок деятельности общественного человека. Реальные процессы истории приводят к эволюции учения о бытии. В ходе этой эволюции философы постепенно переходили к исследованию особого вида бытия – такого, который способен осмыслить собственное существование. К XX веку стало очевидно, что им является человеческое бытие а мир как бы приобретает “человеческое измерение”. Реальная жизнь чел-а в природе, обществе, культуре является объектом внимания соврем. онтологии.

   Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”,  “не – существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”) и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладает другим существованием.

    “Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

    В отлич. от западноевроп. традиции, древневост. философии (Индия, Китай) сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривается как постоянный круговорот превра-щения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Любое событие, ситуация есть выражение становления («выплывания» из небытия).Идеалом чел. бытия становится активность в собственном внутреннем мире, углублении в себя как достижения полной гармонии с миром.

     Ценностно-исторический смысл учения о бытии выражается в том, что: 1. Фиксируется конкретно-теоретический характер отношений чел-а и мира, обозначаются принципы этих отноше-ний (космоцентризм древних, теотецентриз средневековья и т.д.); 2. Человек осознает необходимость критической оценки собственного бытия и бытия мира. 3. Онтологические размыш-ления приводят чел-а к пониманию уникальности и одновре-менно конечности своего существования. Стремление «быть» приобретает особый ценностный смысл, так оно ориентированно не только на практические цели и интересы, но и их высокие общечеловеческие ценности.

    Понимание бытия опирается на три  вывода:

  1. мир есть, он существует как беспредельная, непреходящая целостность;
  2. природа и общество, индивид и общество равно существует; их существование предпосылка единства мира;
  3. мир есть совокупная реальность, предзаданое сознанию и действию конкретных индивидов  и поколений людей.

    Реальное многообразие бытия мира может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют 2 основных вида бытия – материальные и духовные. К матер. бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объект. реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления челов. и общест.жизни. Дело в том, что даже различные духов-ные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, зна-ки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-матер. носители. Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, т. к. оно испытывает опред. зависимость в своем существовании от матер. бытия. Однако в реальной челов. жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование чел-а и общества, мир культуры не могут однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию.

    Т. о., проблема бытия как совокупность реальности приобретает особый смысл при решении вопроса о чел-е и его месте в мире. Вся история чел. цивилизации связана с необходимостью согласовывать деят-ть общественного человека с возможностями природы, но всегда оставляя открытый вопрос: каковы принципы этого согласования – паритетность или приоритетность лежит в их основе? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Виды и формы бытия. 

Всеобщие  связи бытия проявляются через  связи между единичными сущими.  Поэтому устанавливая опред. сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различ. группы, которым присуща общность формы бытия. К основным  формам бытия относятся:

1.Бытие вещей (процессов), которые делятся на: бытие природы как целого и бытие вещей и процессов произведенных человеком. (Бытие природы).  

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие в мире вещей и специфически человеческое бытие (Бытие человека).

3.Бытие духовного (идеального), кот. делится на индивидуали-зированное духовное и объективированное духовное. (Бытие духовного).

4.Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества. (Бытие социального).

  Бытие природы. Сравнение первой и второй природы приводит к след. выводам:1. Первая природа сущ-т до, вне и совершенно независимо от сознания чел-а. Это безграничное бытие, где сущ-ние чел-а является переходящим моментом. «Вторая» природа в целом - бытие, связанное с временем и пространством чел-го сущест-я; 2. Первая природа эволюционизирует  по собственным объект. законам бытия. «Вторая» природа – мир, где действуют законы природы, но они переплетаются с законами челов. деят-ти, что может приводить к противоречивым последствиям для природы и для человека.3.«Вторая» природа, как и первая, дана отд. чел-у и поколениям людей объективно, но по своей сути она воплощает в себе опредмеченные человеческие цели. Вещи и процессы «второй» природы произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира.

Бытие человека Специфика челов. бытия состоит в соединении трех относительно разных бытийственных измерений: 1.чел. как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); 2.чел. как индивид, принадлежащий к виду Homo Sapiens; 3. чел. как соц.-историческое существо.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"