Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка
1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.
1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
Платон еще отметил, что идеальное и материальное имеет противоположности. Мысль о предмете и предмет мысли не сводится к одному понятию.
Три школы:
-материалистическая — причина материя. (Бэкон, Аристотель, Димакрит (стихии)
-дуалистичекая — существует два начала (Декарт, Кант).
-идеалисты — причина сознание (Аквинский, Аврелий, Платон).
2.Общество и глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы современности
- это совокупность социоприродных
проблем, от решения которых зависит
социальный прогресс человечества и
сохранение цивилизации. Эти проблемы
характеризуются динамизмом, возникают
как объективный фактор развития
общества и для своего решения
требуют объединённых усилий всего
человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны,
охватывают все стороны жизни
людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем: предотвращение
термоядерной войны и обеспечение
мира для всех народов, недопущение
несанкционированного мировым сообществом
распространения ядерных
Основные проблемы : война и мир, гонка вооружений, ядерное оружие, экологические, энергетические, демографические, терразма.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.
(1) Онтология. Основа бытия - первая материя, она принципиально не определима, чувственно не постижима, и образует «потенциальную» предпосылку существования. И хоть она - основа бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная ступень между первой материей и реально существующим миром - четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют 4 основных элемента: огонь - теплого и сухого и т.д. Основа реальных вещей - комбинации 4 элементов. В отличие от первой материи существующие вещи постижимы. Они суть соединения материи (гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм. Действительное бытие представление собой единство материи и формы. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, разительный в системе Платона.
(2) Душа присуща всем объектам живой природы: растениям (вегетативный уровень души), животным (чувственный) и человеку (разумный - мыслит и познает). Душа как форма, «первая энтелехия» природного тела. Энтелехия – движущая сила, превращающая возможность в действительность. Человек - политическое существо.
(3) Познание. Полностью признает первичность материального мира.Познание - развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным. Первый уровень познания - чувственное. Чувственное познание считал истинным, лишь когда процесс познания переходит от восприятия к представлениям, возникают ошибки. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, Аристотель отличает от мнения. Оно также опирается на чувственное познание, но представляет совокупность случайных фактов, задача же научного познания- постижение всеобщего и необходимого. Логика понималась Аристотелем как орудие научного познания. «Органон» - орудие. Заложил основы логики как науки (формулирование закона тождества, закона противоречия и закона исключенного третьего).
(4) Естествознание. Геоцентрическая система мира. Все, что находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей - «сублунарная», от лунной сферы до Солнца, вплоть до границ Космоса наполнено эфиром.
(5) Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика». Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство. Аристотель - защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству. Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои. Понятия государство и общество Аристотель отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными.
(6) Этика. Обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Поведение – уклонение от крайностей как гарантия добродетельной жизни. Основа уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. Через всю этику (и политику) проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.
(7) Эстетика. Придает искусству большое значение (как одна из высших ступеней в познавательной деятельности). Искусство отражает существенные взаимосвязи в форме изложения конкретного. Взаимоотношение содержания и формы произведения. Однако, Аристотель не подчиняет строго содержание форме.
4.Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
Познание — это высшая форма отражения действительности. В познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом.
Субъект - существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального мира. Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания. Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен Г. Гегелем, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов - успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом.
Познаваема ли сущность мира :
Да
(последовательные
материалисты (субъективные
идеалисты)
и объективные
идеалисты)
Матер:в мире нет принципиально Идеал:сознание отражает лишь то, что мир явлений, вещи непознаваемы.
непознаваемых явлений.Сознание
в нем самом.
способно верно отражать мир. Существует область таинственного и опыт).
Идеал:сознание верно отражает мир непознаваемого, за пределами того, что Скептики:невозможно однозначное
идей,лежащий в его основе.
5.Место философии в системе культуры.
Культура — понятие
полисиматическое (многозначное). Культура — качественная
характеристика жизнедеятельности человека
и создаваемой им реальности, где приоритетными
явл духовные ценности. Она вкл в себя
язык,ритуалы,эстетику,этику,
Философия базируется на осмыслении человеческой истории, но не описание истор процесса, а выявление закономерностей истории, выявление духа эпохи. Философия выступает теоретиком, к-ый обобщает истор-ий материал и формирует на этой основе философское миропонимание. Философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ее появление — это рождение особого,вторичного типа сознания людей,направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,культуры. Философское мышление,обращенное ко всему полю культуры,назыв критически-рефлексивным.
6.Единство и многообразие мира.
Единство мира ( материалисты) заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материи и движения в другие. В локальных масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей. Идеалисты говорят, что мир един лишь по тому, что существует Бог,и он все объединят.
Но единство мира нельзя понимать
как единообразие и однородность
его структуры, как простое повторение
известных нам явлений во всех
возможных пространственно-
7.Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.
В
Китае зародилось три великих учения: конфуцианство,
даосизм, китайский буддизм.
Вселенная троична: небо + человек + земля.
Под человеком понимается император. Земля
– квадрат, в центре которого находится
Китай.
Конфуций уделал большое
внимание проблемам этики и политики.
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала. Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные
мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец
нравственного совершенства, человек,
который всем своим поведением утверждает
нормы морали. Именно по этим критериям
Конфуций предлагал выдвигать людей на
государственную службу. Главная задача
благородных мужей — воспитать в себе
и распространить повсеместно человеколюбие.
Человеколюбие включало в себя: попечение
родителей о детях, сыновнюю почтительность
к старшим в семье, а также справедливые
отношения между теми, кто не связан родственными
узами. Перенесенные в сферу политики,
эти принципы должны были послужить фундаментом
всей системы управления. Воспитание подданных
— важнейшее государственное дело, и осуществлять
его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать
правильно». В свою очередь, народ обязан
проявлять сыновнюю почтительность к
правителям, беспрекословно им повиноваться.
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао
Дзы . Главная категория – Дао (путь). Под
дао понимается универсальный закон мира,
который является движущей силой всего.
Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао — своего рода закон бытия, космоса,
универсальное единство мира. Дао господствует
везде и во всем, всегда и безгранично.
Его никто не создал. Невидимое и неслышимое,
недоступное органам чувств, постоянное
и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное,
оно даёт начало, имя и форму всему на свете.
Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым,
должен встать на этот путь, попытаться
познать Дао и слиться с ним. Согласно
учению даосизма, человек—микрокосм
вечен так же, как и универсум—макрокосм.
Физическая смерть означает только то,
что дух отделяется от человека и растворяется
в макрокосме. Задача человека в своей
жизни добиться, чтобы произошло слияние
его души с мировым порядком Дао. Всякое
действие, противоречащее Дао означает
пустую трату сил и приводит к неудаче
и гибели. Блаженства достигает тот, кто
в процессе медитации, погружения в свой
внутренний мир стремится вслушаться
в самого себя, а через себя вслушаться
и постичь ритм мироздания. Нравственный идеал
даосизма — это отшельник, который
с помощью религиозной медитации, дыхательных
и гимнастических упражнений добивается
высокого духовного состояния, позволяющего
ему преодолеть все страсти и желания.
Буддизм очень близок
к брахманской философии. Здесь утвержден
принцип «анитья», в соответствии с к-ым все существующее
динамично и подвержено изменениям (человек
тоже). Но эта изменчивость не означает
хаос, поскольку она подчинена закону
взаимозависимого возникновения дхарм (учение,
доктрина, в нашем понимании философия).
Возникновение одного явления сопровождается
возникновением другого. Теория
несуществования души явл основной
в буддизме. Основой явл отрицание абсолютного
непреходящего «я». Это положение и отличало буддизм
от брахманской ф-ии. Важную роль в развитии
буддиской ф-ии сыграли хинаянские школы
вайбхашика, саутрантика, йогачара. Представители
: Нагарджуна, Дигнага, Атиша. Шантидэва,
Асанга.