Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1.
Понятие мировоззрения,
его структура
и исторические
типы
Мировоззрение – это с-ма взглядов на мир и место в нем чел-ка, на отношение чел-ка к окруж.его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деят-ти, ценностные ориентации. Мировоззрение явл-ся интегральным образо-ванием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Структура мировоззрения:
– устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
– оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
– целеполагающая идея, определяющая программу деятельности. Т. о., суть философ. мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности, ценности и смысла. В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интел-лектуальная составляющая мировоззрения охват-ся понятием «миропонимание». Оно достаточно устойчиво, т. к.к вкл-т систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоц. составляющая мировоззрения отражена в понятиях «мировосприятие» и «мироощущение».
Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.
Мифология – это форма общест. сознания, способ понимания природной и соц. действиительности на ранних ступенях общест. развития. Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую сис-му, приобретают характер вероучения. Третьей исторически сложившейся формой миро-воззрения является философия. Она унаследовала от мифо-логии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной оценки. Ф-фия – это теоретически сформулированное мировоззрение.
Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
История философии
выд. следующие типы мировоззренческих
установок: 1. Космоцентризм - свойственнен
Антич. философии; в центре размышлений
упорядоченный мир - космос; 2.
Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья;
в центре размышлений Бог (Теос); 3.
Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения
(Ренесанс); идея человека становится центральной
для философских размышлений;
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени;
противопостоит антропоцентризм, в центре
отдельное "Я", субъективность.
5. Эксцентризм - современная философия;
дословно - не центризм, эго и рациональное
начало определено вне человека.
2.
Специфика философских
проблем и структура
философского знания.
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?
Во-первых, это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна, отражает мышление Автора.
Во-вторых, основанием философии
является знание, а не вера. Философия
является формой критического
отношения к миру, она не довольствуется
лишь констатацией
В этом - третья особенность философии.
Если научное знание
Таким образом, философия – это форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.
В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В него входят такие вопросы как - что есть Универсум, в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности, на каких структурных принципах основано мироздание, что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется, каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.
Гносеология – это философская теория познания, исследующая проблему познаваемости мира, структуру и закономерности познавательного процесса, многообразие форм познавательных отношений (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статус и перспективы науки в современном мире, понимание истины, правды, лжи, их критериев.
Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразие его бытия в культуре, соотношение биологического и социального, понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности, значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.
Социальная философия ориентирована
на понимание человека как общественного
существа. В центре ее внимания – исследование
общества как целостной самоорганизующейся
и саморазвивающейся системы, анализ механизмов
развития общества и многообразие форм
его исторического развития. Актуальными
проблемами социальной философии являются
проблемы соотношения политики и власти,
общества и государства, пути и механизмы
формирования гражданского общества.
3.
Философия и культура.
Термин «культура» в переводе с лат. означает обработку земли, т.е. культивирование.
Специфика философского подхода к исследованию культуры состоит в рассмотрении ее как формы проявления сущностной характеристики чел-а – его способности к преобразовательной деят-ти. Вне чел. деятельности культура не существует и сущ-ть не может. Именно созидательная культур-ная деят-ть является основанием для выделения двух видов природного бытия – «первой природы» как совокупности естественно-природ. закономерностей и «второй природы» как искусственной природной среды, т.е. среды, созданной посред-ством челов. деят-ти. В основе культуры лежит способность человека к творчеству, именно посредством культуры осуществляется прогресс истории.
Конкретизацией
Культура – это исторически обусловленная совокупность матер. и духовных ценностей, а также способов их создания, хранения и трансляции, характеризующая человека с точки зрения его креативно-преобразовательных способностей.
Для более глубокого понимания
сущности культуры в философии
существует различие между
В соврем. философии понятие «цивилизация»
имеет более выраженный инструментально-
4.
Философия Древнего
Китая.
Философия в Китае возникает
в период 8 – 3 в.в. до н.э.
Это период «борющихся царств»,
В большинстве школ
Конфуцианство. Родоначальником древнекит. философии считается Кон Фу-цзы (Конфуций). Он был историком и гос. деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Конфуций преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Большую часть своей жизни он упорядочивал и составлял комментарий к «Книге перемен».
Этическое начало воззрений
Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места чел-а в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гр-на, изменения общества в лучшую сторону. На основе своих нравст. принципов Конфуций разработал правила упр-я гос-вом. Это упр-е было уподоблено им упр-ю колесницей: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, угол.наказание – вожжи, народ - лошади. Моделью гос. устройства он считает семью. Отец – го-сударь, подданные – дети. Конфуций выступал против чрезмер-ного насилия. «Умело держишь вожжи, лошади побегут сами».
Даосизм Основоположником традиционно считают Лао – цзы (VI – Vвв. до н.э.). Даосизм основан на древнем, принадле-жащим Востоку миросозерцании, по которому коренной причиной всего сущест-го признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души –излиянием этого существа. Дао – одно из важнейших понятий кит. философии. Согл. фило-софии Лао-цзы, дао означает всеединое. Оно не имеет ни име-ни, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопре-деляемо, но совершенно. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы ищет пути гармонии между человеком и Дао. Дао – это путь. Чел., который способен слиться с Дао (путем) и отказаться от заботы общества, будет счастлив и здоров и проживет долгую жизнь. Лао-Цзы учил, что лучший способ прожить жизнь в соответствии с Дао – это следовать принципу у-вей (не деяние). Следовать у-вей означает принимать все как есть, двигаться с потоком и не пытаться изменить естественный ход вещей. Даосисты считают, что все вокруг рождается, живет и умирает. Даже смерть не так уж и плоха, она часть всего происходящего. Мир пребывает в постоянно меняющемся равновесии.