Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.

Работа содержит 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

 

  Вопрос  №1 
    Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение - это обобщенная система  взглядов человека (и общества) на мир  в целом, на свое собственное место  в нем, понимание и оценка человеком  смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов  людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение  субъекта к окружающему миру или  самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в  окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит  рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре  мировоззрения в зависимости  от того, с каких позиций анализируется  подход:

Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении  индивидуально - личностном и мировоззрении  общества на определенной ступени его  развития (культура).

Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений  человека к миру, результатом которых  эти компоненты структуры и являются: Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные  знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания). Ценностная компонента, т. е. цели, идеалы, оценки и  их критерии ценностные ориентации и  установки. Этот элемент мировоззрения  является ядром мировоззрения.

Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила  деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются  на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

Эмоционально-волевая, которая возникает  как синтез предшествующих компонент  с волевым настроем, готовности действовать  в соответствии с определенными  ценностями. Наиболее яркий элемент  убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения. 
 
    Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

Обыденное мировоззрение, б формируется  во многом стихийно. Именно поэтому  в обыденном мировоззрении могут  присутствовать и присутствуют такие  взаимоисключающие моменты, б не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

Теоретическое мировоззрение формируется  у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое  мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат  сознательного критического отношения  к миру. Эти уровни различаются  по тому, посредством каких методов  способов они формируется, насколько  полно представляют и формируют  его интересы. Обыденное и теоретическое  мировоззрение тесно связаны  между собой, но обыденное более  мобильно.

Исторически существуют различные  типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания  им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека. 
 
    Вопрос №2

Природа философских проблем и  специфика философского знания. Философия  и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия  над мировоззрением и культурой  определенного исторического типа.

Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснованиетого, над чем она  осуществляется. Саморефлексия - сам  себе обосновывает свои поступки.

Соотношение философии и мировоззрения  можно охарактеризовать так: понятие  “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение  же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы  ценностных ориентаций, идеалов, верований  и убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление  над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения  как стремление обосновать их. Философия  стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом  это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии  выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет  дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все  они выступают как стороны  аспекты, проблемы человека. Проблема человека–центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения  человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается  им. Существуют различные классификации  многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия,  т. е. проблемы онтологии: существует  ли субстанция бытия, и какова  она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и  как оно возникло, какое место  занимает в мире человек, какова  его природа, существует ли  цель мирового развития, существуют  ли законы природы или мы  верим в них благодаря склонности  к порядку и т. п. ? 2. Проблемы  познания мира, или проблемы гносеологии:  познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое  познание в своих возможностях  или оно имеет границы, как  получается знание о мире, как  удостовериться в том, что полученные  результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы  аксиологии: что есть благо; какова  природа ценностей, как они  связаны между собой; как соотносятся  ценности и“факты” реальности  и т. д. ? 4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности . 
 
    5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии  являются философские знания. Специфика  философского знания: взаимосвязь и  в то же время отличие от других типов знания.

Философское знание является системно-рациональным, т. е. оно строится на основе некоторых  исходных положений, принципов и  развертываются посредством обоснования  логического выведения одного из другого, достижение и изложение  философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения  философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Философское знание является целостным  выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровневсеобщихего  свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению  мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем  свойстве философия отличается от любой  другой картины мира: философская  картина мира характеризуется всеобщностью.

Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими  типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью  личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение  к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в  искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует  его идеалам. 
 
    Вопрос №3

Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры. Словом “культура”называют все созданное  человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется  и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется  очевидным. Однако в материальной К  заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что  и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание  говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и  духовную. Определяя сущность К, нужно  исходить из того, что любое внешнее  выражение К есть проявление степени  развития самого человека. Поэтому  не будет преувеличением сказать, что  К представляет собой меру человеческого  в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. ЮК существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения  с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К  выступает и как предпосылка  ЖД человека. Овладение К–решающий способ социализации личности, ее способности  выполнять различные социальные функции. 
 
    Структура К:

различая виды деятельности, можно  выделить элементы культуры по субъекту: индивидуально-личностные; 
 
    социально-групповые; 
    К общества на определенном этапе развития; 
    можно выделить основные виды деятельности: 
    познавательная (различные знания); 
    ценностная деятельность (цели, идеалы);

практически-преобразующая (нормы  деятельности, эталоны, методы…) можно  различать деятельность, поведение, общение, Ю есть: 
 
    К деятельности; 
    К поведения; 
    К общения, б предполагает и К чувств; 
    К, ее элементы могут различаться и по объекту: 
    естественно-техническая К; 
    гуманитарная К (политическая, эстетическая…). 
    В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны. 
    К выполняет разнообразные функции:

гуманистическая. К – способ становления  человека, развития личности; познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний; 
 
    ценностно-мировоззренческая;

методологическая, так как К  – совокупность способов, методов  деятельности; образовательно-воспитательная; 
 
    коммуникативная; 
    социальной памяти;

психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись  к ней. 
 
    Вопрос №4

Культура как способ самоопределения  и развития личности. Культура и  свобода личности.

Культура –это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление  человека, как субъекта культурной деятельности. К выступает как  предпосылка, необходимое условие  ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать  членом общества), только овладев определенными  знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов  деятельности, то есть овладев К  этих видов деятельности. Овладение  К–это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять  различные социальные функции в  процессе деятельности: чем разносторонне  К человека, чем она выше, тем  эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого К часто определяется как  мера социального в человеке, как  мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к  духовному. 
 
    Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода  традиционно рассматривалась в  ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и  отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий“свобода” и “необходимостью”как  философских антиномий, отрицание  или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного  решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы  и необходимости, их соотношения  в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, б считали первичной  сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших  первичным существование: свобода– первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость  – абстрактное понятие. Вопрос №5

Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности.

Личность –человеческий индивид  в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически  конкретных видов деятельности.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в  сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел  продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость  развития способности самооценки, что  связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает  и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии  на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в  основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это  Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения  своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц  чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости.... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким  индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"