Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка
Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.
Вопрос
№1
Мировоззрение, его структура, роль в жизни
человека
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).
Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются: Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания). Ценностная компонента, т. е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).
Эмоционально-волевая, которая возникает
как синтез предшествующих компонент
с волевым настроем, готовности действовать
в соответствии с определенными
ценностями. Наиболее яркий элемент
убеждения. Убеждение самый активный
элемент мировоззрения.
Анализ мировоззрения. Можно выделить
различные его уровни:
Обыденное мировоззрение, б формируется
во многом стихийно. Именно поэтому
в обыденном мировоззрении
Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру. Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы. Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.
М играет активную роль в ЖД человека:
выражает смысл жизни, степень осознания
им себя и своей жизни, определяет
идеалы, выбор тех или иных норм,
методов, средств поведения человека.
Вопрос №2
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философия есть теоретическая рефлексия
над мировоззрением и культурой
определенного исторического
Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснованиетого, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии
выступает мировоззрение и
Философская проблематика, концентрируясь
вокруг основного вопроса, не исчерпывается
им. Существуют различные классификации
многообразных проблем
1. Проблемы устройства мира, бытия,
т. е. проблемы онтологии:
3. Проблемы ценностей, или
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики
и др.
Результатом философской рефлексии являются философские знания. Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.
Философское знание является системно-рациональным, т. е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровневсеобщихего свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Являясь ценностным, философское знание
характеризуется особой ролью субъективностью
личностного момента, ему всегда
присуще ценностная ориентация автора.
В этом сближается с религией, художественные
эстеты. Ценностный характер философского
знания определяет то, что отношение
к философии у человека должно
быть избирательным: личность в принципе
должна в философии, как и в
искусстве и литературе должна обладать
вниманием на то, что соответствует
его идеалам.
Вопрос №3
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры. Словом “культура”называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. ЮК существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.
Являясь продуктом деятельности, К
выступает и как предпосылка
ЖД человека. Овладение К–решающий
способ социализации личности, ее способности
выполнять различные социальные
функции.
Структура К:
различая виды деятельности, можно
выделить элементы культуры по субъекту:
индивидуально-личностные;
социально-групповые;
К общества на определенном этапе развития;
можно выделить основные виды деятельности:
познавательная (различные знания);
ценностная деятельность (цели, идеалы);
практически-преобразующая (нормы
деятельности, эталоны, методы…) можно
различать деятельность, поведение,
общение, Ю есть:
К деятельности;
К поведения;
К общения, б предполагает и К чувств;
К, ее элементы могут различаться и по
объекту:
естественно-техническая К;
гуманитарная К (политическая, эстетическая…).
В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.
К выполняет разнообразные функции:
гуманистическая. К – способ становления
человека, развития личности; познавательная,
связанная с достижением, фиксацией,
сохранением разнообразных
ценностно-
методологическая, так как К
– совокупность способов, методов
деятельности; образовательно-воспитательная;
коммуникативная;
социальной памяти;
психологической защиты. К и самосознание
личности могут позволить человеку
в психологически сложной ситуации
защититься, более взвешенно отнестись
к ней.
Вопрос №4
Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.
Культура –это активная творческая
деятельность людей по освоению мира,
в процессе которой производятся
и потребляются материальные и духовные
ценности и происходит становление
человека, как субъекта культурной
деятельности. К выступает как
предпосылка, необходимое условие
ЖД человека. Всякий человек способен
включиться в различные виды деятельности
и общественные отношения (то есть стать
членом общества), только овладев определенными
знаниями, методами, способами, нормами,
средствами соответствующих видов
деятельности, то есть овладев К
этих видов деятельности. Овладение
К–это решающий способ социализации
личности, т. е. ее способности выполнять
различные социальные функции в
процессе деятельности: чем разносторонне
К человека, чем она выше, тем
эффективнее он может включиться
в общественные отношения. С учетом
этого К часто определяется как
мера социального в человеке, как
мера человеческого; как показатель
того, насколько ушел человек от
своего животного состояния к
духовному.
Свобода личности:
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий“свобода” и “необходимостью”как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, б считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода– первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие. Вопрос №5
Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности.
Личность –человеческий
Личность формир в процессе деятельности,
общения. Иначе говоря, формир ее в
сущности есть процесс социализации
индивида. Этот проц требует от чел
продуктивной активности, выраж. в постоянной
корректировке своих действий, поведений,
поступков. Это вызывает необходимость
развития способности самооценки, что
связано с развитием