Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
10.
Социально-политические
идеи эпохи Просвещения.
Просвещение – это большой и важный этап в развитии культуры и общест. мысли. По своему соц. содержанию идеи Просвещения представляли собой острую беспощадную критику отживающего феодально-крепостного строя, выражая интересы молодой буржуазии, а в ее лице – основной части передового челов-ва. Основным мотивом этой критики была оценка крепо-стнических абсолютистских и клерикальных порядков как нецивилизованных, паразитирующих на темноте и невежестве масс. Отсюда и смысл слова Просвещение – свет науки, куль-туры и знания должен, полагали просветители-идеологи, в корне преобразовать жизнь человека и человечества. Родиной Просвещения в середине XVIII в. стали Англия и Франция, где неумолимо приближался открытый полит. взрыв – революция.
Свою главную задачу мыслители-просветители видели прежде всего в критике религ. догм и освящаемых ими знаний, принимаемых на веру без опытно-рационального обоснования.
В центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку.
Анг. философ Т. Гоббс разработал теорию, согласно которой все люди от природы одинаковы и стремятся к хорошей жизни. Так как по природе люди равны, то ни один не хочет уступить другому. До возникновения гос-ва, в «естественном», т. е. догосу-дарственном, состоянии, идет «война всех против всех». В гос-ве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражд. войны. Любая деспотическая власть лучше, чем гражд. война. Вся власть – и испол-я, и законод-я, и суд., и духовная – принадлежит одному – правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера – та, кот. культивирует правитель («суверен»), «суеверие» есть то, во что он верить запрещает. Народ не имеет
права на свержение власти, которую он сам учредил.
Соц.-правовые идеи Просвещения нашли свое отражение в учении анг. философа Дж. Локка. По его убеждению, к дейст-вию чел-а побуждает желание собственного счастья и удоволь-ствия. Поскольку мы живем в обществе, то должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным. Придерживаясь договорной теории происхождения гос-ва, Локк выступал с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. Чел., утверждал он, имеет основные неотчуж-даемые права на жизнь, на свободу, на собственность. Собствен-ность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают правовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других.
Большое влияние на развитие философской и полит.мысли в Европе 17 – 19 вв. оказал Жан-Жак Руссо. В области общест-венного устройства он был противником угнетения человека человеком, общест. неравенства и пытался найти практические средства, для уничтожения неравенства между людьми.
Радикальные идеологи Просвещения Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общест. договор ею не соблюдается, а поэтому другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть! На место абсолютной власти должна прийти власть «просвещенная», выражающая сбалансированные интересы различных общественных групп.
Соц.
идеи английских и французских просветителей
влились в общую систему философского
мировоззрения и оказали огромное влияние
на развитие либерализма.
11.
Немецкая классическая
философия.
Нем. класс. ф-фия – завершающий этап в развитии европейской класс. ф-фии. Классический этап (5 в. до н.э. – 19 в. н.э.) при всем многообразии истории-ческих форм и теоретических моделей философ-ствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах. И. Кант целью своих исследований считает исследование стр-ры познавательной активности чел-ка. Этому посвящен его основной труд «Критика чистого разума». Основная цель – поиск тех интеллектуальных основа-ний, благодаря которым знание становится общезначимым. Исследуя структуру познавательной активности, Кант выделяет три уровня: чувственность, рассудок и разум. Подобное знание необходимо: К. согласен с тем, что любое знание начинается с опыта, но остановиться на данном этапе оно не может. На уровне чувственности знание фрагментарно, зависит от особенностей восприятия конкретного человека, содержит в себе как истинное знание, так и заблуждения. Рассудок – основной уровень нашей интеллектуальной активности, и он исследуется Кантом наиболее обстоятельно. Именно на данном уровне знание утрачивает свои «недостатки» – индивидуальность и конкретность. На уровне рассудка К. выделяет пространство и время, которые он считает идеальными формами созерцания. По его мнению, роль пространства и времени как механизмов интеллектуальной активности в том, что они упорядочивают наши впечатления, располагая их в определенном пространственно-временном режиме, который является общим для всех людей. Более высоким уровнем упорядочивания чувств выступают категории (качество, количество, причина, следствие и т.п.), которые на уровне разума задают категориальный «каркас» мышления, схематизируют, обобщают и типизируют чувственную информацию.
С одной стороны,
разум – это ориентир, к которому должно
стремиться человеческое познание, горизонт,
к которому человек идет, но так никогда
и не придет, с другой – в разуме заложено
стремление человека к абсолютной истине,
но достичь ее он не может. В сфере практической
этики к основным требованием чел-го поведения
провозгласил свой знаменитый категорический
императив: «Относись
к другому только так,
как ты хотел бы, чтобы
он относился к тебе». Гегель также
сосредоточивает свое внимание на исследовании
разума, рассматривая его как субстанцию,
первопричину мира. Поэтому ф-фия Г. –
вершина объективного идеализма. В его
ф-фии можно выделить две основные идеи:
1)диалектическая идея
саморазвития разума
как мировой субстанции. Мировой разум,
будучи единственной субстанцией, способен
к саморазвитию, в котором проходит три
основные стадии: субъективный дух, объективный
дух и абсолютный дух. Суб.
дух – это индивидуальное сознание
человека, подразделяемое, в свою очередь,
на сознание, самосознание, разум.
Об. дух – это «отчуждение» мирового
разума в конкретных формах реальной истории
и государства. Аб.
дух реализует себя в формах искусства,
религии и философии. Таким образом, все
существующее имеет единое духовное основание,
которым и является Мировой разум. 2)идея
совпадения субъекта
и объекта познания. Благодаря Гегелю
был впервые преодолен разрыв между познающим
субъектом и познаваемым объектом; у Гегеля
они тождественны именно благодаря наличию
общего основания – разума, представленного
как в индивидуальном мышлении чел-ка,
так и «отчужден-ного» в любом предмете
окружающего мира. Идея о взаимосвязи
субъекта и объекта познания существует
и в диалектическом материализме, но формой
их связи считается практика. Основным
ф-ким изречением Гегеля можно считать
его фразу «Что разумно, то действительно;
что действительно, то разумно».
Фейербах является представителем
антропологического материализма: в
центре его внимания
– проблемы сущности
чел-ка, исследование
чел-ка как «природного
существа». Человек, по мысли Фейербаха,
не является богосотворенной сущностью,
он – психофизиологиическое существо,
являющееся одновременно материальным
объектом и мыслящим субъектом. Большое
внимание Ф. уделяет критике религии. Он
полагает, что причина религиозных верований
коренится в самой природе человека, в
его чувстве зависимости, бессилия перед
природными и социальными явлениями. Человек
нуждается в сострадании и утешении и
по принципу компенсации создает себе
бога. Бог – это форма
проекции человеческого
духа, которой затем
приписывается самостоятельное
существование. Не Бог создал человека,
а человек создал Бога – таков итог философских
размышлений Фейербаха. Значительный
вклад внесен Фейербахом в этику. Он создал
новое учение о нравственности
как единстве и взаимосвязи
Я и Ты. Стремление к счастью – основная
движущая сила в жизни чел-ка, но чел. не
может быть счастлив эгоистически, в его
сознании обязательно присутствует образ
Другого (Ты). Ф-фия Ф. гуманистична: счастье
возможно только на основе единения людей.
8.
Гуманизм и антропоцентризм
философии Возрождения.
Возрождение
интереса к античной
ф-фии и культуре, в которых
начинают видеть образец
для современности. Идеалом знания становится
не религиозное, а светское знание. Наряду
с авторитетом Свящ. Писания признается
авторитет античной мудрости. Вместе с
тем происходит возрождение «истинной»
христианской духовности, переосмысливается
христианская традиция. Возникают
и новые философские
направления – деизм
и пантеизм. Деизм отвергал идею
личного Бога и его повседневное вмешательство
в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал
Бога лишь как первопричину, как творца
мира. Деизм давал возможность рассматривать
закономерности природы и общества вне
божественной предопределенности. В
пантеизме Бог и мир отождествлялись.
Одним из первых представителей пантеизма
был Николай Кузанский. В учении пантеистов
Бог, оставаясь бесконечным и незримым
Абсолютом, все более сливался с природой,
пока не стал, по существу, ее псевдонимом.
Главная особенность философии Ренессанса
– антропоцентризм. Теперь не
Бог, а человек поставлен
в центр исследований.
Место человека в мире,
его свобода, его судьба волнуют таких
мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело
и др. Возникла новая система ценностей,
где на первом месте стоят чел. и природа,
а затем религия с ее проблемами. Эпоха
Возрождения – это время становления
опытных наук, которые постепенно выдвигаются
в ранг важнейших наук, дающих истинное
знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей,
Бруно и др.). Для ф-фии эпохи Возрождения
движение и становление предпочтительнее
неподвижно неизменного бытия. Это позволило
человеку почувствовать силу и власть
над всем сущим, совершенствоваться и
развиваться без божественной милости.
Чел. осознал себя творцом. В творениях
Бога, т. е. природных вещах, чел. стремится
увидеть закон их построения и выразить
его в научных знаниях. Мыслителям Ренессанса
присуще нежелание анализировать понятия,
тщательно различая (как это делали схоласты)
мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся
осмысливать сами явления природы и общества
и не спорить о дефинициях (определениях).
Большинство из них опираются на опыт
и разум, а не на интуицию и откровение.
Развивается и своеобразный скептицизм
(Монтень). На основе рациональности создаются
первые утопии, рисующие идеальное
гос-во, – «Утопия» Т. Мора; «Город солнца»
Т. Кампанеллы и др.
12.
Философия марксизма.
Классический
марксизм сформировался в 40 – 90 гг. XIX в.
Соц.-эк-кие предпосылки формирования
марксизма были связаны с ускоренным развитием
капиталистических отношений, когда все
в большей степени стали обнажаться противоречия
между трудом и капиталом, а также формировался
новый субъект исторического процесса
– пролетариат. В 30 – 40 гг. 19 в. он открыто
заявил о своих эк-ких, соц-х, полит-х правах.
Классовая борьба пролетариата с буржуазией
приняла острый характер. Ф-фия марксизма
подразделяется на две части: диалектический
и исторический материализм. В своей
ф-фии М. и Э. попытались преодолеть ограниченность,
односторонность положений учений как
Гегеля, так и Фейербаха. М. и Э. в объяснении
действительности исходили из всего многообразия
законов. Они утверждали, что мир, материя
находится в постоянном
движении и развитии,
обусловленном борьбой
противо-положностей, свойственных
всем вещам и явлениям природного и социального
мира. Основоположники диалектического
материализма ввели в теорию познания
практику, которая выступает у них в качестве
основы познания и критерия истины. Они
утверждали, что мир познается не путем
созерцания происходящих явлений, а в
ходе активной деят-ти людей, направленной
на изменение тех или иных сторон действительности,
в процессе практического воздействия
на нее. В марксистской ф-фии материализм
и диалектика обрели
свое истинное содержание
в результате органической
взаимосвязи, которая
придает им целостность
и качественно новую
методологическую функцию. М. и Э. показали
несостоятельность идеалистического
подхода к объяснению общественно-исторических
явлений. Признавая значимость побудительных
идеальных сил в исторической деят-ти
чел-ка, они выяснили причины этих сил,
кот. так или иначе коренятся в материальных
условиях жизни общества. Они ввели в научный
оборот понятие «материалистическое
понимание истории», суть кот. заключается
в признании определяющей
роли материального
производства по отношению
к другим сферам общественной
жизни. Они осуществили системный подход
к проблеме чел-ка. М. показал, что сущность
человека представляет
собой «ансамбль» всех
общественных отношений. Выявив определяющую
роль материального производства в жизни
людей, М. и Э. пришли к выводу о решающей
роли производителей материальных благ
– народных масс – в общественном развитии
и к пониманию классовой борьбы как движущей
силы развития антагонистических обществ.
Из всей массы общ-ных отношений М. и Э.
в качестве определяющих выделили производственные,
что дало возможность обнаружить повторяемость
в историческом развитии различных народов
и обобщить сходные общественные порядки
разных стран в понятии «общественно-экономическая
формация». Она характеризуется производственными
отношениями, возникающими на основе определенного
уровня развития производительных сил,
соответствующими им политической и правовой
надстройкой, формами общественного сознания,
семьей, бытом. Данное обобщение позволило
перейти от простого описания общественных
явлений к их научному анализу и открытию
обусловливающих их законов.
13.
Русская религиозная
философия.
Ведущими идеями рус. религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.
Всеединство понималось в трех аспектах:
–гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпи-рического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
–соц.-практическом – единство гос-ва, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
–аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.
Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).
Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой). Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Бердяев),
Кроме указанных направлений рус. философии XIX – XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.
Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).
Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).