Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Существуя как природное тело, чел. подчиняется законам бытия конечных, преходящих тел. Особенность челов. сущест-я состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием, деятельностью.
Бытие духовного Духовное – это единство многообразных процессов сознания и бессознательного, включ. в себя знания, идеалы, нормы и пр-пы челов. общения, ценностные критерии.
Объективированное духовное – идеальное, составляющее память культуры. Специфика его в том, что оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в соц. пространстве и историческом времени (знания, идеи, ценности, идеалы, нормы, нравственные регулятивы и т.д.)
Мир идей обладает относительной самост-тью и порождает устойчивые и объективно существующие в культуре формы духовного (религия, мораль, искусство, философия, наука, право, политика).
Единство
индивидуализированного и объективированного
духовного обусловлено налич. универсальных
матер. носителей духовного вообще (язык,
знак, символ и т.д.)
18.
Материя как субстанция.
С момента рождения философии идея Универсума (мира как целого) требовала решения вопроса о первооснове мироздания. Ради него вводилось понятие субстанции как «первоосновы всех вещей». Так, в древнегреческой натурфилософии возникает идея «стихий» как простейших начал всех предметов («огонь» Гераклита, «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена и т.д.). Единство мира объяснялось наличием некоего «первоначала», «первопричины» («атом» Левкиппа и Демокрита) и эта субстанция обозначалась как материя. Наивный материализм древних приводил к выводу, что материя есть исходный материал, из которого «построены» все вещи. Вопрос же о первичности материального был второстепенным
К XVII в. учение о материи как субстанции получает опору в мире науки, лидером которой становится классическая механика. Формируется учение метафизического материализма , на развитие которой повлияли идеи атомистики. Материя есть то, что обладает свойствами P1 , P2 … Pn, где n может быть достаточна велико, но обязательно конечно. Свойства вещества (целого) переносились на часть (атом), что приводило к утверждению принципа неизменности свойств материи (вещества). Поэтому материю рассматривают, во-первых, как вещество, а во-вторых, как все то, что обладает конечностью. Отметим, что материя как вещество не совпадала в полном объеме с понятием «объективно существует». Так, И. Ньютон считал пространство и время объективными, но нематериальными (не вещественными). Недостатки метафизического понимания материи выражаются в том, что:
1. вопрос о том, существует ли мир объективно, отождествлен с вопросом о строении материи.
2. признается возможным достижение абсолютной истины в последней инстанции, поскольку миру приписывается наличие конечного числа свойств.
3. открытым остается вопрос о движущихся силах развития мира, так как метафизический материализм вынужден сохранить идею о «первопричине», «перводвигателе» вселенной.
К концу XIX века развитие науки привело к ряду открытий, которые полностью разрушили метафизическое понимание материи (к примеру, открытие радиоактивности, делимости атома, общей и специальной теории относительности и т.д.). Материя, которой ранее приписывались в качестве атрибутивных свойств такие, как непроницаемость, постоянство массы и др., теперь словно ускользало из рук ученых.
В философии
неудовлетворенность
Материя
есть философская категория, обозначающая
объективную реальность, т.е. все то, что
является причиной самого себя и существует
вне и независимо от какого-либо сознания.
Таким образом, единственное
свойство материи, с признанием которого
связан философский материализм, есть
свойство быть объективной реальностью,
существовать вне и независимо от сознания
(В.Ленин). Вводится понимание материи
как чистой субстанции, не связанной с
конкретными физическими или иными свойствами
и состояниями.
19.
Основные атрибуты реального
мира: движение, пространство,
время.
Движение -
это атрибут, неотъемлемое свойство
материи. Материи неподвижной, неизменно
пребывающей в состоянии
По отношению к материи движение есть способ ее существо-вания. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, по-рождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих про-цессов происходит развитие мира. Развитие - это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения: 1. изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные); это – раз-витие; 2. изменения, происходящие при сохран. качества; это – тот тип изменения, при кот. сохраняется относительная устойчивость всякого сущего (покой)
Метафизический материализм, основываясь на механическом понимании мира, утверждал:
1. что первопричина движения – внешняя по отношению к ма-териальному миру (признание первотолчка, немат-го по сути);
2.что движение привносится в материю извне; постоянное свойство материи – покой, а движение есть нарушение покоя;
3.что любое движение сводимо к перемещению в пространстве (абсолютизация механической формы движения). Иначе говоря, предполагалась возможность существования движения без материи и материи без движения.
Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:
1. движение – это внутренне присущие материи изменения; их источник – противоречивость отношений мира; мир есть саморазвивающаяся система;
2.материя и движение сущ-т в неразрывном единстве; покой есть мера устойчивости в движении; объективная реальность есть движущаяся материя, где устойчивость и изменчивость выступают основными ее характеристиками;
3.движущаяся материя фиксирует свое бытие в относительно устойчивых формах, взаимосвязь которых приводит к многокачественности движения.
Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.
В философии с давних времен и до наших дней сущ-т две концепции «пространства – времени»– субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассмат-т пространство и вре-мя как реальности, не зависимые друг от друга, от матер. тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий. Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Энштейн – в науке) – рассмат-т пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самост-го сущест-я. Они – особые характеристики матер. мира, выражающие отношения коорди-нации взаимодействующих систем.
Соврем. философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.
Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.
Длительность
сущест-ния и порядок событий можно рассм-ть
как врем. организацию бытия, его темпоральность.
Но проблема времени имеет и иной, глубинный
смысл, т. к. особым образом смыкается с
жизнью чел-а и челов. рода. Время выст-т
как следствие динамики развития любого
объекта мира, продолжительности сохранения
им своих качеств в относительно неизменном
состоянии. В этом смысле – оно ограничено,
конечно. Возникает сложная проблема соотнесен-ности
конечного и бесконечного времени. Ибо
пока есть сущее – есть и его время. Для
чел-а эта проблема превращается в проблема
смысла жизни, смерти и бессмертия и т.д.,
т. к. зачастую время воспринимается как
трагическая, противоестес-твенная реальность,
тем самым превращаясь «основную проблему
челов. сущ-ния, проблему человеческой
судьбы» (Н. Бердяев).
20.
Диалектика как учение
о развитии. Основные
законы диалектики.
Диалектика есть учение о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов реального мира, а следовательно, о наиболее общих законах развития природы, общества и челов. мышления. Диалектика носит всеобщий и универсальный характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. Законы диалектики проявляют себя в любом явлении, предмете, процессе, находясь друг с другом в неразрывном единстве.
Сутью, ядром диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей, т. к. он, раскрывая природу противоречия, приводит к выявлению источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через: 1. переход количества в качество (процесс накопления изменений внутри сохраняющегося до определенного предела качества; главное здесь – мера как предел сохранения качества); 2. переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода); 3. переход от качества к количеству (вновь возникающее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Качество – внутренняя определенность предмета, способность его к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, способность его к изменчивости.
Закон отрицания отрицания показывает направленность развития, преемственность нового со старым как условие прог-ресса, неодолимость нового в развитии. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей всякая система проходит ряд взаимо-связанных этапов, выражающих неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в некотором повторении на высшей ступени развития черт исходной стадии общего цикла.
Т. о., развитие идет определенными циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходный момент, превращение явления в свою противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Только
понимание сущности трех законов диалектики
и их взаимосвязанности позв-т осознать
процесс развития в целом.