Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ф.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

     Существуя как природное тело, чел. подчиняется законам бытия конечных, преходящих тел. Особенность челов. сущест-я состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием, деятельностью.

Бытие духовного Духовное – это единство многообразных процессов сознания и бессознательного, включ. в себя  знания, идеалы, нормы и пр-пы челов. общения, ценностные критерии.

Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что: 1.они неповторимы и уникальны; 2.уникальная жизнь сознания «проявляется» через универсальные средства культуры (язык, знак, символ и т.д.); поэтому расшифровка потоков сознания требует особого отношения: понимания и осмысления; 3.конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отд. людей;4.сохран-ся те рез-ты деят-ти индивидуального сознания, которые преобразуются во внеиндивидуальную форму или непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

Объективированное духовное – идеальное, составляющее память культуры. Специфика его в том, что оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в соц. пространстве и историческом времени (знания, идеи, ценности, идеалы, нормы, нравственные регулятивы и т.д.)

   Мир идей обладает относительной самост-тью и порождает устойчивые и объективно существующие в культуре формы духовного (религия, мораль, искусство, философия, наука, право, политика).

   Единство индивидуализированного и объективированного духовного обусловлено налич. универсальных матер. носителей духовного вообще (язык, знак, символ и т.д.)  

18.  Материя как субстанция.  

 С момента  рождения философии идея Универсума (мира как целого) требовала решения  вопроса о первооснове мироздания. Ради него вводилось понятие субстанции как «первоосновы всех вещей». Так, в древнегреческой натурфилософии возникает идея «стихий» как простейших начал всех предметов («огонь» Гераклита, «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена и т.д.).  Единство мира объяснялось наличием некоего «первоначала», «первопричины» («атом» Левкиппа и Демокрита) и эта субстанция обозначалась как материя. Наивный материализм древних приводил к выводу, что материя есть исходный материал, из которого «построены» все вещи. Вопрос же о первичности материального был второстепенным

 К XVII в. учение о материи как субстанции получает опору в мире науки, лидером которой становится классическая механика.  Формируется учение метафизического материализма , на развитие которой повлияли идеи атомистики. Материя есть то, что обладает свойствами P1 , P2 … Pn,  где n может быть достаточна велико, но обязательно конечно. Свойства вещества (целого) переносились на часть (атом), что приводило к утверждению принципа неизменности свойств материи (вещества). Поэтому материю рассматривают, во-первых, как вещество,  а во-вторых, как все то, что обладает конечностью. Отметим, что материя как вещество не совпадала в полном объеме с понятием «объективно существует». Так, И. Ньютон считал пространство и время объективными, но нематериальными (не вещественными). Недостатки метафизического понимания материи выражаются в том, что:

1. вопрос о том, существует ли мир объективно, отождествлен с вопросом о строении материи.

2. признается возможным достижение абсолютной истины в последней инстанции, поскольку миру приписывается наличие  конечного числа свойств.

3. открытым остается вопрос о движущихся силах развития мира, так как метафизический материализм вынужден сохранить идею о «первопричине», «перводвигателе» вселенной.

 К  концу XIX века развитие науки привело к  ряду открытий, которые полностью  разрушили метафизическое понимание  материи (к примеру, открытие радиоактивности, делимости атома, общей и специальной теории относительности и т.д.). Материя, которой ранее приписывались в качестве атрибутивных свойств такие, как непроницаемость, постоянство массы и др., теперь словно ускользало из рук ученых.

 В философии  неудовлетворенность метафизическим пониманием материи проявляется еще в XVIII веке. Так, французский философ –материалист Д.Дидро утверждает, что материя – это все то, что действует на органы чувств и вызывает ощущение. В новейшее время философия все более отходит от поисков «первооснов всех вещей», т.е. от понимания материи как субстанции в прежнем ее варианте. Марксистская философия обращается к проблеме первичности материального. Интерпретируя отношения «мышление – бытие», «дух – природа», «сознание – материя», классики марксизма отождествляют понятие «материальное « и «объективное».  Материя понимается как объективная реальность, противостоящая сознанию как субъективной реальности. Иначе говоря, вводится понимание материи как «субстанции – отношения», смысл которого постигается через отношение человека и мира, субъекта и объекта.

 Материя есть философская категория, обозначающая объективную реальность, т.е. все то, что является причиной самого себя и существует вне и независимо от какого-либо сознания. Таким образом, единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания (В.Ленин). Вводится понимание материи как чистой субстанции, не связанной с конкретными физическими или иными свойствами и состояниями. 
 

19. Основные атрибуты реального мира: движение, пространство, время. 

Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно  пребывающей в состоянии абсолютного  покоя не существует. Материя и  движение неразрывны: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи.

По отношению  к материи движение есть способ ее существо-вания. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, по-рождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих про-цессов происходит развитие мира. Развитие - это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения: 1. изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные); это – раз-витие; 2. изменения, происходящие при сохран. качества; это – тот тип изменения, при кот. сохраняется относительная устойчивость всякого сущего (покой)

Метафизический материализм, основываясь на механическом понимании мира, утверждал:

1. что первопричина движения – внешняя по отношению  к ма-териальному миру (признание первотолчка, немат-го по сути);

2.что движение привносится в материю извне; постоянное свойство материи – покой, а движение есть нарушение покоя;

3.что любое движение сводимо к перемещению в пространстве (абсолютизация механической формы движения). Иначе говоря,  предполагалась возможность существования движения без материи и материи без движения.

Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:

1. движение – это внутренне присущие материи  изменения; их источник – противоречивость отношений мира; мир есть саморазвивающаяся система;

2.материя и движение сущ-т в неразрывном единстве; покой есть мера устойчивости в движении; объективная реальность есть движущаяся материя, где устойчивость и изменчивость выступают основными ее характеристиками;

3.движущаяся материя фиксирует свое бытие в относительно устойчивых формах, взаимосвязь которых приводит к многокачественности движения.

Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться  иначе как в пространстве и  во времени. Пространство и время  есть формы бытия материи.

В философии  с давних времен и до наших дней сущ-т две концепции «пространства – времени»– субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассмат-т пространство и вре-мя как реальности, не зависимые друг от друга, от матер. тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий. Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Энштейн – в науке) – рассмат-т пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самост-го сущест-я. Они – особые характеристики матер. мира, выражающие отношения коорди-нации взаимодействующих систем.

Соврем.  философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.

Пространство  – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.

Длительность  сущест-ния и порядок событий можно рассм-ть как врем. организацию бытия, его темпоральность. Но проблема времени имеет и иной, глубинный смысл, т. к. особым образом смыкается с жизнью чел-а и челов. рода. Время выст-т как следствие динамики развития любого объекта мира, продолжительности сохранения им своих качеств в относительно неизменном состоянии. В этом смысле – оно ограничено, конечно. Возникает сложная проблема соотнесен-ности конечного и бесконечного времени. Ибо пока есть сущее – есть и его время. Для чел-а эта проблема превращается в проблема смысла жизни, смерти и бессмертия и т.д., т. к. зачастую время воспринимается как трагическая, противоестес-твенная реальность, тем самым превращаясь «основную проблему челов. сущ-ния, проблему человеческой судьбы» (Н. Бердяев). 

20. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики. 

  Диалектика есть учение о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов реального мира, а следовательно, о наиболее общих законах развития природы, общества и челов. мышления. Диалектика носит всеобщий и универсальный характер.

  Диалектика  выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. Законы диалектики проявляют себя в любом явлении, предмете, процессе, находясь друг с другом в неразрывном единстве.

    Сутью, ядром диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей, т. к. он, раскрывая природу противоречия, приводит к выявлению источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.

Закон взаимного перехода количественных и  качественных изменений раскрывает механизм развития через: 1. переход количества в качество (процесс накопления изменений внутри сохраняющегося до определенного предела качества; главное здесь – мера как предел сохранения качества); 2. переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода); 3. переход от качества к количеству (вновь возникающее качество требует для себя новых количественных характеристик).

Качество  – внутренняя определенность предмета, способность его к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, способность его к изменчивости.

  Закон отрицания отрицания показывает направленность развития, преемственность нового со старым как условие прог-ресса, неодолимость нового в развитии. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей всякая система проходит ряд взаимо-связанных этапов, выражающих неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в некотором повторении на высшей ступени развития черт исходной стадии общего цикла.

  Т. о., развитие идет определенными циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходный момент, превращение явления в свою противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

  Только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязанности позв-т осознать процесс развития в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"