Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

1 Религия как форма  духовной жизни людей.

Религия- это фантастическое иллюзорное отражение действительности в сознании людей, отражение тех внешних сил,кот. господствуют над ними в повседневной жизни, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия связана с верой в сверхъестественные существа и с отправлением соотвеств. обрядов. Возникла она на начальной ступени формирования общества, когда человек был беспомощен в борьбе со стихиями природы. Зависимость от этих сил и незнание причин их вызывающих обусловили обожествление этих сил и появление веры в сверхъестественные существа их порождающие.

Существует три мировые  религии: буддизм, ислам и христианство.

Эти религии принято называть мировыми, потому что много людей, которые относятся именно к этим трем религиям.

Христианство:

Католичество , Православие , Протестантство, лютеранство, евангелизм

2.Причины  и следствия.

Причина-это всё то, что  вызывает, обуславливает возникновение  предметов и явлений.

Следствие-то,что порождено, произведено действием опред. причин.

Пример: 1)Причина дня и ночи- вращение земли вокруг своей оси. 2)чередование времен года-Земля вращается вокруг солнца.

 От причины следует  отличать условие и повод.

 Условие- это комплекс явлений, к-ый хотя и не порождает опред. следствия, но выступает опред предпосылкой их становлений. Нет причин и следствий без опред условий. Более того одни и те же причины в разных условиях приводят к разным следствиям. Пример: причина развития человека-его многообразие практической деятельности.

Повод- это события, выступающее побудит. толчком для действия причины. Носит как правило случ.характер.

Диалектика и взаимосвязь  причины и следствия:

1)существ. связь во  времени(причина всегда предшествует следствию)

2)находятся во  взаимовлиянии.(жизнь возникнув в процессе развития  неорганической (неживой) природы начинает влиять на причинные условия её породившых: 1.изменяется ландшафт2.появл.почва и т.д.)

3)Причина и следствие переходят друг в друга.(Пример:наука-следствие предшествующего прогресса, явилась источником развит экономики,т.е. причиной экономич. развит.)

Наука-мать капитализма

3.Познание и творчество.

Познание и творчество – это  два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Они представляют собой гармоничное взаимодействие, в результате которого человек получает существенные знания об окружающем мире.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме). Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Познание и творчество неразрывно связаны между собой

4.Основной вопрос  философии и две его стороны.

Фридрих энгельс сформулировал в сер19 в.

1 сторона-Что первично материя  или сознание ,бытие или дух? Исторически сложилось, что философы разбились на два лагеря, которые считали:что первично сознание– идеалисты (идея,Платон) и те кто считали что первичной была материя– материалисты(Гераклит). 2 сторона вопроса- Познаваем ли мир? Одни считали- познаваем. Другие- принципиально непознаваем (имануил кант)

5. Теория Мальтуса

В 1798г Мальтус (английский священник) сформулировал всеобщий(абсолютный) закон народонаселения, согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а производство материальных благ в арифметической прогрессии.,отсюда объективная необходимость в войнах,эпидемиях и т.д. как регуляторах роста рождаемости. Вывод: в обществе всегда будут люди,которых оно не в состоянии содержать. 

В 1980г. Население-4 млрд.чел

В 2000г. Население-6 млрд.чел.

(Демографич проблемы,примеры: 1.неравномерность роста рождаемости в регионах планеты

2.После распада СССР в России начался демографический кризис, сопровождающийся существенным сокращением коренного населения страны, сохранить численность которого едва удаётся за счёт иммигрантов из бывших советских республик.)

 

6.Содержание  и формы.

Содержание – совокупность элементов сторон процессов, к-ые составляют основу существования данного предмета или явления.

Форма-способ организации и существования содержания, внутр. связь элементов и сторон содержания, которая придает этому известную целостность во взаимосвязи с внешними условиями.

 В мире нет ничего, что не имело бы содержания  и формы или имело что либо одно. Пр:Любой организм состоит из опред элементов (клеток, органов и т.д.), процессов и т.д. – это содержание. Способ связи и организации этих элементов и процессов благодаря к-ому данное содержание только и может существовать и есть-форма (н-р. Содержание учебно-педагогич деятльности- передача знание студентам. Форма-лекции,семинары) Содержание любых предметов имеет внетреннюю и внешн. форму. Внутрен.-организация элементов содерж-я. Внешн- объем,форма,цвет.

Диалектика содерж.и формы:1.они не существую друг без друга (форма-содержательна, содержание всегда оформлено) 2.они возникают как противоположности. При этом форма возникает и изменяется вод действием содержания. 3.они переходят друг в друга.то, что в одном отношении форма- в другом- содержание. Пример:Экзамен-форма контроля знаний студента, экзамен является содержанием процесса обучения. 4.Одно и тоже содержание может иметь различн формы. Будучи зависимы от содержания форма тормозить и ускорять процессы развития и выступать причиной гибели объектов. Н-р: гигантизм у ряда видов животных(форма) привел к их гибели.

7.Материальное производство. Наука и техника в истории человечества.

М.п. – это процесс целенаправленного воздействия на природу, изменение ее свойств в интересах общества.

«Эпохи отличаются друг от друга не тем, что производится, а тем как»

Производство характеризует: 1.целесообразная деят-ть 2.предмет труда 3. Средства труда

1.целесообразная деят-ть – то,что отличает нас от животных

Животное-инстинкт

Человек-цель

2.предмет труда – та  часть природы, на кот. человек воздействует в процессе производства, которую изменяет превращая в вещь способную удовлетворить его потребности.

(То, на что)

3.Средства труда – комплекс вещей, кот. человек помещает между собой и предметом труда, и которое служит проводником его воздействий на этот предмет. (станки-промышл., сельск.хоз.-транспорт)

(То, чем)

4.Орудия труда – те  средства, которые явл. Непосредственным проводником воздействия человека на предмет труда и своими свойства вызывает в нем соответвующие изменения.

Совокупность предметов  и средств труда составляет средства производства.

От их развития зависит  уровень развития любых сторон обществ.жизни.

Производств.сила общества – средства производства и люди,превращающие в процессе произв-ва необходимых благ благодаря опред.опыту и навыкам к труду.

Наука и техника  в истории человечества.

На ранних  этапах развития общества, когда науки еще не было, орудия были рассчитаны на ручной труд в производстве благ люди пользовались эмпирическими знаниями, которые  передавали из поколения в поколения.(науки не было)

По мере перехода от ручного  труда к машинному производству, в создаваемых людьми средствах труда начинают воплощаться не только опытные знания, но и научные открытия. Законы науки учитывались при создании механических средств труда(войны) технология оставалась вне поле знания науки.

В конце XVIII в промышленная эволюция начинает захватывать одну отрасль за другой. Наука выходит на первый план,содействуя возникнов.ноых отраслей промышл-ти.(Пр: машинное производство шерсти – паровой двигатель – заслуга развития науки).

Бурное развитие машинного  производства создает базу для экспериментальной  техники, которая в свою очередь  дает более глубокую возможность  проникновения в тайны природы.

XIX-XX вв происходит грандиозное открытие в физике: разработана электронная теория материи, обнаружен радиоактивный распад некоторых веществ, открыты новые элементарные частицы, возникает ядерная физика, квантовая механика, появляется возможность использования атомной энергии в военных целях.

Вместе с успехами в  физике и др. науках интенсивно развивалась  математика, ее методы все стали  использоваться всеми науками. На почве  использования математики в различных  областях науки и техники были созданы ЭВМ, возникает кибернетика, теория информации, математическое моделирование  создаются условия для полной автоматизации производства процессов  и управления ими.

Наука таким образом превращается в «общественную силу знаний»К.Маркс., а производство–в технологическое приложение науки.Наука становится непосредственной производительной силой.

8.Категория   «закон» в материалистической  диалектике. Классификация законов. 

Закон – это общая необходимая  и существенная устойчивая и повторяющаяся связь в предметах и явлениях, обуславливающая их существование и развитие.

В мире нет ни чего, что  не было бы подчиненно каким либо законам.

Общность связи означает, что закон выражает сходное, идентичное, единое в многообразных явлениях.

Необходимый характер связи  означает, что они обусловлены  самой природой предмета, поэтому неотвратимы обязательны.

Существование связи означает, что закон представленный отношениями  между  сущностями предмета.

Закон и сущность понятия  одинаковые.

Устойчивость, повторяемость  законом связи есть выражение  определения порядка связи, сохранения отношений в изменяющихся процессах. Повторяемость обнаруживает закон.

Виды законов: а) Всеобщие,Общие,Частные б) Динамические и статистические в)Законы природы и общества.

9.Искусство как форма общественного сознания.

Как общественное явление  искусство возникло в ответ на появления у людей потребностей восприятия прекрасного, потребность  в получении эстетического удовлетворения.

Специфика искусства определяется тремя моментами:

1.Его предметом

2.Художественно-образной формы отражения действительности

3.выполняемой функцией в обществе

1 )Предмет искусства охватывает все области жизни и деятельности людей.

В отличии от науки, где познание направленно на то, что бы отразить действительность в объективных характеристиках, искусство отражает объект в его связях с субъектом, воспроизводит не только присущие объекту свойства, но и эмоциональное отношения субъекта к этим свойствам.

2) искусство заключает  в себе единство, отражение действительности  и создания эстетических ценностей.  Это единство находит свое  выражение в художественном образе, который выступает и как форма познания и как результат худож.творчества, овеществленного в материале того или иного вида искусства (формы, краски, линии, звуки и т.д.) Благодаря этому художественный образ становится доступным нашему восприятию иначе бы оно оставалось только в голове создателя.

3) Социальные функции  искусства.

Искусство одна из древнейших форм. У первоначального человека мыслительная деятельность была слита с трудовой. Познание художественно образной форме и в этих образах воплощался накапливаемый, чувственный опыт. В ходе развития производства и общественного разделения труда искусство отделяется от практической материальной действительности и становится определённым видом деят-ти – духовным.

Функции действительности

  1. Удовлетворение эстетических потребностей людей
  2. Искусство является средством или формой познания действительности
  3. Выполняет воспитательную функцию, пропагандирует определенные нравственные политические и тому подобные принципы.

Виды иск-ва:1.изобразит.(графика,живопись,скульпт.)2.архитектура как вид иск-ва3.музыка4.танец5.эпос6.литература7.театр8.цирк9.кино

10.Формы чувственного познания

Познание – это отражение  действительности в сознании человека.

Чувственное познание протекает  в трех формах:

1.Ощущение – это наглядный  образ предмета непосредственно воздействующий на органы чувств. В следствие такого воздействия происходит раздражение определенных нервных клеток, которое передается в кору больших полушарий и возбуждает тот или иной участок. Возникший очаг возбуждения и есть отражение того или иного свойства воздействия предмета в виде соответствующего наглядного образа. (цвета, запах, вкус) Ощущение отражает нее весь предмет а те или иные его свойства,стороны.

2.Восприятие состоит из ощущений.Восприятие – каждый предмет действует на наши органы чувств, как правило не одной только своей стороной, а многими, в результате в нашем мозге возникает совокупность взаимосвязей ощущений, целостный образ предмета.

3.Представление – воспроизведение в сознании образа предмета,кот.на него воздецствовал в прошлом. С прекращением воздействия предмета восприятие исчезает, но временные нервные связи,на основе которых оно возникло в некоторое время сохраняется, в результате человек может в последствие воспроизводить в сознании образ объекта который действовал на его органы чувств в прошлом это образ и есть представление.

Представление богаче и беднее восприятия. Богаче – позволяет  человеку познавать предмет после  воздейств.предмета. Беднее – восприятие дает более полную возможность отраж.предмета, представление не может вопроизв. Полную картину предмета с его свойствами.

Чувственное познание непосредств.связывает нас с внешним миром.Оно наглядно. Отражает лишь то,что лжит на пов-ти явлений,внешнии стороны.

11.. Религия и церковь в современном мире.

Религия- это иллюзорное отражение сознания людей,отражение тех внешних сил которые господствуют над ними в повседневной жизни,  в котором земные силы принимают форму неземных.

Религия связана с верой , с верой в сверхъестественные существа  и с осуществлением соответствующих обрядов.

Религия одна из  древнейших форм жизни людей. Возникла она на начальной ступени формирования общества, когда в силу низкого  уровня развития производительных сил, человек был беспомощен в борьбе со стихиями природы. Зависимость от этих сил и незнание причин их вызывающих обусловили обожествление этих сил и появление веры в сверхъестественные существа их порождающие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"