Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:49, реферат
Задачей моего реферата было выяснить, каковы аспекты спора диалектики и метафизики как форм философского мировоззрения, и какую роль в этом играют софистика, схоластика и догматизм. Развитие - общее ствойство и главнейший признак материи, это невозвратное, направленное изменение материальных и идеальных обектов. Но развитием не является любое изменение. В процессе развития количественные преобразования приводят к изменению качества объекта, создавая новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.
Введение
1. Диалектика, её виды и особенности
2. Исходные принципы, законы и категории
3. Законы материалестической диалектики
4. Категории диалектики
2.1 Метафизика – антипод диалектики
2.2 Формы метафизики
2.3 Метафизика как основная альтернатива диалектики
2.4 Схоластика
2.5 Формализм
2.6 Догматизм
2.7 Релятивизм
2.8 Софистика и эклектика
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙ
Кафедра СГД
РЕФЕРАТ
На тему: «Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики»
По дисциплине Философия
Караганда, 2012
Содержание
Введение
1. Диалектика, её виды и особенности
2. Исходные принципы, законы и категории
3. Законы материалестической диалектики
4. Категории диалектики
2.1 Метафизика – антипод диалектики
2.2 Формы метафизики
2.3 Метафизика
как основная альтернатива
2.4 Схоластика
2.5 Формализм
2.6 Догматизм
2.7 Релятивизм
2.8 Софистика и эклектика
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Задачей
моего реферата было выяснить,
каковы аспекты спора
1.1 Диалектика, её виды
и особенности
Диалектика (от греч. «диалектике»)
означает искусство вести беседу, рассуждать.
В современном понимании диалектика —
это теория и метод познания действительности,
учение о единстве мира и всеобщих законах
развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир
складывался в течение длительного развития
философии. Элементы диалектики содержались
в учениях философов древнего Востока,
Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно
выделить три ее исторические формы —
стихийную диалектику древних, диалектику
немецкой классической философии и материалистическую
диалектику современности. Стихийная
диалектика древних в наиболее ясной форме
была выражена в философии древней Греции,
в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно
Гераклиту, все течет и изменяется, все
существует и в то же время не существует,
находится в постоянном процессе возникновения
исчезновения. Гераклит стремился объяснить
превращение вещей в их собственную противоположность.
Вот один из фрагментов его рассуждений:
«Одно и то же в нас — живое и мертвое,
бодрствующее и спящее, молодое и старое.
Ведь это, изменившись, есть то, и обратно
то, изменившись, есть это». Ряд диалектических
проблем поставил в свое время Зенон из
Элеи. Аристотель даже называл Зенона
«изобретателем диалектики». На идеалистической
основе стихийная диалектика развивалась
в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал
диалектику как обнаруживать истину путем
столкновения противоположных мнений
в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика».
Платон называл диалектикой логический
метод, с помощью которого идет познание
сущего — идей, движения мысли от низших
понятий к высшим. Элементы диалектического
мышления можно найти в философских учениях
многих представителей античного материализма
и идеализма, последующих за ними философских
учений и школ, но все это была стихийная
диалектика. В утверждении диалектического
взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая
диалектика немецкой классической школы
(Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени
развития идеалистическая диалектика
достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только
искусство полемики, спора, беседы, но
и определенный взгляд на мир. Диалектика
у него — это метод познания действительности,
который учитывает противоречивость мира,
его изменение, взаимосвязи явлений, вещей
и процессов, качественные превращения,
переходы от низшего к высшему через отрицание
отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась
на идеалистическом решении основного
вопроса философии и не могла быть до конца
последовательной. В диалектике идей Гегель
лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю,
развитие окружающего мира определяется
саморазвитием «абсолютной идеи», мистического
«мирового разума» в процессе рассуждения
о самом себе.Высшей исторической формой
диалектики явилась ее марксистская модель
— материалистическая диалектика современности.
Исследуя и материалистически перерабатывая
идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс
освободил ее от идеализма и элементов
мистики. Он создал диалектику не только
отличную от гегелевской, но и прямо противоположную
ей. Сам Маркс писал по этому поводу так:
«У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой рациональное
зерно». Для марксистской диалектики характерным
является объективность рассмотрения
явлений, стремление постичь вещь саму
по себе, как она есть, в совокупности ее
многообразных отношений к другим вещам.
Наиболее ярко это проявляется в учении
об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение
и развитие в самом материальном мире
как едином взаимосвязанном целом. Она
не зависит ни от сознания человека, ни
от сознания человечества. Субъективная
же диалектика, или диалектическое мышление
— это движение и развитие мыслей, понятий,
которые отражают в сознании диалектику.
1.2 Исходные принципы, законы и категории
Диалектика рассматривает
мир в постоянном изменении и
развитии, в движении. В этом нас
убеждают и повседневный опыт, и
достижения науки, общественная практика.
Так, многочисленные тела Вселенной
— результат длительного
1.3 Законы материалистической диалектики.
Термин «категория» (от греч.
категория — высказывание, свидетельство,
указание) означает такие понятия (формы
мышления), которые отражают наиболее
общие и существенные свойства, стороны,
связи и отношения реальной действительности
и познания. Закон есть внутренняя повторяющееся,
существенная связь явлений, обусловливающая
их необходимое развитие. Он выражает
определенный порядок причинной и устойчивой
связи между явлениями, повторяющиеся
существенные отношения.Законы можно
классифицировать по степени их общности.
Различают всеобщие, общие и частные законы.
Фундаментальными законами материалистической
диалектики являются: закон единства и
борьбы противоположностей; закон взаимного
перехода количественных и качественных
изменений; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон — ядро диалектики. И это не
случайно, ибо он указывает причину, источник
диалектического изменения, развития.
Согласно этому закону, каждому предмету
и явлению свойственны внутренние противоположности.
Они находятся во взаимодействии: предполагают
друг друга и ведут между собой борьбу.
Именно борьба внутренних противоположностей
служит источником самодвижения, саморазвития
явлений материального мира, движущей
силой их изменений. Чтобы понять содержание
закона единства и борьбы противоположностей
и его всеобщий характер, необходимо уяснить
прежде всего такие исходные понятия,
как тождество, различие, противоположность.
Диалектическое мышление исходит из того,
что всем объектам внутренне присущи тождество
и различие. Тождество — это такой специфический
вид отношений вещи к себе самой и к другим
вещам, который характеризуется ее устойчивостью.
Иначе говоря, любой предмет, явление
при всех изменениях какое-то время остается
самим собой. Так, при всех изменениях
на нашей планете. Земля остается Землей,
занимает определенное место в солнечной
системе, имеет конкретные параметры,
совершает закономерное движение.Различие
характеризуется несовпадением, неравенством
вещи самой себе и другим вещам в силу
ее изменчивости. Итак, вещь тождественна
самой себе и не тождественна одновременно.
Тождество и различие существуют постоянно
в их противоречивом единстве. Отдельные
стороны, свойства, черты явлений и предметов
находятся и в таких отношениях, которые
исключают друг друга. Такое отношение
составляет содержание противоположности:
различия в явлениях, процессах, предметах,
сторонах или элементах явлений, процессов,
предметов, которые в определенной целостности
взаимно исключают друг друга. Например,
в атоме существуют положительно и отрицательно
заряженные частицы, в живой природе
— процессы ассимиляции и диссимиляции,
наследственность и изменчивость, возбуждение
и торможение и т. д. Отношение между противоположностями
есть противоречие. Неразрешимых диалектических
противоречий нет. Преодоление противоречий
является необходимостью. На всех этапах
развития противоречия выступают его
движущей силой, а не тормозом. При этом
различают следующие фазы (ступени) развития
и разрешения противоречий: 1) тождество,
2) несущественное различие (тождество
неразвитых противоположностей), З) существенное
различие, 4) противоположность (конфликт)
и 5) неизбежное разрешение и возникновение
новых противоречий. Существует бесконечное
многообразие конкретных противоречий.
Среди этого многообразия материалистическая
диалектика выделяет противоречия, имеющие
нечто общее между собой, поэтому принадлежащие
тому или иному виду. Выделяют внутренние
и внешние противоречия, основные и неосновные
и др. Внутренние противоречия — это противоречия
между взаимно противоположными элементами,
образующими данную конкретную систему.
Поскольку каждый объект связан с окружающими
объектами, возникшие связи могут принять
характер противоречия. Внешние противоречия
— это противоречия данной системы
с окружающими ее системами. В развитии
и изменении объектов определяющая роль
принадлежит внутренним противоречиям.
Они служат источником самодвижения вещей.
Относительный характер единства и абсолютный
характер борьбы противоположностей проявляется
в следующем: 1) если речь идет о единстве
противоположностей и борьбе между ними,
то имеются в виду только такие противоположности,
которые внутренне присущи данной
конкретной системе; 2) противоположности
не могут существовать друг без друга,
однако их единство условно, временно,
преходяще, относительно; 3) борьба
взаимоисключающих противоположностей
абсолютна, как абсолютно развитие, движение.
Новое возникает в результате борьбы,
а не благодаря единству противоположностей
— это закон; 4) в процессе борьбы противоположности
могут превращаться друг в друга. Нет ни
одного явления, которое бы не могло при
известных условиях превратиться в свою
противоположность;
Некоторые скачки протекают
в целом медленно, постепенно, относительно
спокойно и занимают большой промежуток
времени (возникновение жизни на
Земле; становление человека; получение
высшего образования и тд.). Это
постепенные скачки. В ходе постепенного
скачка отдельные этапы развития
могут протекать довольно интенсивно,
бурно. При изучении скачкообразного характера
развития, взаимного перехода количественных
и качественных изменений важно понимание
таких терминов, как эволюция, революция,
реформа. Понятие «эволюция» в диалектическом
материализме употребляется в широком
и узком смысле слова. В широком смысле
слова эволюция — это весь процесс развития,
включающий не только количественные,
но и качественные изменения, в т. ч. и революции.
В узком смысле эволюция выступает как
период, предшествующий революции, ее
подготовка. Эволюция наступает и после
победы революции, после утверждения нового.
И здесь эволюция включает и количественные,
и качественные изменения. Понятие «революция»
сегодня применимо в основном к общественным
явлениям. В природе как будто все стабилизовалось
и лишь эволюционизирует. Революция
— это коренной, качественный скачок,
ломающий старое в самой его основе, а
не переделывающий его медленно, постепенно.
Понятие революции, несомненно, противоположно
понятию реформы. Но эта противоположность
не абсолютна: грань между ними живая,
подвижная. Ее надо уметь определить
в каждом конкретном случае. Закон отрицания
отрицания. Этот закон диалектики органически
связан с двумя ранее рассмотренными.
Его сущность можно выразить так: всякая
конечная система, развиваясь на основе
единства и борьбы противоположностей,
проходит ряд внутренне связанных этапов.
Эти этапы выражают неодолимость нового
и спиралевидный характер развития, который
проявляется в известном повторении на
высшей ступени развития некоторых черт
исходной стадии общего цикла.
1.4 Категории диалектики.
Информация о работе Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики