Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Диалектика и метафизика это две основные концепции развития. Именно они будут рассмотрены в этой работе. Диалектика — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1Диалектика и метафизика как философские концепции развития…...5
1.1Зарождение концепций развития…………………………………....5
1.2Происхождение терминов диалектика и метафизика……………...7
2.Метафизика – антипод диалектики…....................................................9
2.1Историческое развитие диалектики как метода познания…….…..9
2.2Отличительные черты диалектики марксизма от Гегеля…………12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………….........17

Работа содержит 1 файл

номер один.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

_________________________________________________________________

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт 

(технический университет)"

                                               

 

Кафедра  философии                    Факультет 6  

                                   Курс 2  

                                   Группа 9092

 

 

Учебная дисциплина: Философия       

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Тема: диалектика и метафизика

 

 

Студент                                                    Попов Д.И.

Руководитель                                              Селиверстова Н.А.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………....3

1Диалектика и метафизика как философские концепции развития…...5

   1.1Зарождение концепций развития…………………………………....5

   1.2Происхождение терминов диалектика и метафизика……………...7

2.Метафизика – антипод диалектики…....................................................9

   2.1Историческое развитие диалектики как метода познания…….…..9

   2.2Отличительные черты диалектики марксизма от Гегеля…………12

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………….........17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Диалектика и метафизика это  две основные концепции развития. Именно они будут рассмотрены в этой работе. Диалектика — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия  с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. К подобным исследованиям еще не применялся термин “диалектика”. Первоначально этим термином обозначались:  1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. В новой философии диалектика заключается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Самая характерная, существенная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Есть  и второе значение термина метафизика это философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Изучение важнейших философских концепций было и будет актуальным во все времена, ведь вопросы бытия интересовали человечество всегда. Что касается современной науки в ней невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Контрольная выполнена с использованием трудов: Гегеля Г., Ленин В.И., К. Маркса и Ф. Энгельса, П.Г. Кабанова, Рузавина В. И. , а так же учебной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диалектика и метафизика как философские концепции развития

2.1 Зарождение концепций  развития

Объяснение возникновения  и уничтожения как изменение  субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения. Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей - это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), космические вихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель).Таким образом, в истории философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого. В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики. [1;с. 203]

Принцип развития - это исходная диалектическая идея, с осознания  которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить  мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения  различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального  единства мира, осмысленный применительно  к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению  в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи. [2;с.181]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Происхождение терминов  диалектика и метафизика

Происхождение терминов "диалектика" и "метафизика" следующее: Термин "метафизика" (с греческого - "после физики") ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о "бытии самом по себе", которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе. На Западе до сих пор под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию в целом. У нас же долгое время под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется и в первоначальном ее значении. Диалектика (греч.) - искусство вести беседу, спор. Главным в споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому впоследствии диалектикой стали называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так как у него структура изложения всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия для Гегеля оставалась метафизикой. Диалектикой он называл и умение отыскивать противоположности в самой действительности, поэтому свой метод он назвал диалектическим.

Понятие "развитие" в  настоящее время определяется по-разному:

·  развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);

·  развитие есть необратимые  качественные изменения (прогресс или  регресс);

·  развитие есть мировой  круговорот, прогресс есть в то же время  и регресс.

Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая  диалектика объясняла появление  нового вхождением в косную материю  различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира. Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектика считает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними. В западной философии деление философии на диалектику и не диалектику тоже используется. Кроме философии, развитие изучают и конкретные науки. Некоторые их выводы носят мировоззренческий, философский характер. Например, синергетика изучает связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах. В этих системах происходит согласование подсистем. Это согласование имеет свои закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Метафизика – антипод  диалектики.

3.1 Историческое развитие диалектики, как метода познания

Этимологически "диалектика" означает вести разговор, ученый беседу, диалог, столкновенье полярных суждений. Материалистическая диалектика является учением о главных законах  развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое  постигает мир. В современном  понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания. Первым, кто предоставил понятию "диалектика" значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир в единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития. Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой все вещи, явления, процессы. Эти связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с них невозможно, поскольку это лишит нас глубокого и полного его понимания. Метафизика, наоборот, рассматривает вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил). Диалектика же исходит из того, что все существующее может быть понятным лишь в развитии и что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового. Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия, притом во внутренних усматривает главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому обращает главное внимание, прежде всего на исследование этих разногласий.

Метафизика считает вещи и явления разными самыми по себе, тождественными, лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли. Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали у понятия "диалектика" разное содержание: то как теория развития, то как теория познания (гносеология), а то как наука об общих законах и формы движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, который диалектика развития объективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия. В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа (формы).К первый нужно зачислить диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая объединялась с такими же наивными материализмом и идеализмом. Потом пути материализма и диалектики в этом разошлись. В ХVII-ХVIII ст. возникает метафизический материализм, господствующими становятся идеи механицизма (хотя иногда в некоторых философских учениях все же проявлялась диалектика). Возникновение и развитие метафизического материализма играли тогда положительную роль. Однако это мало временный характер, поскольку развитие природы и общественной жизни имеет диалектический характер. Диалектику начали интенсивно разрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической основе. Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классической немецкой философии (прежде всего философии Гегеля). Существенные сдвиги в общественной жизни, три больших открытия снова вызвали необходимость объединения материализма с диалектикой, возвращение к целостному, диалектического понимания мира, но уже в другой форме, на грунте науки и общественного опыта. Так возникает третья форма диалектики. Таким образом, объективная диалектика на основе практики отображается в субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль человека стала предметом исследования. В XIX ст. создается диалектика как учения. Оно стало своеобразным итогом, логически целостным и последовательным синтезом всей истории теоретического освоения мира и одновременно историей познания мыслью самой себя, своих форм и законов, которые отображают формы и законы развития объективной действительности. В роле такого учения диалектика и является одновременно общей теорией развития, теорией познания и логикой. В своей внутренней основе и мировоззренческой направленности она единая; в предметном выражении, средствах применения и формах выявления - и многомерная, и разная. Лишь система принципов, законов и категорий описывает развитие конкретно. [3;с.11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Отличительные черты  диалектики марксизма от диалектики  Гегеля.

Мировоззрение марксистско-ленинской  партии есть диалектический материализм. Оно называется диалектическим материализмом  потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений  природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а  его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической. Исторический материализм есть распространение положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества. Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм в его правах. Однако это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. [4; т. XIV, c.652-654]. Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами: а) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, - а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век. Для диалектического метода важно прежде всего не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается. "Вся природа, говорит Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протиста и кончая человеком, находится в вечном возникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении" [4; с.484]. Поэтому, говорит Энгельс, диалектика "берет вещи и их умственные отражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении" [4; т. XIV, стр.23]. в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

Информация о работе Диалектика и метафизика