Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

В нынешней науке трудно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, умение оперировать которыми - большое искусство.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Для того чтобы изучить диалектический метод необходимо сопоставить ему, противоположный метод познания, метафизический.

Содержание

Введение…………………………………………………….…….…..…3
Диалектика и метафизика………………………………………....4
Историческое развитие диалектики как метода познания….....8
Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля . . . . ..12
Заключение……………………………………………………………...14
Список литературы…….……………………………………………....15

Работа содержит 1 файл

Философия 1.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………….…….…..…3

  1. Диалектика и метафизика………………………………………....4
  2. Историческое развитие диалектики как метода познания….....8
  3. Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля . . . . ..12

    Заключение……………………………………………………………...14

    Список литературы…….……………………………………………....15

Введение

     «Диалектика есть душа всякого научного познания».1

     В нынешней науке трудно обойтись без  диалектических обобщений опытных  данных, умение оперировать которыми - большое искусство.

       Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия  и познания. Для того чтобы изучить  диалектический метод необходимо сопоставить  ему, противоположный  метод познания, метафизический.

     Способом  существования мира, в диалектическом методе, является непрерывное становление и развитие. Философские идеи не диалектически объясняющие первоначала всего сущего, стали духовной основой метафизики, представляющей противоположное диалектике мировоззрение. В то время как метафизический метод признает весь мир неподвижным, незыблемым. Оба метода познания пережили многовековое развитие, различные этапы формирования.

     Согласно  метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

       Решение проблемы общей структуры мира, включающего  в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим. 
 

    1. Диалектика  и метафизика.
 

     И диалектика, и метафизика в философии  имеют длительную историю, начиная  с античной эпохи. В наше время  их смысловое значение существенно  изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и с теми, которые имели место в XVII – XIX в.в.

     Диалектика  как философская  теория и философский  метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.

     Так, материалист Гераклит в своем  учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

     Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и  с идеализмом. В первом случае она  выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) – Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

     Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.

     Диалектика  не просто фиксирует противоречивый характер бытия и познания, их развития, всеобщую связь и взаимообусловленность, существующую в объективном мире необходимость и причинность. Диалектическое познание всего природного, социального и духовного мира в движении, изменении и преобразовании позволяет вскрыть движущие силы и источники всякого развития – противоречия. Диалектическая концепция развития предполагает, что оно происходит через взаимопереходы количественных и качественных изменений, перерыв постепенности, скачкообразно, путем отрицания предшествующих ступеней развития и отрицание отрицания. Диалектика открывает человеку и человечеству возможность познания истины и на этой основе преобразования мира, его разумного совершенствования.

Платон  уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно  ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».

       Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.

     Метафизика  и метафизические воззрения. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

     Метафизические  ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

     Метафизический  метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

     Необходимо  отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статистикой – динамика, а за деревьями – лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает, как необходимый момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют.

     Таким образом, перенесение механизма  из естественных наук и новых тенденций развития отдельных общественных сфер в область философии оказало определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет и свои неискоренимые общегносеологические основания. Более того, метафизика в прошлом стимулировала научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов на традиционных вопросах онтологии и гносеологии, общей теории и методологии.

     В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности. 
 
 
 
 
 

     2. Историческое развитие  диалектики как  метода познания. 

     Постоянно развивающаяся борьба старого и  нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта  борьба объективно предполагает необходимость диалектики научной  теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

     Само  слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство  вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.

     Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

     Наиболее  яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

       Если у Гераклита речь идет  о диалектической действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность.

     На  основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектики, внесенный Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.

     Продолжая мысль Сократа и трактуя мир  понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на четко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

Информация о работе Диалектика и метафизика