Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Диалектика и метафизика………………………………………………………..4
Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..8
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему:

 

«ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнил                                                            

     Студент                                                               

     Специальность                                                      

     № зач. книжки                                                       

     Преподаватель                                                       

 

 

 

Москва 2011

Содержание


 

Введение…………………………………………………………………………..3

Диалектика и метафизика………………………………………………………..4

Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..8

Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Освоение  действительности в философии осуществляется посредством философских методов, то есть системы наиболее общих приемов  и способов. Одними из основных противоположных  методов философии являются диалектика и метафизика.

В современной  науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать  которыми – большое искусство.

Под диалектикой  имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях  развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом  освоения действительности. Научный  диалектический взгляд на мир складывался  в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались  в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.

Диалектика  возникла и развивалась наряду с  метафизикой как противоположным  ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к  созданию однозначной, статичной картины  мира, стремление к абсолютизации  и изолированному рассмотрению тех  или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется  тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При  рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его  форм к какой-либо одной, что проявляется  в философии Нового времени, для  которой было характерно сведение различных  форм движения материи к механической.

Для того чтобы изучить диалектический метод, в первую очередь нужно сопоставить  диалектический и метафизический методы познания, т.к. диалектика возникла и  развивалась наряду с метафизикой  как противоположным ей способом мышления и познания. 

 

 

Диалектика и метафизика

Диалектика  означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании  диалектика – это теория и метод  познания действительности, учение о  единстве мира и всеобщих законах  развития природы, общества и мышления. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская теория, метод и  методология научного познания и  творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие  и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, – всеобщая связь, становление  и развитие, которые осмысливаются  с помощью всей исторически сложившейся  системы категорий и законов.  

Зарождение  и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как  стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что  взгляды первых философов на мир  были во многом наивны. Но вместе с тем  они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист  Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира («Всем  течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное  высыхает, сухое увлажняется.»), то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с  целью выяснения понятий и  достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как  с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает  как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики (равно  как и диалектического идеализма) – Г.Гегель, создавший систему  диалектики как теорию и метод  познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического  материализма) – К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный  и научный характер.

Г.Гегель разработал диалектический метод, под  которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого  движения и жизненности: лишь поскольку  нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом  и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание  отрицания (синтез, снятие противоположностей).

Материалистическая  диалектика К.Маркса в качестве первичной  признает диалектически развивающуюся  объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории  и законы мыслительной деятельности людей.

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.

В современном обществознании понятие  «метафизика» имеет три основных значения:

  • Философия как, наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». В этом значении, например, употреблял понятие «метафизика» крупный немецкий философ XX века М. Хайдеггер, который рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом»; Ее основные категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект не субъект познания.
  • Особая философская наука — онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов ив отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем — особенно в современной западной философии.
  • Философский способ, познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (как антидиалектика) ниже будет идти речь. Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

 

Можно выделить две основные исторические формы  метафизики: 1. «старая» метафизика была характерна для философии и науки  в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории  и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и  развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности  всех мировых связей; 2. новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает  ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху  громадных достижений науки и  общественной практики. Особенность  антидиалектики в новой форме  — сосредоточение усилий на поисках  различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом: а) как простой рост, увеличение или, наоборот, уменьшение («плоский эволюционизм»), то есть как только количественные изменения, б) как только качественные изменения («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический  способ познания включает в себя целый  ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.), которые возникают в  результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т.п. познавательного процесса.

К ним  следует добавить софистику и  эклектику, которые зародились еще  в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый»  «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Сущность софистики и эклектики  заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т.е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.

Особенности метафизики философии Нового времени  были обусловлены промышленной и  научной революциями того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

Историческое  развитие диалектики как метода познания

В истории  философии выделяются следующие  исторические формы диалектики:

1. Стихийная  диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

2. Идеалистическая  диалектика немецкой классической  философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

3. Материалистическая  диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Стихийная диалектика древних в  наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в  рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время  не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

Если у Гераклита речь идет о  диалектической действительности в  целом, то Зенон Элейский впервые  выдвинул противоречивость понятий  движения и вообще отдельных форм бытия. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно-диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.

Сократ рассматривал диалектику как  искусство обнаруживать истину путем  столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Продолжая мысль Сократа, и трактуя мир понятий или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

Аристотель превратил платоновские идеи в единичные формы вещей  и присоединил учение о потенции и энергии идей. В своем учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо  и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом1.

Информация о работе Диалектика и метафизика