Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:29, контрольная работа
Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимными переходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Диалектика и метафизика. ……………………………………………………4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания…………………..9
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля……………..11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет: финансово-кредитный
Кафедра: Философии, истории и права
Направление «Экономика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 2
По дисциплине «Философия»
ТЕМА № 2 «Диалектика и метафизика»
Студент Бродникова Кристина Юрьевна
(подпись)
Группа 2Бэп-1 Номер личного дела:11флб00210
Преподаватель: к.э.н., Ижболдин-Кронберг Анатолий Рудольфович
Барнаул 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Диалектика и метафизика. ……………………………………………………4
2. Историческое развитие
диалектики как метода
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля……………..11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимными переходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры
мира, включающего в себя и человека,
и состояние, в котором он находится,
представляет собой относительно самостоятельный
вопрос. Он может решаться в принципе
одинаково при различном
1.ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать.
Диалектика – это учение
о наиболее общих закономерных связях
и становлении, развитии бытия и
познания и основанный на этом учении
метод мышления. Диалектика есть философская
теория, метод и методология научного
познания и творчества вообще. Теоретические
принципы диалектики составляют существенное
содержание мировоззрения. Таким образом,
диалектика выполняет теоретические,
мировоззренческие и
Уже античная философия
подчеркнула изменчивость
Одну из ранних работ Гегеля – «Феноменологию духа» (1807), принято считать ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразная понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, т. е. некая схема логического развития познания от самой низшей его формы – чувственной достоверности до предельно возможной – «абсолютного знания». По Гегелю, сознание человека есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых порах оно (сознание) об этом не догадывается и поэтому смотрит на вещи как чуждую ему телесность, т.е. нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свой интерес на себя, становясь объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это ему помогает постичь свою всеобщность, увидеть в себе абсолютную полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания. Антиподом диалектики является метафизический метод. [6]
Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» — частно - научного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:
1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII — XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир.
Поэтому «великое историческое оправдание» данной формы метафизики было обусловлено необходимостью исследования предметов и их неизменности, устойчивости с тем, чтобы затем перейти (а не «застревать» на этом моменте) к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целостных развивающихся систем, к выявлению источников и механизмов их развития.
2. Новая метафизика в
отличие от старой не
Последнее здесь может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий, и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение, т. е. как только количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);
д) как движение, из которого при этом изымается его сущность — противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие — в том числе и смешанные — интерпретации развития, связи и взаимодействия.
Виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм и т. п. — любые односторонние действия.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд своих разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Это идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др., а также софистика и эклектика.
Особенности метафизики философии
Нового времени были обусловлены
промышленной и научной революциями
того времени, возникновением нового естествознания.
В основании человеческого
2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕТАФИЗИКИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ
В истории философии сложились 3 основные формы диалектики:
1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт.
2. Немецкая идеалистическая
диалектика, которая, была разработана
Кантом, Фихте. Л. Шеллингом и
особенно глубоко Гегелем. По
Гегелю в отличии от
3. Материалистическая диалектика,
основы которой были заложены
классиками марксизма и
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все
течет и изменяется, все существует
и в то же время не существует,
находится в постоянном процессе
возникновения и исчезновения. Гераклит
стремился объяснить
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля
разрабатывалась на идеалистическом
решении основного вопроса