Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:29, контрольная работа

Описание работы

Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимными переходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Диалектика и метафизика. ……………………………………………………4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания…………………..9
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля……………..11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 37.35 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Факультет: финансово-кредитный

Кафедра: Философии, истории и права

 

 

Направление «Экономика»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 2

 

 По дисциплине «Философия»

ТЕМА № 2 «Диалектика и метафизика»

 

 

 

Студент      Бродникова Кристина Юрьевна


(подпись)

Группа 2Бэп-1     Номер личного дела:11флб00210

 

Преподаватель:  к.э.н., Ижболдин-Кронберг Анатолий Рудольфович

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Диалектика и метафизика. ……………………………………………………4

2. Историческое развитие  диалектики как метода познания…………………..9

3.  Отличие  диалектики  марксизма  от  диалектики  Г. Гегеля……………..11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие  существуют связи и отношения  между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и  развития. Иначе говоря - вопрос об общей  структуре мира и состоянии.

Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимными переходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Решение проблемы общей структуры  мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный  вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе  к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

 

 

 

 

 

 

1.ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать.

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и  познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская  теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические  принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые  осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. [1]

 Уже античная философия  подчеркнула изменчивость всего  существующего, поняла действительность  как процесс, осветила роль, какую  в этом процессе играет переход  всякого свойства в противоположное  (Гераклит). К подобным исследованиям  еще не применялся термин диалектика. Первоначально этим термином  обозначались: 1) способность вести  спор посредством вопроса и  ответа; 2) искусство классификации  понятий, разделения вещей на  роды и виды. Аристотель отличает  диалектику от аналитики как  науку о вероятных мнениях  от науки о доказательстве. Платон  вслед за элеатами определил  истинное бытие как тождественное  и неизменное, но обосновывает  диалектические выводы о том,  что высшие роды сущего могут  мыслиться только т.о., что каждый  из них есть и не есть, равен  себе самому и не равен, тождествен  себе и переходит в свое  иное. Слово бытие заключает в  себе противоречия: оно едино  и множественно, вечно и преходяще,  неизменно и изменчиво, покоится  и движется. Противоречие - необходимые  условие для побуждения души  к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Диалектики. [3]

Одну из ранних работ Гегеля – «Феноменологию духа» (1807), принято  считать ключевой для понимания  творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразная понятая история познания. Но история  не в привычном смысле слова, а  в гегелевском, т. е. некая схема  логического развития познания от самой  низшей его формы – чувственной  достоверности до предельно возможной  – «абсолютного знания». По Гегелю, сознание человека есть проявление или  воплощение мирового духа. Только на первых порах оно (сознание) об этом не догадывается и поэтому смотрит на вещи как  чуждую ему телесность, т.е. нечто  такое, что противостоит сознанию как  внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свой интерес на себя, становясь  объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это ему помогает постичь свою всеобщность, увидеть  в себе абсолютную полноту реальности и перебраться на следующую, более  высокую ступень, где сознанию открывается  внутреннее родство и даже тождество  с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания. Антиподом  диалектики является метафизический метод. [6]

Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» — частно - научного знания.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три  основных значения:

  • Философия как, наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». В этом значении, например, употреблял понятие «метафизика» крупный немецкий философ XX века М. Хайдеггер, который рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом»; Ее основные категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект не субъект познания.
  • Особая философская наука — онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов ив отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем — особенно в современной западной философии.
  • Философский способ, познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (как антидиалектика) ниже будет идти речь. Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.[2]

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала  в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:

1. «Старая» метафизика  была характерна для философии и науки в XVII — XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир.

Поэтому «великое историческое оправдание» данной формы метафизики было обусловлено необходимостью исследования предметов и их неизменности, устойчивости с тем, чтобы затем перейти (а не «застревать» на этом моменте) к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целостных развивающихся систем, к выявлению источников и механизмов их развития.

2. Новая метафизика в  отличие от старой не отвергает  ни всеобщую связь явлений,  ни их развитие,— это было  бы абсурдно в эпоху громадных  достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение ее усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

Последнее здесь может  пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий, и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение, т. е. как только количественные  изменения;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);

д) как движение, из которого при этом изымается его сущность — противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие —  в том числе и смешанные  — интерпретации развития, связи  и взаимодействия.

Виды метафизики могут  быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм и т. п. — любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд своих разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Это идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др., а также софистика и эклектика.

Особенности метафизики философии  Нового времени были обусловлены  промышленной и научной революциями  того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕТАФИЗИКИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

В истории философии сложились 3 основные формы диалектики:

1. Античная диалектика, которая  была «наивной и стихийной», поскольку  опиралась на житейский опыт.

2. Немецкая идеалистическая  диалектика, которая, была разработана  Кантом, Фихте. Л. Шеллингом и  особенно глубоко Гегелем. По  Гегелю в отличии от абстрактных  определений рассудка диалектика  есть такой переход одного  определения в другое, в котором  обнаруживается, что эти определения  односторонни, ограничены и содержат  отрицание самих себя.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены  классиками марксизма и которая  представляет собой целостную  систему принципов, категорий  и законов. Это глубокое свободное  от односторонности учение о  развитии.[4]

Стихийная диалектика древних  в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в  рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все  течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое  и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем  поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики» 

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась  в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство  обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического  мышления можно найти в философских  учениях многих представителей античного  материализма и идеализма, последующих  за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического  взгляда на мир большую роль сыграла  идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая  диалектика достигла в философской  системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему  через отрицание отжившего и  утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием  «абсолютной идеи», мистического «мирового  разума» в процессе рассуждения  о самом себе.

Информация о работе Диалектика и метафизика