Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

Задачей моего реферата было выяснить, каковы аспекты спора диалектики и метафизики как форм философского мировоззрения, и какую роль в этом играют софистика, схоластика и догматизм. Развитие - общее ствойство и главнейший признак материи, это невозвратное, направленное изменение материальных и идеальных обектов. Но развитием не является любое изменение. В процессе развития количественные преобразования приводят к изменению качества объекта, создавая новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.

Содержание

Введение
1. Диалектика, её виды и особенности
2. Исходные принципы, законы и категории
3. Законы материалестической диалектики
4. Категории диалектики
2.1 Метафизика – антипод диалектики
2.2 Формы метафизики
2.3 Метафизика как основная альтернатива диалектики
2.4 Схоластика
2.5 Формализм
2.6 Догматизм
2.7 Релятивизм
2.8 Софистика и эклектика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диалектика, схоалстика и тыды.docx

— 59.81 Кб (Скачать)

Термин «категория» (от греч. категория — высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и  следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.                                                    

Единичное и общее.                                                                                                                            

В ходе практического воздействия  на мир человек сталкивается с  отдельными материальными образованиями  и вещами. Ни общее, ни единичное не  обладают самостоятельным существованием, они не существуют «как таковые». Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы.    Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей. В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее — единичным (новые виды растений, породы животных, мода).                                                                                                         Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности. Так, чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований.                                                     Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения  одной и той же практической задачи.                                                                                                          

В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже  изученными явлениями, а затем переходим  к поиску единичного.           

Сущность и явление.                                                                                                                            |

Сущность — совокупность всех необходимых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. Явление — это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.          

Сущность всегда находится  в единстве с явлением, ибо она  в нем не только обнаруживается, но через него существует, действует.  Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо привносит  нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними                обстоятельствами, и из сущности не вытекают.  Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании  и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных образований. Необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов. На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива.  Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность — пороки души.  Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной. Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей.        

Содержание и форма.

Содержанием называется категория, охватывающая совокупность всех компонентов  вещи, явления, процесса, их взаимодействий и изменений. Оно  включает и внутренние, и внешние взаимодействия. Форма — это организация устойчивых связей между компонентами содержания. Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание. Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания — тайна изящного.                          

Целое и часть. Система, структура, элемент.                                                                                             

Часть и целое — философские  категории, отражающие отношение между  сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и  существуют только в единой системе, т. е. на основе определенного типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем   мировое целое — это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор. Целое — исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.Категории «целое» и «часть» сходны и взаимосвязаны с понятиями «система», «структура» и «элемент». Система (от греч. система — составленное из частей, целое, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с  другом, которая образует определенную целостность, единство. Структура (от лат. структура — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Элемент (от лат. элементум — стихия, первоначальное вещество) — понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образуется.                  

Причина и следствие                                                                                                                           

Причина — это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие — результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое,  что побуждалось причиной. Диалектический материализм рассматривает причину развития любого объекта, явления, процесса в их внутренних         противоречиях.                                                                                                                                

Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях является причиной, в других — следствием и, наоборот (например, индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие взаимодействия определенных явлений.                                         Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда, обучение в вузе и т. д.). Данное обстоятельство следует учитывать на практике при определении путей воздействия на ту или иную область  действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни разными причинами, то, естественно, существует не один, а множество путей  достижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь. Не все причины, обусловившие появление того или иного следствия, играют одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными  (причины развала СССР, образования СНГ).                                                                                                       Различают причины внутренние и внешние. Первые порождаются взаимодействием между элементами целостности, вторые вытекают из взаимодействия  между предметами, явлениями, процессами.                                                                                                       Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному.  Сложилось два основных подхода — детерминизм и индетерминизм. Детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности    явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины).  Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще.                 

Необходимость и случайность.                                                                                                                 

Необходимость первоначально  была замечена в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы  обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определенное следствие.  Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. Случайность — это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений.                                                                                     Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как  форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и взаимозависимости, случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится необходимым, необходимое — случайным. Так как необходимое при определенных условиях может становиться случайным, а случайное — необходимым, то, познав эти условия, можно создать их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие практическим интересам, в необходимые, а необходимые, противоречащие интересам   людей, — в случайные (например, новые источники энергии и аварии на АЭС).                                                                     

Возможность и действительность.                                                                                                               

Одна из сторон взаимосвязи  между объективно существующими  и возникающими на их основе новыми явлениями представлена в диалектическом материализме категориями действительности и возможности. Возможность — это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализовавшаяся возможность.  Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна опираться на действительность.                                        

Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение   необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).                                                                              Различают абстрактные (их общим признаком является отсутствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов); конкретные (для их осуществления имеются необходимые условия) возможности. Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а реализоваться способна лишь конкретной. Наш выбор всегда связан с возможностями. возможность выбора — это великое благо. Главное — не упустить время. Время сокращает эту возможность. Но выбрать всегда труднее, чем просто найти. Объективное содержание категорий материалистической диалектики определяет их роль и место в философии. Они имеют мировоззренческое значение,   так как отражают объективный мир, раскрывают его сущность.                                                                                   

2.1 Метафизика — антипод  диалектики.                                                                                                           Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной  из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого  обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:                                                                

1. Философия как наука  о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.                                                                                      |

2. Особая философская  наука — онтология, учение  о бытии как таковом, независимо  от его частных видов и в  отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.                                                                                                               

3. Философский способ  познания и действия, противостоящий  диалектическому методу как своему  антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь. Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной  (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

2.2 Формы метафизики                                                                                                                          

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала  в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:                                                                                                                   1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по     принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.                                                                         2. «Новая» метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов  истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:                                                       а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,                                                                                                                                     б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);                                                                  в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):                                                           д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;                                                                            е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.                                                       

Информация о работе Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики