Релятивизм
Возвратным
боком догматизма есть релятивизм.
Релятивизм (с греческой - релятивный,
относительный) - теоретико-познавательная
концепция, которая выходит из одностороннего
выяснения сути истины, преувеличение
момента ее относительности, т.е. интерпретации
результатов процесса познания. И, конечно,
здесь релятивизм выступает как разновидность
метафизического толкования истины.
Релятивизм не является единой доктриной,
а скорее нечеткой совокупностью убеждений
относительно того, что истинность или
ложность высказываний зависит от характеристик
индивида или социальной группы. Выделяют
радикальный релятивизм (П.Фейерабенд),
близкий к агностицизму и солипсизму,
согласно которому не существует объективного
познания, а значит не возможен и прогресс
науки. Умеренные релятивисты (Т.Кун) определяют
истинность или ложность теорий согласно
контексту, времени и месту их употребления.
Наиболее часто релятивистами используется
тезис Дюгема-Куайна о недоопределенности
теории фактами (или тезис теоретической
нагруженности наблюдений) для обоснования
принципиальной невозможности установления
соответствия между фактами и высказываниями
наблюдения.Итак, релятивизм имеет непосредственное
отношение к диалектике как теории познания
и в этом выступает как ее альтернатива.
Догматизм строится на преувеличении
значения абсолютной истины, игнорируя
момент ее конкретности; релятивизм, наоборот,
преувеличивает значение относительной
истины, отбрасывая момент ее абсолютности.
Софистика
и эклектика
Софистика
и эклектика зародились еще
в древней Греции и использовались
для «обоснования» истинных суждений,
бывших на самом деле заведомой
ложью. Так, знаменитый античный
софизм «рогатый» «доказывал»:
«Что ты не терял, то имеешь;
ты не терял рога: значит, у
тебя рога». Эклектика (греч. еklego
- выбираю) - метод мышления, соединяющий
в одном построений, одном отношении взаимоисключающие
принципы. Эклектик непоследователен,
его взгляды противоречивы. Французский
философ Виктор Кузен утверждал, что философская
система может быть создана из истин, содержащихся
в самых различных учениях. Эклектичными,
к примеру, могут быть признаны попытки
мировоззренческого слияния материализма
и идеализма. Софи́стика (греч. σοφιστική
— умение хитро вести прения) рассуждение,
основанное на преднамеренном нарушении
законов логики, на употреблении ложных
доводов. Учение, сложившейся в Афинах
во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов
— философов-просветителей, тяготевших
к релятивизму, первых профессиональных
учителей по общему образованию. Термин
«софистика» проиходит от греческого
слова «софист» (sophistes — мудрец), которым
тогда называли платных учителей ораторского
искусства. В начале софисты учили
правильным приемам доказательства и
опровержения, открыли ряд правил логического
мышления, но вскоре отошли от логических
принципов его организации и все внимание
сосредоточили на разработке логических
уловок, основанных на внешнем сходстве
явлений, на том, что событие извлекается
из общей связи событий, на многозначности
слов, на подмене понятий и т. д. В софистике
односторонность метафизики проявляется
по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному
началу в истине игнорируется ее относительность,
то софистика, напротив, односторонне
тяготеет к релятивизму, абсолютизируя
относительность результатов познания.
Релятивизм используется в софистике
в качестве исходной гносеологической
позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно
неправильном построенном рассуждении,
искусно выдаваемом за истинное, ввести
человека в заблуждение. Софистика и эклектика
являются, пожалуй, наиболее «коварными
и хитрыми» разновидностями антидиалектического
способа мышления. Они и сегодня широко
используются для «доказательства» неверных
выводов и «обоснования» неправедных
дел, особенно в сфере политики. Сущность
софистики и эклектики заключается
в том, что всесторонность, универсальную
гибкость понятий, гибкость, доходящую
до тождества противоположностей, они
применяют субъективно, произвольно.
Диалектика же как "высшее разумное
движение" есть гибкость, примененная
объективно, т.е. отражающая всесторонность
материального процесса и единство его,
есть правильное отражение вечного развития
мира. Основное различие софистики и эклектики
(при всем их сходстве) состоит в том, что
характерными приемами последней являются
субъективистское выхватывание лишь отдельных
сторон предмета и их произвольное механическое
соединение чисто внешним образом. Гибкость
понятий должна соответствовать движению,
развитию самого объективного мира. Поэтому
критерий объективности и есть прежде
всего то, чем отличается диалектика от
софистики как субъективистской диалектики.
Последняя есть внешняя, поверхностная,
"пустая диалектика", которая вследствие
своего произвола и субъективизма не доходит
до диалектики в самом реальном предмете.
Таким образом, софистика (и ее постоянный
"попутчик" - эклектика) - не какая-то
"концепция мира", не теория логического
и не научный метод познания действительности.
Это такой способ мыслительной деятельности,
главная цель которого - искажение истины
(как правило, сознательное, преднамеренное),
субъективистски извращенное представление
действительности. Она, при всем своем
релятивизме и "субъективистской слепоте",
содержала в себе целый ряд продуктивных
идей, которые были выдвинуты прежде всего
в древнегреческой философии (V-IV вв. до
н. э.). К числу таких идей можно отнести
следующие: сознательное исследование
мышления самого по себе; понимание его
силы, противоречий и типичных ошибок;
стремление развить гибкость, подвижность
мышления, придать ему диалектический
характер; попытка с помощью такого мышления
"разъесть как щелочь" все устойчивое,
расшатать конечное; подчеркивание активной
роли субъекта в познании; анализ возможностей
слова, языка и т.п.
Заключение
Диалектика
как общая теория развития
дает ключ к пониманию его
сущности, отображает реальные процессы
в природе, обществе и мышлении
такими, которыми они есть в действительности.
Поскольку весь окружающий мир находится
в движении, изменению и развитию, диалектика
в своей основе неизбежно должны выходить
из этой всеобщности. Она и воссоздает
в мышлении все процессы действительности
в обобщенной форме с учетом их противоречивости,
изменений, взаимопереходов, становление
нового. Поэтому диалектика и имеет категоричный
аппарат, законы и принципы, которые адекватно
отображают в мышлении изменения и взаимопереходы.
поскольку самые являются подвижными
и сменными. Без понимания этого, без учета
диалектики разногласий и движущих сил
развития в любых естественных и общественных
системах объективной действительности
истинное познание невозможное. Диалектика,
в отличие от других концепций развития,
рассматривает предметы и явления не изолировано
один от другого, а в их взаимной связи,
а, итак, и во взаимодействии, и противоречивости.
Процесс развития можно понять и воссоздать
в мышлении только с учетом этого. Таким
образом, если рассматривать диалектику
как теорию развития, то ее антиподами
является метафизика и "отрицательная"
диалектика; если рассматривать диалектику
как логику, то ее альтерантивами есть
софистика и эклектика. Если же рассматривать
диалектику как теорию познания, то ее
альтернативами выступают догматизм и
релятивизм. Поэтому диалектика является
альтернативой всех теорий, учений, течений
и направлений, которые отбрасывают, игнорируют
или фальсифицируют объективные принципы
связи, развития, разногласия, возражение,
такие, как метафизика, софистика, догматизм,
релятивизм.
Список
использованной литературы
1. Философия. Учебник.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –
168c;
2. http://prog10.narod.ru/glava2_4.htm;
3. Философия. Учебник.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –
174-175c;
4. Философия (конспект
лекций) Якушев А. – 153c
5. http://www.sunhome.ru/philosophy/1951
6 Софизм // Философский энциклопедический
словарь. - М., 1989
7. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/79980
8. http://allphilosophy.ru/altd.php
9. Философия: учебник для
высших учебных заведений. –
Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
10. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия: Учебник для
вузов. М., 1996.
11. В. И. Ленин о литературе
и искусстве, 3 изд., М., 1967.
12. Плеханов Г. В., Искусство
и литература, М., 1948
13. Модернизм. Сб. ст., М., 1973
14. Каган М. С., Лекции
по марксистско-ленинской эстетике,
2 изд., Л., 1971
15. Медведев П. Н., Формализм
в западноевропейском искусствоведении,
кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971