Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:49, реферат
Задачей моего реферата было выяснить, каковы аспекты спора диалектики и метафизики как форм философского мировоззрения, и какую роль в этом играют софистика, схоластика и догматизм. Развитие - общее ствойство и главнейший признак материи, это невозвратное, направленное изменение материальных и идеальных обектов. Но развитием не является любое изменение. В процессе развития количественные преобразования приводят к изменению качества объекта, создавая новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.
Введение
1. Диалектика, её виды и особенности
2. Исходные принципы, законы и категории
3. Законы материалестической диалектики
4. Категории диалектики
2.1 Метафизика – антипод диалектики
2.2 Формы метафизики
2.3 Метафизика как основная альтернатива диалектики
2.4 Схоластика
2.5 Формализм
2.6 Догматизм
2.7 Релятивизм
2.8 Софистика и эклектика
Заключение
Список использованной литературы
Возможны и другие, в
том числе и смешанные
2.3 Метафизика как основная
альтернатива диалектики
Философские идеи, систематизирующие
метафизику, можно свести в две
группы.
В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. Также можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
По вопросу связей старого
и нового — если диалектика признает
наличие связей между старым и
новым, то метафизика полностью отвергает
их, считая, что новое целиком вытесняет
старое.
По вопросу о причине
движения — согласно метафизике движение
не может исходить из самой материи,
причиной движения является внешний первотолчок.
По вопросу взаимосвязи
количества и качества — сторонники
метафизики не видят взаимосвязи
между количеством и качеством;
по их мнению, количество изменяется благодаря
количеству (увеличение, уменьшение и
т. д.), качество изменяется благодаря качеству
(то есть само по себе улучшается, ухудшается).
По вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития.
В системе мышления —
если динамический способ мышления сводится
к шагам "тезис — антитезис
— синтез", то метафизический опирается
на формулы "или — или", "если не
то, значит — это", то есть метафизическое
мышление негибкое и однобокое. В отношении
к окружающей действительности — диалектика
видит мир во всем его многообразии ("цветное
видение мира"), а метафизика — однообразно,
по принципу "черное — белое".
В отношении к познанию
— согласно диалектике познание есть
постепенный и целенаправленный
процесс к абсолютной истине, через
последовательное постижение пока
познаваемых (относительных) истин (то
есть от простого к сложному и абсолютному
с учетом их единства); согласно метафизике
абсолютную истину можно познать сразу,
с помощью надчувственных и сверхопытных
приемов, носящих "умозрительный"
характер. В отношении к окружающему миру
- диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным,
метафизика - состоящим из отдельных вещей
и явлений. Жизненные проявления метафизики
разнообразны. Она обнаруживает себя как
в мышлении, так и в практическом действии.
Наиболее жизнестойкими формами метафизики
являются догматизм, софистика, эклектика.
Схоластика
В Средние
века философия не
Формы обучения,
а также литературные формы
средневековья были созданы не
сразу. Собственно говоря, раннее
средневековье явилось
Метафизическая теория бытия
Философия
Фомы Аквинского, как и его
последователей, является не реализмом,
а объективным идеализмом. В поле
притяжения объектов идеализма
находятся различные оттенки
спиритуализма, утверждающего,
1.Сущность и существование
Фома считал,
что реально существуют лишь
единичные вещи, или субстанции,
состоящие из сущности и
2. Материя и форма
Категории
материи и формы Фома также
заимствует из аристотелевской
метафизики. Различая в субстанциях
2-а компонента - материю и форму,
Аристотель стремился создать
философскую основу для
Вводя градацию
форм, Фома, дает философское обоснование
иерархичности не только мира
природы, но и общественного
порядка. Критерием,
Формализм
Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. В области человеческих отношений формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу. В истории искусства формализм проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству.Формализм возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью он раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, "поп-арт" и "оп-арт", "антитеатр" и "театр абсурда", оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания. Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования формализма [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как "игра формы", как способ созидания "чистых" эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Формализм сказался и на методологии науки об искусстве. Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями формализма – с эстетизмом, с теорией и практикой "чистого искусства", "искусства для искусства", показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.
Догматизм
Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.
Информация о работе Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики