Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

Задачей моего реферата было выяснить, каковы аспекты спора диалектики и метафизики как форм философского мировоззрения, и какую роль в этом играют софистика, схоластика и догматизм. Развитие - общее ствойство и главнейший признак материи, это невозвратное, направленное изменение материальных и идеальных обектов. Но развитием не является любое изменение. В процессе развития количественные преобразования приводят к изменению качества объекта, создавая новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.

Содержание

Введение
1. Диалектика, её виды и особенности
2. Исходные принципы, законы и категории
3. Законы материалестической диалектики
4. Категории диалектики
2.1 Метафизика – антипод диалектики
2.2 Формы метафизики
2.3 Метафизика как основная альтернатива диалектики
2.4 Схоластика
2.5 Формализм
2.6 Догматизм
2.7 Релятивизм
2.8 Софистика и эклектика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диалектика, схоалстика и тыды.docx

— 59.81 Кб (Скачать)

Возможны и другие, в  том числе и смешанные интерпретации  развития, связи и взаимодействия.                                                     Виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия. Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм,  догматизм, релятивизм и др.

2.3 Метафизика как основная  альтернатива диалектики                                                                                           

Философские идеи, систематизирующие  метафизику, можно свести в две  группы.                                                                    

В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими  идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.  В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается  противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к  катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. Также можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

По вопросу связей старого  и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и  новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое.                                                                                                 

По вопросу о причине  движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок.                                                                                                                                  

По вопросу взаимосвязи  количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи  между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе  улучшается, ухудшается).                                                                                                                      

По вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным  образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития.                                   

В системе мышления —  если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис  — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое. В отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое".                                                                                                         

В отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через  последовательное  постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному  с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер. В отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.                                                                                  

Схоластика

     В Средние  века философия не представляла  собой отдельного раздела обучения. С IX в. она перестала быть не только энциклопедией наук, но и обобщенным познанием человеческого и Божественного промысла (хотя еще в XII в. совокупность свободных искусств иногда называлась "философией"); философия начала поиск своих собственных - логических, космологических, психологических - проблем. В XII в. большинство из них было сформулировано, но они еще не были описаны систематически. Как бы то ни было, старая программа обучения не была изменена: метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с теологией, а логические же излагались в тривиуме как диалектика. Диалектика явилась обособлением светской философии, и если философию и противополагали теологии, то только в смысле применения диалектики и логической трактовки проблем, которые противопоставлялись Откровению. Другую, отличную концепцию философии создали только в следующий период средневековья.

     Формы обучения, а также литературные формы  средневековья были созданы не  сразу. Собственно говоря, раннее  средневековье явилось периодом  их выработки. Оно их создало  и передало следующему периоду.  Но само оно по своим формам  было индивидуальным, поскольку  не знало схем. Раннее средневековье  было временем становления не  только упомянутых форм, оно разработало  также программу и методы средневековой  науки. Эта программа и эти  методы получили название схоластики, они были разработаны только  в конце XI - начале XII в., до того времени наука носила досхоластический характер. Самое сильное течение средневековой философии, то, которое выражало схоластику в наиболее точном значении этого слова, не сразу нашло свое собственное выражение, поскольку не имело, подобно пантеизму, готовых образцов и должно было самостоятельно создавать свои методы и теории.     Рассмотрим положения философии Фомы Аквинского, яркого представителя схоластики, так как они наиболее близки к нашей теме.

     

 

 

     Метафизическая теория бытия

     Философия  Фомы Аквинского, как и его  последователей, является не реализмом,  а объективным идеализмом. В поле  притяжения объектов идеализма  находятся различные оттенки  спиритуализма, утверждающего, что  вещи и явления - это лишь  проявления душ. На вопрос о  том, что является первичным,  томизм отвечает , что первичен дух - бог, а материя - это его творение и является чем-то вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но не отрицая существование объективной действительности, признает также существование нематериального мира, который является первичным. Идеалистический характер философии Аквинского слишком очевиден, ибо он недвусмысленно вытекает из самой идеи креационизма - сотворения мира из ничего.

 

      1.Сущность  и существование

      Фома считал, что реально существуют лишь  единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования.  Он считал, что различие между  сущностью и существованием не  есть нечто только мысленное,  зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим,  реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но  она не имплицирует их существование.  Это происходит потому, что все  существующее в мире создано  богом, а следовательно зависит от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.

      2. Материя  и форма

      Категории  материи и формы Фома также  заимствует из аристотелевской  метафизики. Различая в субстанциях  2-а компонента - материю и форму,  Аристотель стремился создать  философскую основу для процессов  обобщения и классификации в  естественных науках, стремился  решить проблему об отношении  общего к единичному и наоборот. В толковании Фомы Аквинского реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. Материя представляет основу индивидуализации, материя лишенная формы, пассивна, не может без нее существовать. Форма является активным элементом.     Аристотель признавал существование единичных вещей, он на почве своей системы объединял материалистические и идеалистические элементы. Аквинский "очистил" аристотелизм именно от материалистических элементов, которые нельзя было примирять ни с истинами откровения, ни с церковной философией того периода, основанной на платоновских традициях. Однако форма в толковании Фомы приобретает иной смысл, чем у Аристотеля. В понимании последнего она была совокупностью общих существующих признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них.      Правда, Аквинат также считал, что общее, или форма, содержится в единичных вещах, но на этом он не остановился. Он различает в субстанциях 3-и рода форм, или универсалий: 1) универсалия, содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 2) универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом уме. В этом виде реально она существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной; 3) универсалия - независимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.

      Вводя градацию  форм, Фома, дает философское обоснование  иерархичности не только мира  природы, но и общественного  порядка. Критерием, отличающим  одну вещь от другой, выступают  не их естественные особенности,  а различия в совершенстве  форм, являющихся "не чем иным, как подобием бога, которому вещи  сопричастны". У Аквинского материя  не существует извечно, а оказывается  созданной богом из ничего, а  потому - вторична. Возможность присуща  ей не в силу природы, а  вложена в нее творцом и  только благодаря ему осуществляется. В период, когда развивающаяся буржуазия подчеркивала ценность земной жизни, призывы пренебречь бренной жизнью были не в интересах церкви. Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, доказать безусловную зависимость мира от творца, с другой же - показать, что сверхъестественные цели реализуются через цели реальные, земные. Поэтому Аквинский вводит понятие естественных причин посредством которых бог правит миром. Во все категории аристотелевской метафизики Фома вкладывает теологическое содержание, лишая их этим естественнонаучного характера. Аквинский рассматривает проблемы познания этики, политического и правового учения, естественной теологии, сердцевиной которой являются так называемые "доказательства" бытия, бога.

      Формализм

      Формализм  (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. В области человеческих отношений формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу. В истории искусства формализм проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству.Формализм возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью он раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, "поп-арт" и "оп-арт", "антитеатр" и "театр абсурда", оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания. Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования формализма  [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как "игра формы", как способ созидания "чистых" эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Формализм сказался и на методологии науки об искусстве. Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями формализма – с эстетизмом, с теорией и практикой "чистого искусства", "искусства для искусства", показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.

 Догматизм

      Догматизм  (от dogma, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

Информация о работе Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики