Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:47, контрольная работа
Исследование диалектики и метафизики на различных этапах развития философии.
Введение…………………………………………………………… стр 2-3
1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7
2.Историческое развитие диалектики как метода……………….стр.8-9
3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12
Заключение…………………………………………………………...стр.13
Список используемой литературы………………………………….стр.14
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7
2.Историческое
развитие диалектики как
3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………….стр.14
Введение.
Эпоха Просвещения—одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.[3,стр.131]Она сумела реализоваться практически—в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789—1794гг. Это крупнейшее событие европейской истории XVIII в.в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии.[3,стр.149] Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Принципиально новым этапом её развития стало ,творчество классиков немецкого идеализма конца XVIII—началаXIX вв.—Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.[3,стр.149] Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта и др.Философия становилась рефлексией ,т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры.[3,стр.149] Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии.. Он пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.
Философия
Гегеля — максимально
Диалектика и метафизика.
И диалектика, и метафизика в философии имеют длительную
историю, начиная с античной эпохи. В наше время их смысловое значение существенно изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и с теми, которые имели место в XVII - XIX в.в.
Диалектика—(греч. dialectice —вести беседу, спор)— филосософская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.[6]
Зарождение и становление диалектики происходит в период античности. В то время она была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения(Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.)
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно
Гераклиту, все течет и изменяется,
все существует и в то же время
не существует, находится в постоянном
процессе возникновения и исчезновения.
Гераклит стремился объяснить
Можно сделать следующий вывод, что диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики – Г.Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания.
Вклад
Г.Гегеля в развитие философии в первую
очередь определяется разработкой
диалектического метода.
Под диалектикой в данном случае понимается
теория развития, в основе которого лежит
единство и борьба противоположностей,
т.е. становление и разрешение противоречий.
«Противоречие есть
критерий истины, отсутствие
противоречия—критерий
заблуждения» --этот вызывающий тезис
Г.Гегеля можно считать ключевым для уразумения
гегелевской диалектики. «Противоречие
есть корень всякого движения и жизненности:
лишь поскольку нечто не имеет в самом
себе противоречие, оно движется, обладает
импульсом и деятельностью»--,утверждает
философ. Причем развитие осуществляется
не в произвольном порядке, а по определенному
правилу: утверждение (тезис), его отрицание
(антитезис), отрицание отрицания (синтез,
снятие противоположностей).[3,стр.
Марксистская философия появилась в 40-х гг. XIX столетия. Её основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.[3,стр.185]
Классики материалистической диалектики – К.Маркс и Ф.Энгельс, они придали системе диалектики целостный и научный характер.
Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.[2,стр.133,135]
Антиподом диалектики является метафизический метод.Метафизика – (от греч. meta ta physika - после физики) -1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.[большой энциклопедический словарь,10].
Характерная черта метафизики как философского метода мышления—односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания—или шире—любого элемента целого.[2,стр.180]
Выделяют две основные исторические формы метафизики:
1.Примерно до середины XIX в. преобладающим методом в философии и науке была старая метафизика. Она имела дело преимущественно с предметами(и их мысленными отражениями)как с чем-то законченным и неизменным. Глубокий анализ этой формы сделал Ф.Энгельс. Он выявил специфику—отрицание всеобщей связи и развития, убеждение в окончательной завершённости системы всех мировых связей, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или») и др. [2,стр.181]
2.Вторая форма—новая метафизика. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие—это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики.[2,стр.183]
Если для диалектики развитие—единство возникновения и уничтожения, взаимопереходы, единство и борьба противоположностей, самодвижение всего сущего по спирали, и т.п., то новометафизическая концепция толкует развитие иначе.Оно здесь может понимать следующим образом:
1.как
простой,всеобщий и вечный
2.как только качественные изменения( «творческая эволюция», «катастрофизм» и т.п.);
3.как
повторение, монотонный процесс,
имеющий строго линейную
4.как вечное движение по одному кругу(а не по спирали) и приводящее всегда к одним и тем же последствиям;
5.как движение, из которого фактически изъята его сущность—противоречие, единство противоположностей;
6.как
только прогресс—т.е. как
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, и др.), которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм и т. п. познавательного процесса.
К ним можно также отнести софистику и эклектику, которые зародились в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.
Особенности
метафизики философии Нового времени
были обусловлены промышленной и
научной революциями того времени,
возникновением нового естествознания.
В основании человеческого
Историческое развитие диалектики как метода.
Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.[4,стр. 218]
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы;
1.античная,которая была наивной и стихийной, так как опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения(Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
2.Немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
3.Материалистическая,основы
которой были заложены К.
Хочу повториться,что античная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. [3]Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако
диалектика Гегеля разрабатывалась
на идеалистическом решении