Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Исследование диалектики и метафизики на различных этапах развития философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………… стр 2-3

1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7
2.Историческое развитие диалектики как метода……………….стр.8-9

3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12

Заключение…………………………………………………………...стр.13

Список используемой литературы………………………………….стр.14

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………… стр 2-3

1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7

2.Историческое  развитие диалектики как метода……………….стр.8-9

3.Отличие  диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12

Заключение…………………………………………………………...стр.13

Список  используемой литературы………………………………….стр.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Эпоха Просвещения—одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.[3,стр.131]Она сумела реализоваться практически—в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789—1794гг. Это крупнейшее событие европейской истории  XVIII в.в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии.[3,стр.149] Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Принципиально новым этапом её развития стало ,творчество классиков немецкого идеализма конца  XVIII—началаXIX вв.—Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.[3,стр.149] Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта и др.Философия становилась рефлексией ,т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры.[3,стр.149] Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии.. Он пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.

   Философия Гегеля  — максимально рационализированный  и логизированный объективный идеализм.  В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». [1,стр.28] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диалектика  и метафизика.

И диалектика, и метафизика в философии имеют длительную

историю, начиная с античной эпохи. В наше время их смысловое значение существенно изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и с теми, которые имели место в XVII - XIX в.в.

Диалектика—(греч. dialectice —вести беседу, спор)— филосософская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.[6]

Зарождение  и становление диалектики происходит в период античности. В то время она была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения(Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.)

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно  Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время  не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».[9]Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Можно сделать следующий вывод, что  диалектика  совместима как с  материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики – Г.Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания.

      Вклад Г.Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия—критерий заблуждения» --этот вызывающий тезис Г.Гегеля можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто не имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»--,утверждает философ. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).[3,стр.171]

Марксистская  философия появилась в 40-х гг. XIX столетия. Её основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.[3,стр.185]

Классики  материалистической диалектики – К.Маркс  и Ф.Энгельс, они придали системе  диалектики целостный и научный характер.

      Материалистическая  диалектика К.Маркса в качестве первичной  признает диалектически развивающуюся  объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории  и законы мыслительной деятельности людей.[2,стр.133,135]

Антиподом диалектики является метафизический метод.Метафизика – (от греч. meta ta physika - после физики) -1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.[большой энциклопедический словарь,10].

Характерная черта метафизики как философского метода мышления—односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания—или шире—любого элемента целого.[2,стр.180]

Выделяют  две основные   исторические формы  метафизики:

1.Примерно  до середины XIX в. преобладающим методом в философии и науке была старая метафизика. Она имела дело преимущественно с предметами(и их мысленными отражениями)как с чем-то законченным и неизменным. Глубокий анализ этой формы сделал Ф.Энгельс. Он выявил специфику—отрицание всеобщей связи и развития, убеждение в окончательной завершённости системы всех мировых связей, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или») и др. [2,стр.181]

2.Вторая  форма—новая метафизика. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие—это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики.[2,стр.183]

Если  для диалектики развитие—единство  возникновения и уничтожения, взаимопереходы, единство и борьба противоположностей, самодвижение всего сущего по спирали, и т.п., то новометафизическая концепция толкует развитие иначе.Оно здесь может понимать следующим образом:

1.как  простой,всеобщий и вечный рост, увеличение или уменьшение( «плоский  эволюционизм»),т.е. только как  чисто количественные изменения  без коренных качественных преобразований;

2.как  только качественные изменения( «творческая эволюция», «катастрофизм» и т.п.);

3.как  повторение, монотонный процесс,  имеющий строго линейную направленность(развитие  как движение по прямой линии,  в одной плоскости, процесс,  «тянущийся в абстрактную бесконечность»(Г.Гегель));

4.как  вечное движение по одному кругу(а не по спирали) и приводящее всегда к одним и тем же последствиям;

5.как  движение, из которого фактически изъята его сущность—противоречие, единство противоположностей;

6.как  только прогресс—т.е. как восхождение  от простого к сложному, от низшего к высшему, игнорируя регресс.[2,стр.184-185]

Метафизический  способ познания включает в себя целый  ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, и др.), которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм и т. п. познавательного процесса.

К ним  можно также отнести софистику и эклектику, которые зародились в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.

Особенности метафизики философии Нового времени  были обусловлены промышленной и  научной революциями того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.[10] 
 
 
 
 
 
 

Историческое  развитие диалектики как метода.

Само  слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.[4,стр. 218]

Научный диалектический взгляд на мир складывался  в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались  в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня  можно выделить три ее исторические формы;

1.античная,которая была наивной и стихийной, так как опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения(Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);        

2.Немецкая  классическая, которая была разработана  Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

3.Материалистическая,основы  которой были заложены К.Марксом  и Ф.Энгельсом. .)[2стр.132]

Хочу  повториться,что античная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время  Зенон из Элеи. Аристотель даже называл  Зенона «изобретателем диалектики»

Элементы  диалектического мышления можно  найти в философских учениях  многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все  это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. [3]Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако  диалектика Гегеля разрабатывалась  на идеалистическом решении основного  вопроса философии и не могла  быть до конца последовательной. В  диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе. [5]Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».  

Информация о работе Диалектика и метафизика