Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Автор: Оксана Садовая, 10 Ноября 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Различают методологию как учение о методах, и методологию как теорию, используемую при анализе. Благодаря методологической функции философия занимает важное место в системе научного знания. Важную методологическую роль играют философские методы - диалектика и метафизика.
Философия - это не только любовь к мудрости, мировоззрение, наука, но самостоятельная форма общественного сознания и «душа» культуры. Философские теории, концепции, идеи, существующие в обществе на данном этапе развития, обслуживают это общество, используются им. Хотя зачастую многие из них унаследованы из предшествующего развития. Гегель глубоко уловил сущность философии как формы общественного сознания, охарактеризовав ее как «эпоху, схваченную в мысли».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
2. Общая характеристика классической немецкой философии
3. Философская картина мира
4. Общество как подсистема объективной реальности
5. Ценности человеческого существования. Смысл и цель жизни
6. Социально-экономические отношения как основной предмет права и условия его формирования
Заключение - 21

Литература - 22

Работа содержит 1 файл

диалет.rtf

— 469.93 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: «Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика».

 

      ПЛАН РАБОТЫ 

     ВВЕДЕНИЕ

     1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

     2. Общая характеристика классической немецкой философии

     3. Философская картина мира

     4. Общество как подсистема объективной реальности

     5. Ценности человеческого существования. Смысл и цель жизни

     6. Социально-экономические отношения как основной предмет права и условия его формирования

     Заключение - 21

     Литература - 22

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Философия - сложный социальный феномен. Она возникает с появлением классового общества, с отделением умственного труда от физического, первоначальное лоно философии - мифология. Философия - это любовь к мудрости, связанной с поиском истины, осмыслением общечеловеческих проблем на основе сплава теории и практики.

     Философия - это и мировоззрение, но мировоззрение по логическому объему шире мировоззрения философского. Философия составляет ядро мировоззрения. Мировоззренческие ориентации философии проявляются при рассмотрении соотношений 1) сознание и материя, 2) природа и Бог. В первом случае возникает материализм, идеализм объективный и субъективный, дуализм, во втором случае - теизм, пантеизм, деизм, атеизм.

     Философия как учение о наиболее общих принципах бытия и познания является наукой. Как таковая философия ведет разработку категориального аппарата. Именно философия обращается к разработке категорий «сущность», «явление» «случайность», «необходимость», «свобода», «причина», «следствие» «фактор», «мир», «объект», «субъект», «возможность», «действительность», «развитие», «движение», «человек», «добро», «красота», «общество», «государство», «власть», «право», «правосознание», «мораль», «закон» и тд. На протяжении всего развития философской мысли шла разработка наиболее общих понятий, т.е. категорий. Именно поэтому к философии обращаются представители самых различных отраслей научного знания. Отсюда философское знание является методологическим.

     Различают методологию как учение о методах, и методологию как теорию, используемую при анализе. Благодаря методологической функции философия занимает важное место в системе научного знания. Важную методологическую роль играют философские методы - диалектика и метафизика.

     Философия - это не только любовь к мудрости, мировоззрение, наука, но самостоятельная форма общественного сознания и «душа» культуры. Философские теории, концепции, идеи, существующие в обществе на данном этапе развития, обслуживают это общество, используются им. Хотя зачастую многие из них унаследованы из предшествующего развития. Гегель глубоко уловил сущность философии как формы общественного сознания, охарактеризовав ее как «эпоху, схваченную в мысли».

     Философия является интеграционным основанием духовной культуры, которое соединяет эстетическо-познавательное отношение к миру и эстетические ценности. Духовно-практическое освоение мира неразрывно с философской культурой общества и личности, ее гуманистической направленности.

 

  1. Проблема метода в философии.

     Диалектика и метафизика. 

     Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

     Философия являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Каждый метод дает возможность познать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во "взаимодействии" методов, что также обусловлено тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

     Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют конкретные, часто научные методы. В процессе развития познания выработались общие принципы мышления как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.

     Необходимость выбора и обоснование методов, выяснения их соотношения, породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию. Эта система исходных принципов или начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

     Философская теория есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания. Философия в отличии от конкретных наук, вырабатывает всеобщий метод познания - диалектику, как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

     Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

     Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

     Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

     Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

     Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

     В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

     Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

     Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

     Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

     Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

     Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

     Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

     Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.

     Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

     Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

     Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

     Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та метата физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.

     В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:

     1. Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории -- это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

     2. Особая философская наука -- онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

     3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

     Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире -- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

     Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

     1. Старая метафизика - была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика