Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:11, контрольная работа
Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 вопрос: «Диалектика и метафизика»…………………………………………………5
2 вопрос: «Историческое развитие диалектики как метода познания»………………8
3 вопрос: «Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля»…10
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………….16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
Диалектика
и метафизика
Преподаватель: Зельников Юрий Иванович
Работа
выполнена Учетно-
Группа вечерняя
2 курс
Калуга – 2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 вопрос:
«Диалектика и метафизика»…………………………………………………
2 вопрос: «Историческое развитие диалектики как метода познания»………………8
3 вопрос: «Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля»…10
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Тема «Диалектика и метафизика» в философии имеет огромное научное значение. Многие философы рассматривали два этих понятия, отделяя одно от другого. Этим они показали как одно отличается от другого.
Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.
В
силу своей всеобщности
Или другой пример. Как проверить степень оригинальности наших мыслей и речей: говорим ли мы на самом деле что-то умное или изрекаем банальности? С помощью диалектики очень просто: сформулируйте мысль, противоположную исходной. Если окажется, что обе они имеют смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали нечто, достойное внимания. Если же противоположная мысль особого смысла не имеет, то и первая – скорее всего тривиальна.
Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат – признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий – получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики – теории самоорганизации сложных систем.
В
связи с ростом интереса к религиозной
философии и пересмотром
Этимологически здесь все достаточно просто: мета (греч.) – «сверх», «над». Таким образом, все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. А это может быть не только, например, духовная, но и биологическая, и социальная реальность – они ведь сверхфизичны. Но под метафизикой понималась особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. Однако эксперименту, наблюдению, опыту человека и человечества доступна пока еще крайне малая доля сущего. Все «остальное» находится в области, запредельной для человеческой чувственности. Размышления об этом и есть метафизика.
Предмет метафизики, в ее первичном смысле, - рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности и т.п.
В связи со сказанным полезно упомянуть категории трансцендентального и трансцендентного. Это две разные ступени сверхчувственной реальности. Несомненно, бытие – сверхчувственно, но оно не обязательно сверхприродное, надмировое. Такая реальность, выходящая за грань эмпирии и характеризующаяся, по Канту, так называемыми априорными (доопытными) формами познания (типа пространства и времени как форм чувственного познания и причинности как категории рассудка), называется трансцендентальной.
Выше
ее стоит полностью сверхопытная
реальность, фактически недоступная
и теоретическому познанию. Эта трансцендентная,
или ноуменальная, реальность Канта.
По мысли всех религиозно думающих
философов, Бог есть трансцендентная реальность
(но не все трансцендентное божественно).
Диалектика и метафизика.
Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со средних веков и до 18 в. Диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики.
Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «Трансцендентальная диалектика» Канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании.
Для Гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» («Энциклопедия философских наук»). Диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. Диалектическая структура абсолютна (божества, идентичного вселенной) развивается в «Науке логики» (т.е. онтологии). Природа и дух суть не то иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира.
Для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и – поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. В законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. Великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез).
Метафизика (от греч. meta ta phyzika – то, что за физическим) – название соч. Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит «позади» нее), но само по себе является первым; поэтому метафизику называют также «первофилософией» со времени поздней античности и средних веков – вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь.
Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология). Различают спекулятивную метафизику, которая стремится толковать и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается набросать мировую картину посредством общего обозрения результатов всех частных наук. Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа. Познание этих проблем определяет духовный облик человека и составляет тем самым, говоря словами Канта, «неистребимую потребность» человека.
Благодаря
христианству возникла подготовленная
античным платонизмом метафизика в смысле
объективного дуализма между посюсторонним
и потусторонним – иными словами, между
имманентным и трансцендентным, «чисто
чувственным существованием» и «истинным
бытием», или иначе, говоря словами Канта,
между явлением и вещью в себе, - и метафизика
в смысле познавательного дуализма между
«чисто чувственным» восприятием, отрицающим
истинное познание бытия, и «чистым» мышлением
и познанием на основе разума, с помощью
которого ожидают или даже рассчитывают
достичь этого познания бытия. На такой
основе начиная со времен поздней античности
(уже в период неоплатонизма), в эпоху средневековья
и в новое время возникает спекулятивная
метафизика, которая пыталась познать
истинное бытие и даже Бога на основе чистого
разума. Кант в своей «Критике чистого
разума» (1781) поколебал этот вид метафизики
тем, что отрицал у любой неощущающей,
чисто спекулятивно-конструктивной мысли
способность к какому-либо познанию действительности.
В идеализме спекулятивная метафизика
пережила большой подъем, в особенности
в произведениях Фихте, Шеллинга, Гегеля
и даже еще у Шопенгауэра. Вместе с тем
добился признания поощряемый успехами
естественных и техники позитивизм, который
расценивает метафизические проблемы
как ложные, определяет их как мнимые вопросы
и требует отклонения метафизики за то,
что она якобы фальсифицирует действительность,
когда спрашивает о сущности и смысле
вещей; единственная задача человеческого
духа – оценить действительность и овладеть
ею. Неокантианство также было враждебно
метафизике. Так, во второй половине 19
в. Метафизика потеряла свое значение;
научной теорией, учением о принципах
познания и методах частных наук стала
философия, свободная от метафизики. Возвращение
назад к метафизике наблюдается к началу
20 в. Человеческая мысль устремлена к простому,
единому и целостному. Действительность,
на изучение которой направляют свои усилия
многие отдельные науки, - только одна,
и к ней, к ее простому и целостному, можно
приблизится лишь с помощью метафизического
способа рассмотрения. Математика, физика,
биология, а также и другие частные науки
пытались вторгнуться в область метафизики
для того, чтобы вновь обрести общую для
всех наук плоскость, в которой можно было
бы сделать попытку набросать единую,
свободную от противоречий картину мира.
Возник целый ряд метафизик, опирающихся
на частные науки; для настоящего времени
характерно пронизывающее все науки стремление
быть справедливыми к притязаниям метафизики,
продумать все вопросы до конца и воспринимать
данное как целое (а не только в отдельных
его аспектах). В самой метафизике отдавание
себя со стороны познающего человека действительному
составляет предпосылку всякого исследования
истины.
Историческое развитие диалектики как метода познания
Научный
диалектический взгляд на мир складывался
в течение длительного развития философии.
Элементы диалектики содержались в учениях
философов древнего Востока, Индии, Китая,
Греции, Рима. Сегодня можно выделить три
ее исторические формы — стихийную диалектику
древних, идеалистическую диалектику
немецкой классической философии и материалистическую
диалектику современности. Стихийная
диалектика древних в наиболее ясной форме
была выражена в философии древней Греции,
в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно
Гераклиту, все течет и изменяется, все
существует и в то же время не
существует, находится в постоянном процессе
возникновения и исчезновения. Гераклит
стремился объяснить превращение вещей
в их собственную противоположность. Вот
один из фрагментов его рассуждений: «Одно
и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее
и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись,
есть то, и обратно то, изменившись, есть
это». Ряд диалектических проблем поставил
в свое время Зенон из Элеи. Аристотель
даже называл Зенона «изобретателем диалектики».
На идеалистической основе стихийная
диалектика развивалась в школах Сократа
и Платона. Сократ рассматривал диалектику
как искусство обнаруживать истину путем
столкновения противоположных мнений
в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика».
Платон называл диалектикой логический
метод, с помощью которого идет познание
сущего — идей, движения мысли от низших
понятий к высшим. Элементы диалектического
мышления можно найти в философских учениях
многих представителей античного материализма
и идеализма, последующих за ними философских
учений и школ, но все это была стихийная
диалектика. В утверждении диалектического
взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая
диалектика немецкой классической школы
(Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени
развития идеалистическая диалектика
достигла в философской системе Гегеля.
Становление системы принципов и категорий диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории истолковываются с материалистической позиции, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. Иными словами, диалектические свойства (всеобщие изменчивость, противоречивость, отрицательность и пр.) приписывается самой объективной, т.е. материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.