Диалектика И Метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 29.32 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Кафедра: Философии 

Факультет: МиМ Специальность: Менеджмент организации

                                          (направление) 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 

по  дисциплине: Философия 

Тема: Диалектика и метафизика 
 
 
 
 
 

Студент: Порваткина Светлана Андреевна

                     (Ф.И.О.)

Курс: 2    № группы : 1С-МО202

Личное дело №10ммд10228

Преподаватель: Иконникова Наталия Игоревна

                         (Ф.И.О.) 
                     
                     
                     
                     

     Введение 

     В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных  данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

     Для того чтобы изучить диалектический метод, в первую очередь нужно  сопоставить диалектический и метафизический методы познания, т.к. диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой  как противоположным ей способом мышления и познания. 

     В истории философии сложились  три основные формы диалектики:

  • античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
  • немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
  • материалистическая, основы, которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно изучить основные этапы  развития диалектики.

     Особое  внимание следует уделить таким  периодам формирования диалектики, как  диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается  самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а  вторая - материалистической диалектикой, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.  
 
 
 

                         1. Диалектика и метафизика.

Диалектика  как философская  теория и философский  метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.

     Так, материалист Гераклит в своем  учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение  мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику  вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты  Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

     Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и  с идеализмом. В первом случае она  выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики (равно  как и диалектического идеализма) – Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А  классики материалистической диалектики (равно как и диалектического  материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный  и научный характер.

     Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.

Платон  уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно  ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».

Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.

     Метафизика  и метафизические воззрения. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

     Метафизические  ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая  критике гераклитовский принцип  текучести всего сущего, элеаты заострили  внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все  неизменно. Одни расплавляли мир  в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном  камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации  аналитико-классификационных приемов  в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

     Метафизический  метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный  лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

     В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности. 

     2. Историческое развитие диалектики как метода познания.

Постоянно развивающаяся борьба старого и  нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта  борьба объективно предполагает необходимость  диалектики научной  теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

     Само  слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство  вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.

     Научный диалектический взгляд на мир складывался  в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались  в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня  можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

     Наиболее  яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

       Если у Гераклита речь идет  о диалектической действительности  в целом, то Зенон Элейский  впервые выдвинул противоречивость  понятий движения и вообще  отдельных форм бытия. Именно  элейская школа резко противопоставила  мысленный и чувственный мир,  единство и множественность. 

     На  основе философии Гераклита и  элеатов возникла отрицательная  диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую  развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также  и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и  вопросно-ответной, разговорной теории диалектики, внесенный Сократом, стал пронизывать всю античную философию  и свойственную ей диалектику.

     Продолжая мысль Сократа и трактуя мир  понятий, или идей, как особую самостоятельную  действительность, Платон понимал под  диалектикой не только расчленение  понятий на четко обособленные роды и не только искание истины с помощью  вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого  можно достигнуть лишь с помощью  сведения противоречивых частностей в  цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в  форме диалогов, заключающих в  себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

     Аристотель  превратил платоновские идеи в единичные  формы вещей и присоединил  учение о потенции и энергии идей. Он развил диалектику дальше – в  направлении познания реально существующего  космоса. В своем учении о четырех  причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что  все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных  форм самодвижущихся вещей в общее  самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом.

     Классическая  немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

     Вершиной  классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь  этого движения и развития». У  Гегеля диалектика охватывает всю область  действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной  диалектикой  исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое, и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому, же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом саморазвитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

Информация о работе Диалектика И Метафизика