Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:48, реферат
Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.
Введение
Основная часть
Диалектика
Метафизика
Единства и различия
Принципы диалектики
Заключение
Список литературы
С
о д е р ж
а н и е
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Среди философских методов познания наиболее древними являются:
Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также:
Рассмотрим
кратко характерные
особенности диалектики
и метафизики, так
как эти философские
методы достаточно широко
представлены в истории
философии и науки,
включая их современный
этап.
Диалектика
Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:
Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других.
Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем.
Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.
Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.
Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают – и при определённых условиях – переходят друг в друга.
К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:
положительное и отрицательное
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития:
«ячменное зерно»: растение – зёрна – новые зёрна
тезис – антитезис – синтез
теория – практика – новая теория
Каждый
цикл выступает как
виток в развитии,
а спираль –
как цепь циклов.
Действие данного
закона обнаруживается
не в каждый момент,
а в целостном,
относительно завершённом
процессе развития.
Метафизика
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнонаучного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Её основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания.
Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем – особенно в современной западной философии.
Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно в этом значении понятия «метафизика» далее пойдёт речь. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её
форме.
Единства
и различия
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:
«Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей.
Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Это может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);
д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны
и другие – в
том числе и
смешанные – интерпретации
развития, связи и
взаимодействия.
По
Гегелю, Д.— своеобразный
и единственно
правильный метод
познания, противоположный
метафизике. Метафизическая
или догматичная философия
основывается на рассудочном
познании явлений, когда
фиксируются отд. свойства
предмета независимо
друг от друга. Догматическая
философия держится
односторонних определений
рассудка и исключает
противоположные им
определения. Догматизм
всегда допускает одно
из двух противоположных
определений, например,
что мир или конечен,
или бесконечен (Гегель,
Соч., т. 1, М. — Л., 1929,
с.70 — 71). Диалектический
метод в противоположность
метафизическому основывается
на разумном познании,
рассматривает предмет
в единстве его противоположных
определений. Д. — метод
познания, посредством
которого постигается
с высшей точки зрения
единство противоречий.
Идеалистическая концепция
Д. у Гегеля — учение
о самодвижении понятий;
метод Д. раскрывает
истинное содержание
предмета и, следовательно,
показывает неполноту
односторонних определений
рассудка.
Принципы
диалектики
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его “дух”. К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.