Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.

Содержание

Введение
Основная часть
Диалектика
Метафизика
Единства и различия
Принципы диалектики

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диалектика и метафизика реф.docx

— 38.47 Кб (Скачать)
 

С о д е р ж  а н и е 
 
 
 

   Введение 

   Основная  часть

    1. Диалектика                          
    2. Метафизика                        
    3. Единства и различия            
    4. Принципы диалектики      

       

   Заключение    

                       

     Список литературы              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Среди философских методов  познания наиболее древними являются:

  • диалектический
  • метафизический

Но  философские методы не исчерпываются  двумя названными. К их числу относятся  также:

  • аналитический (характерный для современной аналитической философии)
  • интуитивный
  • феноменологический
  • герменевтический (понимание) и др.

Рассмотрим  кратко характерные  особенности диалектики и метафизики, так  как эти философские  методы достаточно широко представлены в истории  философии и науки, включая их современный  этап. 
 

Диалектика

Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

Античная  диалектика, которая  была «наивной и стихийной», поскольку опиралась  на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который  понимал диалектику как искусство  диалога), Зенона (который  пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых  других.

Немецкая  классическая диалектика, которая была разработана  Кантом, Фихте, Л. Шеллингом  и особенно глубоко  Гегелем.

Материалистическая  диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма  и которая представляет собой целостную  систему принципов, категорий и законов.

Диалектический  метод исходит  из того, что если в объективном  мире происходит постоянное развитие, возникновение  и уничтожение  всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины  в противоположностях, чтобы правильно  отразить развивающуюся  реальную действительность. Поэтому важнейшим  принципом диалектики является историзм –  рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

Окружающий  нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет  как единство многообразного неразрывно связан с  другими предметами и все они постоянно  взаимодействуют  друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости  всех явлений вытекает один из основных принципов  материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.

Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод  включает в себя и  другие принципы –  объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение  единого» (принцип  противоречия) и др. Эти принципы формулируются  на основе соответствующих  законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность  объективного мира в  его беспрерывном развитии.

Основные  категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и  случайность, общее  и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

Связь и взаимодействие определённых философских  категорий выступают  как законы диалектики, главным из которых  является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое  основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь  противоположностей).

Противоположности – это такие  стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают  – и при определённых условиях – переходят  друг в друга.

К числу противоположных  можно отнести, например, такие явления  и процессы, как:

положительное и отрицательное

  • интегрирование и дифференцирование (в математике)
  • ассимиляция и диссимиляция (в биологии)
  • ассоциация и диссоциация (в химии и психологии)
  • прогресс и регресс
  • материальное и идеальное и т. п.

Кратко  суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».

Закон взаимного перехода количественных и  качественных изменений  вскрывает механизм развития: постепенное  накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению  нового качества, которое  в свою очередь  оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания  выражает поступательный, циклический, преемственный  характер развития и  его формулу: «спираль», а не «круг» или  «прямая линия». При  этом развитие предстаёт  как процесс, как  бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий  их иначе, на более  высокой основе. Примеры  циклического развития:

«ячменное зерно»: растение –  зёрна – новые  зёрна

тезис – антитезис –  синтез

теория  – практика –  новая теория

Каждый  цикл выступает как  виток в развитии, а спираль –  как цепь циклов. Действие данного  закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом  процессе развития. 
 

Метафизика

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально  «то, что следует  после физики») был  введён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнонаучного знания.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:

Философия как наука о  всеобщем, исходным прообразом которой  и было учение Аристотеля о «первых родах  сущего». Её основные категории – это  предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект  познания.

Особая  философская наука  – онтология, учение о бытии как  таковом, независимо от его частных  видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось  как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза  и др.), так и  в настоящем –  особенно в современной  западной философии.

Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому  методу как своему антиподу. Именно в  этом значении понятия  «метафизика» далее  пойдёт речь. Самая  характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её

форме. 
 

Единства  и различия 

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных  исторических формах, среди которых  можно выделить две  основных:

«Старая»  метафизика была характерна для философии  и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей.

Новая метафизика в отличие  от старой не отвергает  ни всеобщую связь  явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху  громадных достижений науки и общественной практики. Особенность  антидиалектики в  новой форме –  сосредоточение её усилий на поисках различных  вариантов истолкования, интерпретации развития.

Это может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий  строго линейную направленность («развитие  по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения  нового (концепции  «круговорота»);

д) как движение, из которого при этом изымается его  сущность – противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение  от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны  и другие – в  том числе и  смешанные – интерпретации  развития, связи и  взаимодействия. 

По  Гегелю, Д.— своеобразный и единственно  правильный метод  познания, противоположный  метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.  
 
 
 
 
 

Принципы  диалектики 

Принципэто сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его “дух”. К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим  от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Информация о работе Диалектика и метафизика