Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:09, реферат
Предлагаю рассмотреть вопрос понятия: диалектика, софистика, эристика. Мы затронули этот вопрос на лекции, но мне показалось, что мы его рассмотрели не полностью и я хотел бы добавить к тому материалу, что мы начали изучать . Думаю, что это тема будет интересна для вас и она в дальнейшем пригодиться вам для учебы.
1)Вступление.
2)Общие понятия диалектики и развития.
3)Понятие софистика и ее виды.
4)Эвристика и ее модели.
5)Заключение.
6)Список используемой литературы.
Барышников Александр Сергеевич.
Студент группы Дма-202.
Тема: Понятия: диалектика, софистика, эвристика.
План:
1)Вступление.
2)Общие понятия диалектики и развития.
3)Понятие софистика и ее виды.
4)Эвристика и ее модели.
5)Заключение.
6)Список используемой литературы.
1)Вступление.
Предлагаю рассмотреть вопрос понятия: диалектика, софистика, эристика. Мы затронули этот вопрос на лекции, но мне показалось, что мы его рассмотрели не полностью и я хотел бы добавить к тому материалу, что мы начали изучать . Думаю, что это тема будет интересна для вас и она в дальнейшем пригодиться вам для учебы.
2) Общие понятия диалектики и развития.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через(см. Рис.№1):
Рисунок № 1
Рис.№1:Аспекты диалектики.
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Законы диалектики.
Среди способов понимания
диалектики развития – законов, категорий,
принципов – основополагающими
являются законы диалектики.Закон –
это объективные (не зависящие от
воли человека), общие, стабильные, необходимые,
повторяющиеся связи между
Рисунок № 2
Рис.№2:Три закона диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель1, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием2. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы:
1)борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
2)борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
3)антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия(см.рис.№3):
Рисунок № 3
Рис.№3.Виды взаимодействия.
1)Содействие -когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы.
2) Солидарность, союзничество - стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении.
3) Нейтралитет - стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой.
4) Мутуализм – полная взаимосвязь для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
1)развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
2)развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
3)развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
1)организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
2)исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс3, новое время и т.д.).
Основные принципы диалектики.(См.рис.№4)
Рисунок№4
Рис.№4.Принципы диалектики.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм
подразумевает два аспекта
1)вечность, неуничтожимость истории, мира;
2)его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
3)Понятие софистика и ее виды.
Софистикое течение в Древней Греции, созданное софистами. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму4, первых профессиональных учителей по общему образованию.
Термин «софистика» проиходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику.В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. В античной софистике отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Старшие софисты (Протагор5, Горгий6 ,) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, «самостью»; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к «истине». Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует, в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям7.
Различают следующие виды софизмов(см.рис.№5):
Рисунок №5
Рис.№5.Виды софизмов.
а) софизм «учетверение термина» —умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, «Папа не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, папа желает хорошего»,
б) софизм недозволенного процесса — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: «все рыбы имеют хвост— некоторые яйцекладущие имеют крылья»;
в) софизм собирательного среднего термина — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: «некоторые люди умеют играть в футбол— все дипломаты-люди — все дипломаты умеют играть в футбол».
4)Эвристика и ее модели.
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке8. В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.
В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом9, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств.
Эвристические модели.
Основным назначением эвристики является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей:
Информация о работе Понятия: диалектика, софистика, эвристика