Понятия: диалектика, софистика, эвристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Предлагаю рассмотреть вопрос понятия: диалектика, софистика, эристика. Мы затронули этот вопрос на лекции, но мне показалось, что мы его рассмотрели не полностью и я хотел бы добавить к тому материалу, что мы начали изучать . Думаю, что это тема будет интересна для вас и она в дальнейшем пригодиться вам для учебы.

Содержание

1)Вступление.

2)Общие понятия диалектики и развития.

3)Понятие софистика и ее виды.

4)Эвристика и ее модели.

5)Заключение.

6)Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Риторика.Барышников Александр Сергеевич.Дма-202Word.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

Барышников Александр  Сергеевич.

Студент группы Дма-202.

 

Тема: Понятия: диалектика, софистика, эвристика.

 

План:

1)Вступление.

2)Общие понятия диалектики  и развития.

3)Понятие софистика и  ее виды.

4)Эвристика и ее модели.

5)Заключение.

6)Список используемой  литературы.

 

1)Вступление.

       Предлагаю рассмотреть вопрос понятия: диалектика, софистика, эристика. Мы затронули этот вопрос на лекции, но мне показалось, что мы его рассмотрели не полностью и я хотел бы добавить к тому материалу, что мы начали изучать . Думаю, что это тема будет интересна для вас и она в дальнейшем пригодиться вам для учебы.

 

2) Общие понятия  диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через(см. Рис.№1):

Рисунок  № 1




 

 

Рис.№1:Аспекты диалектики.

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход  на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Законы диалектики.

Среди способов понимания  диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими  являются законы диалектики.Закон –  это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики (см.Рис.№2:

Рисунок № 2




 

 

 

Рис.№2:Три закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей.

             Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель1, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием2. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы:

1)борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

 

2)борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3)антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

           Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия(см.рис.№3):

Рисунок № 3




 

 

 

 

 

Рис.№3.Виды взаимодействия.

1)Содействие -когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы.

2) Солидарность, союзничество - стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении.

3) Нейтралитет - стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой.

4) Мутуализм – полная взаимосвязь для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.

 

 

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Закон отрицания  отрицания.

Закон отрицания отрицания  заключается в том, что новое  всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и  отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного  развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки  зрения:

1)развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

2)развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

3)развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что  из трех точек зрения наиболее близкой  к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

1)организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

2)исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс3, новое время и т.д.).

Основные принципы диалектики.(См.рис.№4)

 

 

Рисунок№4




 

 

 

 

Рис.№4.Принципы диалектики.

      Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

         Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

 

        Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм  подразумевает два аспекта окружающего  мира:

1)вечность, неуничтожимость истории, мира;

2)его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

3)Понятие софистика  и ее виды.

        Софистикое течение в Древней Греции, созданное софистами. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму4, первых профессиональных учителей по общему образованию.

        Термин «софистика» проиходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику.В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. В античной софистике отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Старшие софисты (Протагор5, Горгий6 ,) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, «самостью»; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к «истине». Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует, в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям7.

    Различают следующие виды софизмов(см.рис.№5):

Рисунок №5





 

 

 

Рис.№5.Виды софизмов.

а) софизм «учетверение термина» —умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического  силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, «Папа не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, папа желает хорошего»,

б) софизм недозволенного процесса — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в  заключении: «все рыбы имеют хвост— некоторые яйцекладущие имеют крылья»;

в) софизм собирательного среднего термина — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний  термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в  одной из посылок: «некоторые люди умеют  играть в футбол— все дипломаты-люди — все дипломаты умеют играть в футбол».

 

4)Эвристика и  ее модели.

Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке8.  В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом9, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств.

 

Эвристические модели.

Основным назначением  эвристики является построение моделей  процессов решения какой-либо новой  задачи. Существуют следующие типы таких моделей:

Информация о работе Понятия: диалектика, софистика, эвристика