Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:55, курс лекций
Философия, её сущность и предназначение. Философия Древнего Востока. Античная философия. Средневековая европейская и арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Русская религиозная философия 19-20 в. в. Западная философия XIX в. Западная философия XX в.
Лекция №1-2 Философия, её сущность и предназначение.
Философствуют все люди - даже те, кто никогда не слышал этого слова. Великий философ Кант (186) считал философию «естественной склонностью души». Ибо «не хлебом единым» жив человек: он стремится иногда, и посмотреть на звезды, приподняться над обыденностью, взглянуть на мир и на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходящего. Каждый человек «немножко» философ, как и «немножко» поэт, «немножко» музыкант. И если это было не так, не было бы ни стихов Пушкина, ни звуков Моцарта.
Если бы философия (философствование) не затрагивали сокровенные струны души, не выражали высочайшие общественные интересы, не было бы ни Платона, ни Аристотеля, ни Гегеля, не могла бы возникнуть и развиваться философия как теоретическая форма сознания, как самосознание культуры. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. До н. э.) подчёркивал, что от философии не нужно ждать практической «пользы».
Философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность.
Термин «философия» в переводе с греч. означает «любовь к мудрости». Предмет её изучения - мир, вся необъятная действительность, мир видимых и не видимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и не живая природа. Поиск истины и тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надёжность веры, сила знания, пути к счастью - все подобные вопросы становятся предметом изучения философии.
Философия возникла в середине первого тысячелетия до н. э. в 3-х очагах цивилизаций. К. Ясперс назвал это время осевым. Почему ?
Характер
философских проблем таков, что
простой, однозначный, окончательный
результат их разрешения не возможен.
Философские выводы всегда гипотетичны,
но каждый шаг человеческой истории,
каждый новый рубеж обретенного
социального опыта открывает
перед философским разумом
В структуре философского знания можно выделить следующие элементы: метафилософия-философия философии; история философии – учение о становлении и развитии философских школ; онтология - философское учение о бытие; гносеология - философское учение о познании (познаваем ли мир; каковы методы и цели познания; каков субъект и объект познания); социальная философия - учение об обществе, его законах, структуре и т. д.; философская антропология - учение о человеке, его природе, сущности и т.д.; диалектика - философское учение о развитии. В структуре философского знания также выделяют философию истории, философию культуры, философию природы, философию права, философию техники, философию науки и т. д. Функции философии: мировоззренческая; методологическая; прогностическая; критическая; аксиологическая; познавательная; воспитательно-гуманитарная.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на своё собственное
место в нём, понимание оценка человеком
смысла своей жизни и, деятельности,
судеб человечества: совокупность обобщенных
научных, философских, социально - политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.
Философия является теоретической основой
мировоззрения. Историческими типами мировоззрения являются: мифология, религия, философия. Мифология - форма общественного сознания, характерная
для ранних стадий общественного развития.
Религия - форма мировоззрения, основанная
на вере в наличие сверхъестественных
сил, которые влияют на жизнь человека
и окружающий мир. Религия - это вера в
высшие, абсолютные, непреходящие ценности.
Религия и философия схожи и различны
между собой. Что касается человека, то
ему нужны и знания, и вера. Философия -
научно-теоретический тип мировоззрения.
Она отличается рациональностью, системностью,
логикой. Философское мировоззрение основано
на знании, науке, а не на вере и вымысле;
опирается на четкие понятия и категории;
основано на разуме.
Несмотря на то, что философских проблем очень много, выделяется одна центральная проблема, центральный нерв всех философских размышлений – основной вопрос философии. Он был сформулирован Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и коней немецкой классической философии». Благодаря основному вопросу философии философские школы были систематизированы в следующие направления: материализм, идеализм, диалектика, метафизика, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, иррационализм. Основной вопрос философии имеет 2 стороны:
Что первично: материя или сознание?
Генезис философии происходил
при наличии следующих
Лекция №3 Философия Древнего Востока.
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Философия возникает в 7-6 веке до н.э. и в ней впервые человечество пыталось рационализировать свои представления о мире, осмыслить свое место и предназначение в нем. Первым памятником древнеиндийской мысли являются Веды, сыгравшие огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества. Философские школы Древней Индии: ортодоксальные школы (Веданта IV-II вв. до н.э., Миманса VI в. до н.э., Санкхья VI в. до н.э., Ньяя III в. до н.э., Йога II в. до н.э., Вайшешика VI-V вв. до н.э.) и неортодоксальные (Джайнизм IV в. до н.э., Буддизм VII в. – VI в. до н.э., Чарвака-локаята)
Большинство философских систем древней Индии пессимистичны. Они указывают на зло и его причины в мире, пронизаны чувством беспокойства, неудовлетворенности миром. Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о причине страданий и о самом страдании, но намечает пути к прекращению страдания. Попытка вывести человека из бездны отчаяния, дать ему шанс на спасение приводила к мысли о некоем нравственном вечном миропорядке как воплощении справедливости, действие которого распространяется даже на богов и выражается в законе Кармы. Индийская этика не сводится к аскетизму и умерщвлению естественных склонностей человека, но утверждает, что «низшее должно подчиняться высшему». Следует воздерживаться от нанесения вреда всему живому, лжи, воровства, стяжательства. Высшая цель жизни — освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь, металл и воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – ян и женского – инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Идеи первых философов Китая Лао-цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозгласил принципом отношением между людьми гуманность - жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освещает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.
Лекция № 4 Античная философия
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э., около 1200 лет. Этапы античной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение; среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека; высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.; эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы — мораль и свобода человека, познания и т. д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношения Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Натурфилософские школы в центре внимания держат чувственно-материальный космос, размышляют о сущности и первоначалах мира. Они рассматривают субстанциональные основы вещей (т. е. то, из чего возникают все вещи).
Сократ (469—399 гг. до н. э.), впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа, Сократ занимался, прежде всего, природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда стремление философа к самопознанию. К познанию себя именно как «человека вообще», т. е. моральной, общественно-значимой личности.
4 в. до
н.э. является для Греции
Аристотель (384 г. до н. э. — 322 г. до н. э.) был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля против учителя концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в самих вещах, а не в каком-то умопостигаемом, «втором» мире, «мире идей». «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?» — спрашивал Аристотель.
Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона? 1) мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир; 2) вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т. е. изучать следует саму действительность, а не «запредельный» мир идей; 3) в центре познания должны быть не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы.
Лекция №5-6 Средневековая европейская и арабоязычная философия
Европейская христианская или средневековая философия занимает большой период времени VII-XV века. Главное отличие христианской философии — ее сопряженность с проблемами религии. Философия развивается с учетом основных догм христианства.
Патристика и схоластика — это основные этапы средневековой философии. Главные проблемы патристики - проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — «град божий»; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог.
Этап «схоластики» (IX—XV вв.) с точки зрения развития философии выглядит более изощренным, развитым. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугена; Бенавентура; Альберт Великий; Фома Аквинский; Росцеллин; Абеляр; Ансельм Кентерберрийский и многие другие) продолжала поднятые патристикой философские проблемы. Однако, эти проблемы носили несколько иной характер. По содержанию они по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки. Проблема соотношения общего и единичного тоже занимала много места. Она была связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).
В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н.э. упадок в экономическом и культурном отношении, в мусульманском мире, охватывавшем после завоевания арабов в VII в. н.э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производства, науки и культуры, значительное оживление торговли. В отличие от европейской схоластики арабская философия не испытала сильного влияния идей Платона, а больше склонялась к аристотелизму.
Философы
и ученые мусульманского мира оказали
мировоззренческие и
Первым
родоначальником исламской
Большой интерес аль - Кинди проявлял к таким проблемам как: проблема Бога, проблема разума и определения сущности философии, классификация наук.
Большой вклад в развитие философии и науки внес Абу Али ибн Сина (980-1037), уроженец туркестанской Бухары, энциклопедически образованный человек. Самым известным на Востоке и Западе считается капитальный труд «Канон медицины», в котором содержатся довольно разработанная для того времени анатомия, физиология, терапия, хирургия, фармакология, профилактика.