Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА
Неоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие, с его точки зрения, волю к власти. Он полагал, что разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни.
Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться.
Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о «вечном возвращении». По его мнению, космические силы имеют предел. Они способны на многие комбинации, но в конечном счете происходит лишь повторение того, что уже было. Иными словами, прогресса не существует.
Учение датского философа С. Кьеркегора, которое называют учением о стадиях жизни, основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность — это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Выть — это значит существовать», что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то.
Существование, субъективность (по сути это страсть), являясь основой бытия, подчиняются законам субъективной (экзистенциальной) диалектики. Последняя рассматривается Кьер-кегором как средство, с помощью которого человек проходит три качественно различные стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.
На эстетической стадии ценой отказа от обретения «истины» своего существования достигается эмоциональное наслаждение. Это приводит к тому, что человек перестает владеть собой и полностью отдается во власть влечений и страстей. Возникают неудовлетворенность жизнью и отчаяние.
Этическая стадия — это стадия добродетели. Самоопределение личности осуществляется на основе морального закона, который обладает статусом категорического императива. Мотивацией поведения здесь является не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом. На этой стадии отчаяние от «полной скорой жизни» продолжает углубляться, и человек все больше убеждается в том, что противоположностью греха является не добродетель, а вера.
На третьей — религиозной — стадии человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к Богу, подлинному существованию, в котором вера, страдание, отречение от мира есть благо.
Таким образом, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду. Именно в этом состоит суть основополагающего тезиса религиозного экзистенциализма Кьеркегора.
Западная философия XX в,
Аналитическая философия. В центре внимания аналитической философии находятся проблемы понимания предмета и сущности философии, проблемы онтологии, гносеологии и методологии науки, решение которых предлагается осуществить посредством логического анализа языка.
Философы этого направления отрицают познавательно-
Все философские предложения считаются ненаучными, так как рождаются опытной проверке. Их истинность устанавливается по соглашению (конвенции) авторитетных ученых. Поскольку философия не дает нового знания, ее основная задача — осуществление анализа языковых и логических выражений в философии, науке, обыденном языке, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей.
По сути дела, эта философия является философией неопозитивизма, где выделяются две основные ветви: первая объединяет философов, которые в этом анализе отдают предпочтение средствам символической логики (логические позитивисты: Р. Карнап, Б.Рассел, Дж. Айер и др.); вторая — философов, которые отвергают формализацию как метод анализа и занимаются преимущественно анализом значений обыденного языка (лингвистический позитивизм: Л. Витгенштейн и др.).
Развитие аналитической философии показало безуспешность попыток устранить из науки специфические философские вопросы и свести философию к методологии научного познания. В последние годы внутри аналитической философии возрождается интерес к проблемам метафизики, контологической, гно-сеологической и общесоциологической проблематике.
Кризис внутри аналитической философии во многом был связан со становлением постпозитивистской философии, в частности ее направления, как философия науки (И.Лакатос, К. Поппер, Т. Кун и др.).
И. Лакатос разработал методологию научно-исследовательских программ, в которой утверждается, что развитие науки есть Дельный процесс смены связанных между собой теорий. Этот процесс обусловлен нормативными правилами исследования которые включают перспективную и негативную (каких путей исследовании следует избегать) эвристику. Основными Верными элементами этой программы являются « жесткое ядро» (условно неопровержимые фундаментальные допущения) и защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, защищающие ядро).
Т. Кун сконструировал модель научной деятельности определенного научного сообщества, включающую общие теоретические стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки. Эта модель была названа им парадигмой. Та или иная парадигма принимается научным сообществом на основании трудноуловимых факторов — социокультурного, психологического и научного порядка. Революция в науке означает, по Куну, смену парадигмы, происходящую вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы, в рамках которой уже невозможно решить новые проблемы. Отбрасывание старой парадигмы ведет к появлению новых научных теорий и задач, методов решения теоретических головоломок. Согласно Куну, речь при этом идет не о приближении к истине, а о более эффективном решении научных проблем.
К. Попперу принадлежит учение о росте научных знаний. С его точки зрения, рост научных знаний состоит в выдвижении смелых гипотез и их решительном опровержении (фальсификация), ибо абсолютно достоверных знаний не существует.
Фальсификация теории под давлением фактов, с ней не согласующихся, и будет служить основным критерием научности этой теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, так как ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно.
Философская антропология (М. Шелер и др.). Термин «философская антропология» используется в двух значениях. Первое его значение связано с возникновением в начале XX в. самостоятельной философской дисциплины, направленной на изучение человека как биологического организма. Затем сложилось более развернутое понимание философской антропологии, включающее не только научный подход к человеку, но и его ценностное видение.
Ныне формируется принципиально новое толкование философской антропологии как дисциплины, ориентированной на изучение всех социальных и природных проблем в аспекте человеческого представления о мире. ,
Религиозная философия (Ж. Маритен, Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден и др.). Одной из влиятельных религиозно-философских систем является неотомизм, который исходит из абсолютной непогрешимости идей средневекового томизма.
Ставя своей задачей обоснование истинности католической веры, неотомисты стремятся совместить научные знания с религиозным откровением, здравый смысл — с догмами священного писания, признание факта существования объективной реальности — с верой в сверхъестественное.
Неотомисты много внимания уделяют разработке методологии «вживания» католической церкви в общественные структуры путем компромиссов и конформизма.
К религиозной философии относится и такое философское течение, как персонализм (Э. Мунье и др.), признающий высшей духовной ценностью личность, а творцом всего мира — Бога. На человека накладывается отпечаток абсолютной личности Творца. Здесь происходит своеобразное соединение теоцентризма с антропоцентризмом.
Широкое распространение в философских системах религиозного модернизма получили идеи Тейяр де Шардена. Французский мыслитель считал, что весь мир, включая человека, есть результат многотысячелетней эволюции, которая проходит три стадии: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Движущей силой этой эволюции является целеустремленное сознание (ортогенез).
Эволюция в конечном счете принимает у Тейяр де Шардена теологическую форму: пункт Омега (символическое обозначение Христа) становится вершиной прогресса всего Космоса.
Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеме, Дж. Дьюи). Прагматизм как философское течение получил наибольшее распространение в США, где предприимчивость, действие и успех ценятся превыше всего. Пытаясь осмыслить этот факт, прагматики выдвинули на первый план тему действия (практика) и познания.
Центральным понятием прагматизма является понятие «опыт», выражающее единственную реальность, с которой имеет дело человек. Основой опыта являются прежде всего ощущения, а также любые эмоциональные состояния, волевые импульсы и т.п. Вещи, как нечто определенное, в опыте не даны. Они выделяются субъектом усилием его воли из потока ощущений, откуда следует, что реальность «делается» посредством воли или действия человека. Это означает, что объективная сторона опыта игнорируется и он сводится к духовной теоретической деятельности.
При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется все то, что приносит выгоду, служит действию, дает выход из конкретной ситуации.
Утилитарный подход распространяется и на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации.
Это философское направление отличает повышенный интерес к изучению поведения человека. С точки зрения прагматиков, оно детерминировано верой (готовностью действовать определенным образом), привычкой (устойчивой верой) и убеждением (способами действия). Универсальным средством изменения социума и человека является изменение привычек.
Таким образом, прагматизм связывает роль философии с общим методом решения эмпирически фиксируемых проблем, которые возникают у конкретных людей в различных жизненных ситуациях.
Психоанализ и философия неофрейдизма (З.Фрейд, Э.Фромм). Основателем психоанализа является З.Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления.
В общем плане психика человека представлялась Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, разделенные особой психической инстанцией — пред сознательным. Наиболее архаическая, безличная , всецело бессознательная часть включает скрытые представления и влечения, а также вытесненные из сознания идеи. Бессознательное как резервуар психической энергии иррационально и вневременно. Сознание — отпечаток внешнего мира — надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. В его формировании особую роль играет идентификация — бессознательное уподобление объектам (лицам) внешнего мира.
Согласно Фрейду, все душевные процессы в конечном счете бессознательны. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет пред сознательное. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность предсознательного — принципу реальности. Предсознательное сопротивляется, попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистических, асоциальных) и вытесняет их обратно в бессознательное.
Однако бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грезах и неврозах. Происходит также сублимация бессознательных влечений — замещение запретных стремлений социально приемлемыми действиями.
Созданная Фрейдом модель личности соотносилась с соответствующими системами психики и включала «Оно» (бессознательное), «Я» (предсознательное) и «сверх-Я» (сознание, проявляющееся как совесть). После формирования «сверх-Я» в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления — только следствия неудовлетворенности и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества.
Таким образом, Фрейд осуществил биологизацию человеческого существования и в этом смысле придерживался традиций социологии и антропологии XIX в., в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших категорий психоанализа — «эдипов комплекс» — обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное чувство к родителю собственного пола. С вытеснением эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «сверх-Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.